Нужно принять документ? Определяемся с компетенцией органов Общества
Для того чтобы принять тот или иной нормативный правовой акт, следует определиться с органом, который может и должен его утвердить.
Вопросы, отнесенные к исключительной компетенции общего собрания участников Общества, закрепленные в ст. 34 Закона РБ "О хозяйственных обществах" (далее – Закон), не могут быть переданы для решения другим органам управления Общества.
Напомним, что к органам управления Общества относятся также совет директоров, наблюдательный совет, дирекция, правление, директор или генеральный директор.
В то же время существует перечень вопросов, которые просто относятся к компетенции общего собрания Общества (ст. 35 Закона), что позволяет участникам переадресовать их решение иным органам Общества, указав это в уставе.
Утверждение общим собранием локальных нормативных правовых актов Общества относится к вопросам исключительной компетенции общего собрания участников.
Важно! Для отнесения рассматриваемого нами вопроса к исключительной компетенции общего собрания в обязательном порядке необходимо наличие одновременно 2 следующих факторов:
1) указания в Законе на необходимость принятия для регламентации определенного вопроса локального нормативного правового акта Общества;
2) указания в Законе на то, что соответствующий локальный нормативный правовой акт утверждается общим собранием.
Важно! При наличии изложенных выше факторов устав конкретного Общества не может передать утверждение соответствующих локальных нормативных правовых актов в компетенцию какого-либо иного органа управления Общества.
А вот обратная ситуация возможна: даже при отсутствии описанных выше 2 факторов устав конкретного Общества может предусматривать, что утверждение локальных нормативных правовых актов относится к исключительной компетенции общего собрания Общества (ст. 34 Закона).
Перечень таких вопросов не ограничен. И поэтому при желании участников (и реализации этого желания в уставе конкретного Общества) к исключительной компетенции общего собрания может быть отнесено утверждение всех локальных нормативных правовых актов Общества.
Однако такое полномочие общего собрания зачастую нецелесообразно, а в ряде случаев даже губительно для хозяйственного общества.
Ведь если общее собрание участников Общества будет решать все вопросы, связанные с утверждением локальных нормативных правовых актов, то общее собрание участников вынуждено будет утверждать сотни документов, для обсуждения которых и принятия решений по которым потребуется проведение значительного количества заседаний.
Какие документы могут издать и утвердить только участники Общества?
К локальным нормативным правовым актам, которые принимаются исключительно общим собранием участников, относятся:
– акт, определяющий порядок проведения общего собрания участников (ст. 36 Закона);
– акт, определяющий дополнительные требования к подготовке, созыву и проведению общего собрания участников Общества (ст. 36 Закона);
– акт, определяющий порядок получения кандидатами согласия на выдвижение в избираемые (образуемые) органы Общества (ст. 40 Закона);
– акт, определяющий требования к кандидатам, выдвинутым в образуемые органы Общества (ст. 41 Закона);
– акт, определяющий порядок заполнения бюллетеней при проведении общего собрания участников методом опроса (ст. 43 Закона);
– акт, определяющий получение бюллетеней для голосования при проведении общего собрания участников Общества в заочной или смешанной форме (ст. 43 Закона);
– акт, определяющий порядок проведения заочного голосования в рамках общего собрания участников без непосредственного присутствия лиц, имеющих право на участие в общем собрании участников (ст. 45 Закона);
– акт, определяющий способы вручения лицам, имеющим право на участие в общем собрании участников бюллетеней для заочного голосования в общем собрании участников (ст. 46 Закона);
– акт, определяющий требования к квалификационной, профессиональной и иным качествам кандидатов в члены совета директоров (наблюдательного совета) (ст. 51 Закона);
– акт, определяющий порядок принятия решений советом директоров (наблюдательным советом) в части, не урегулированной уставом (ст. 51 Закона);
– акт, определяющий требования к квалификационным, профессиональным и иным качествам кандидатов в члены исполнительного органа Общества (ст. 54 Закона);
– акт, определяющий порядок принятия решений исполнительным органом Общества в части, не урегулированной уставом (ст. 54 Закона);
– акт, определяющий количественный состав ревизионной комиссии Общества (ст. 59 Закона);
– акт, определяющий компетенцию ревизионной комиссии (ревизора) Общества по вопросам, не предусмотренным Законом (ст. 59 Закона);
– акт, определяющий порядок работы контрольно-ревизионной службы Общества (ст. 61 Закона);
– акт, определяющий порядок ознакомления с информацией об Обществе. В отношении данного локального нормативного правового акта надо отметить, что ст. 64 Закона в отличие от вышеприведенных норм данного Закона не указывает, что локальный нормативный правовой акт должен быть утвержден именно общим собранием участников;
– акт, определяющий порядок объявления и выплаты дивидендов акционерного общества в части, не урегулированной уставом акционерного общества (ст. 72 Закона);
– акт, определяющий порядок реализации акционерами преимущественного права приобретения дополнительно выпускаемых акционерным обществом акций в части, не урегулированной уставом этого общества (ст. 76 Закона).
Для удобства, например, первые 8 вышеприведенных видов локальных нормативных правовых актов могут представлять собой один акт, т.е. могут быть объединены в рамках одного локального нормативного правового акта Общества.
Когда локальный акт будет считаться принятым?
Чтобы локальный нормативный правовой акт Общества был принят, требуется квалифицированное большинство: не менее 3/4 от числа голосов лиц, принявших участие в общем собрании участников (ст. 45 Закона).
Кворумом первого общего собрания участников (т.е. минимально необходимым количеством голосов лиц, присутствующих на общем собрании для его действительности) является присутствие на собрании лиц, обладающих 50 % голосов + 1 голос. В уставе конкретного Общества может быть предусмотрен и больший кворум первого общего собрания участников, вплоть до 100 % голосов (включительно).
Кроме того, если в рамках общего собрания участников принимаются решения, требующие в силу Закона, чтобы за них проголосовали участники, обладающие не менее чем 2/3 голосов всех участников, или даже единогласно, то кворумом такого общего собрания участников должно быть присутствие на нем лиц, обладающих не меньшим числом голосов, чем голоса, необходимые для принятия соответствующего решения.
Кворумом повторного общего собрания участников (т.е. собрания, которое проводится, если первое общее собрание с соответствующей повесткой дня не состоялось в связи с отсутствием на нем кворума) является присутствие на собрании лиц, обладающих 30 % голосов + 1 голос, если большее количество голосов не предусмотрено уставом конкретного Общества. Кроме того, изъятие из указанного правила может присутствовать опять же в силу того, что на таком собрании рассматриваются вопросы, решения по которым принимаются квалифицированным большинством голосов от голосов участников Общества или единогласно.
Важно! Утверждение локальных нормативных правовых актов общим собранием участников осуществляется не менее чем 3/4 голосов не всех участников Общества, а именно участников, присутствующих на соответствующем общем собрании участников. При этом на собрании должны присутствовать лица, чьи голоса образуют кворум такого собрания.
Иногда возникают ситуации, когда акт Общества принимается акционерами (их представителями), обладающими всего лишь 22,5 % голосов + 1 голос. Это происходит, когда минимальный кворум повторного общего собрания акционеров, на котором также могут приниматься решения об утверждении локальных нормативных правовых актов Общества, составляет 30 % + 1 голос.
И в случае если на собрании присутствуют акционеры (их представители), обладающие именно указанным минимальным количеством голосов, делающих собрание действительным, для законного утверждения локального нормативного правового акта достаточно 3/4 от 30 % + 1 голос, а это и будет составлять 22,5 % + 1 голос.
Акты Общества могут значительно влиять на внутреннюю жизнедеятельность этого Общества. Их принятие может зависеть не только от голосов, принадлежащих конкретному участнику (участникам) Общества, который заинтересован в принятии определенного локального нормативного правового акта, но и от того, как участники (их представители) посещают общие собрания.
При этом в ООО и ОДО, как правило, на общем собрании участников присутствуют лица, обладающие "значительным количеством голосов"; в ОАО со значительным количеством акционеров зачастую на собрании могут присутствовать лишь лица, обладающие минимальным количеством голосов для его действительности. В связи с этим в разных Обществах может наблюдаться разная стратегия и тактика утверждения локальных нормативных правовых актов общим собранием участников.