В каких случаях бланки документов, информация о которых внесена в ЭБД, признаются налоговыми органами недействительными?
При использовании бланков, выданных другим организациям.
Перечень бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции, информация о которых подлежит включению в электронный банк данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции, утвержден постановлением Совета Министров РБ от 06.07.2011 № 912 (далее – перечень). Указанный перечень состоит из 3 разделов: бланки документов с определенной степенью защиты, документы с определенной степенью защиты, печатная продукция.
Первый раздел включает 6 бланков документов: квитанцию о приеме наличных денежных средств при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) без применения кассовых суммирующих аппаратов и (или) специальных компьютерных систем и платежных терминалов,комплект квитанций формы 0402370004, приходный кассовый ордер, реестр сделок участника биржевой торговли, товарно-транспортную накладную, товарную накладную.
Порядок приобретения, хранения, учета и использования бланков документов определен Инструкцией, утвержденной постановлением МНС, Минфина и Минсвязи РБ от 12.08 2011 № 33/77/17 (далее – Инструкция).
Важно! Нормы данного постановления и Инструкции не действуют в отношении документов с определенной степенью защиты (акцизные марки и контрольные знаки) и печатной продукции (книга замечаний и предложений).
Так, не допускается передача бланков организациями (индивидуальными предпринимателями), приобретшими бланки в установленном порядке, иным организациям (индивидуальным предпринимателям).
В случае установления фактов использования организациями (индивидуальными предпринимателями) бланков, которые по информации, содержащейся в электронном банке данных, выданы другим организациям или индивидуальным предпринимателям, инспекция МНС по месту постановки на учет организации (индивидуального предпринимателя) выносит предписание о прекращении использования выданных бланков. Форма предписания содержится в приложении 1 к Инструкции.
Кроме того, такое предписание инспекция МНС выносит в следующих случаях:
- возбуждения производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) организации или индивидуального предпринимателя;
- направления представления (предложения), заявления (иска) о ликвидации организации, прекращении (приостановлении) деятельности индивидуального предпринимателя;
- выявления фактов неоднократного (2 и более раза подряд) непредставления организацией или индивидуальным предпринимателем в установленном законодательством порядке налоговых деклараций (расчетов) по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджет, в государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды.
Предписание о прекращении использования выданных бланков вручается (в случае невозможности вручения – направляется заказным письмом с уведомлением о получении) организации или индивидуальному предпринимателю не позднее рабочего дня, следующего за днем его подписания начальником (заместителем начальника) инспекции МНС.
Инспекция МНС передает в электронный банк данных информацию о бланках, указанных в предписании о прекращении использования выданных бланков, с признаком «Недействительно».
Бланки, указанные в предписании о прекращении использования выданных бланков, не подлежат использованию:
- или со дня, следующего за днем вручения такого предписания;
- или по истечении 5 рабочих дней со дня его направления организации или индивидуальному предпринимателю.
Важно! Бланки, указанные в предписании о прекращении использования выданных бланков, применяемые организацией или индивидуальным предпринимателем после установленных сроков, считаются недействительными.