Ситуация. Что надо учесть при определении объектов обложения экологическим налогом?
Организация построила здание, в котором размещены складские и офисные помещения. Для его отопления используется котельная установка на газовом топливе. Хозяйственно-бытовые стоки сбрасываются на собственные локальные очистные сооружения. Кроме того, есть:
– резервный дизель-генератор для выработки электрической энергии в период аварий, перебоев в электроснабжении;
– собственная скважина для добычи воды, используемой для хозяйственно-бытовых нужд.
Должна ли организация уплачивать экологический налог за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и за сброс сточных вод?
Возникновение указанных объектов налогообложения зависит от наличия у организации:
– стационарных источников выбросов, требующих разработки нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
– специальных природоохранных документов (разрешений).
Рассмотрим эти вопросы подробнее.
Экологический налог за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
Сначала определим, какие объекты облагаются экологическим налогом за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее – налог за выбросы). Для этого обратимся к нормам ст. 205 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК).
Налогом облагаются выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанные в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях (далее – разрешения). Исключение – выбросы, указанные в разрешении, общий суммарный объем которых менее 3 т в год (пп. 1, 2 ст. 205 НК).
Организация становится плательщиком налога за выбросы при соблюдении двух условий:
1) необходимо иметь разрешение.
Разрешение должны получать организации, осуществляющие деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов (подп. 2.2 п. 2 ст. 21, п. 1 ст. 33 Закона Республики Беларусь от 16.12.2008 № 2-З «Об охране атмосферного воздуха»). В нем указываются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
К источникам выбросов относят технологическое и иное оборудование, технологические процессы, машины, механизмы, от которых осуществляется выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Источник выбросов будет стационарным, если его перемещение без несоразмерного ущерба его назначению невозможно;
2) суммарный выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух согласно этому разрешению |*| должен быть 3 т и более.
Справочно: разрешение получают:
1) если суммарный выброс от всех источников составляет:
– более 0,1 т в год независимо от состава выбросов;
– менее 0,1 т в год, но в их составе присутствуют загрязняющие вещества, отнесенные в установленном Минздравом порядке к 1-му классу опасности загрязняющих веществ, в количестве более 0,0001 т в год;
2) в порядке, определенном Положением о порядке выдачи разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, внесения в них изменений и (или) дополнений, приостановления, возобновления, продления срока действия разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, прекращения их действия, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.05.2009 № 664.
Правила установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух определены Инструкцией, утвержденной постановлением Минприроды Республики Беларусь от 23.06.2009 № 43 (далее – Инструкция № 43).
Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников подлежат нормированию. Исключения предусмотрены п. 4 Инструкции № 43. В частности, нормативы выбросов не надо устанавливать для объектов, включенных в перечень объектов воздействия на атмосферный воздух, источников выбросов, для которых не устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. На эксплуатацию этих стационарных источников выбросов не нужно получать разрешение.
Справочно: перечень таких льготных объектов указан в приложении 2 к постановлению Минприроды Республики Беларусь от 29.05.2009 № 31 (далее – приложение 2 к постановлению № 31).
Теперь применим вышеизложенное к ситуации, когда организация эксплуатирует котельную установку и резервный дизель-генератор. Дымовые трубы этих устройств будут стационарными источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
1. Котельная установка.
В ситуации не сказано о мощности котельной установки у организации. Поэтому воспользуемся нормами п. 1 приложения 2 к постановлению № 31. Так, установки мощностью:
– менее 100 кВт – это источники, для которых не устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
– более 100 кВт – нормируемые источники.
Таким образом, если у организации котельная установка мощностью менее 100 кВт, то этот источник ненормируемый и на его эксплуатацию не надо получать разрешение. Соответственно у организации отсутствует объект налогообложения.
Если же источник нормируемый, то на его эксплуатацию надо получать разрешение и уплачивать налог за выбросы при превышении «льготного» порога.
Важно! Разрешение получают с учетом эксплуатации всех нормируемых стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а не на отдельные источники. В связи с этим организации необходимо будет провести инвентаризацию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, посредством которой будут описаны все нормируемые источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Порядок инвентаризации определен Инструкцией о порядке инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденной постановлением Минприроды Республики Беларусь от 23.06.2009 № 42.
После получения разрешения организация сравнивает суммарное количество выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух согласно разрешению с установленным НК «порогом» в 3 т. Если суммарный выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух по разрешению составляет менее 3 т в год, то у организации нет объекта обложения экологическим налогом за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Если указанный «порог» превышен, то объект налогообложения есть.
2. Резервный дизель-генератор для выработки электрической энергии.
Нестационарное оборудование и находящееся в резерве стационарное оборудование для получения электрической энергии (электрогенераторы, дизель-генераторы электрического тока, железнодорожные электростанции, дизельные электростанции на автомобильных прицепах, а также оборудование, оснащенное двигателями внутреннего сгорания) относятся к ненормируемым источникам выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (п. 10 приложения 2 к постановлению № 31).
Важно! В данном случае мощность оборудования, описанного в п. 10 приложения 2 к постановлению № 31, не влияет на условия их ненормирования (как это было в п. 1 названного приложения).
Значит, резервные дизель-генераторы мощность до 100 кВт и более 100 кВт являются ненормируемыми источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Главное условие льготы – предназначение оборудования, оно должно быть в резерве.
Так как у организации дизель-генератор для выработки электрической энергии находится в резерве, то на его эксплуатацию не нужно получать разрешение. А значит, в части этого источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух у организации нет объекта обложения экологическим налогом за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух |*|.
Если организации будет нужно получить разрешение по каким-либо другим основаниям, то эксплуатация данного оборудования – резервного дизель-генератора для выработки электрической энергии – не будет регламентирована в этом разрешении.
Экологический налог за сброс сточных вод
Сброс сточных вод – это объект обложения экологическим налогом.
Исключение – сброс сточных вод, отводимых в окружающую среду системой дождевой канализации с территории, на которой они образовались в результате выпадения атмосферных осадков.
Справочно: сточные воды – воды, сбрасываемые от жилых, общественных и производственных зданий и сооружений после использования их в хозяйственной и иной деятельности, а также воды, образующиеся при выпадении атмосферных осадков, таянии снега, поливке и мытье дорожных покрытий (поливомоечные работы) на территории населенных пунктов, объектов промышленности, строительных площадок и других объектов и сбрасываемые в окружающую среду, в т.ч. через систему канализации (п. 39 ст. 1 Водного кодекса).
Нужно понимать, что экологическим налогом облагается только сброс сточных вод в следующие компоненты природной среды (приложение 7 к НК):
– в водотоки;
– водоемы и недра;
– подземные воды при использовании земледельческих полей орошения, полей фильтрации, полей подземной фильтрации, фильтрующих траншей, песчано-гравийных фильтров, земляных накопителей.
Для каждого компонента природной среды, куда сбрасываются сточные воды, установлена своя ставка налога.
Чаще всего после локальных очистных сооружений сточные воды (уже очищенные) сбрасываются в подземные воды. При этом способ сброса сточных вод может быть различный. Но есть ситуации, когда после локальных очистных сооружений сточные воды далее сбрасываются в систему городской канализации. Такой сброс сточных вод не является объектом обложения экологическим налогом.
У организации – собственника здания образуются следующие сточные воды:
– хозяйственно-бытовые сточные воды, образуемые в здании в результате хозяйственной деятельности и далее направляемые на локальные очистные сооружения;
– сточные воды с территории, образовавшиеся в результате выпадения атмосферных осадков.
Организация эксплуатирует локальные очистные сооружения. Они используются для очистки хозяйственно-бытовых сточных вод. После очистных сооружений сточная вода (очищенная) сбрасывается или в окружающую среду, или в приемные сети городской канализации.
В ситуации не указано, куда идет сброс сточных вод после локальных очистных сооружений. Необходимость очистки хозяйственных бытовых сточных вод на локальных очистных сооружениях возникает, когда нет возможности сбрасывать эти сточные воды в городские канализационные сети. Вероятнее всего, организация сбрасывает сточные воды после своих очистных сооружений в подземные воды. Такие действия рассматриваются как специальное водопользование.
Справочно: специальное водопользование – водопользование, в т.ч. добыча (изъятие) вод из водных объектов и (или) сброс сточных вод в окружающую среду, осуществляемое с применением гидротехнических сооружений и устройств (п. 38 ст. 1 Водного кодекса).
Специальное водопользование осуществляется на основании разрешений на специальное водопользование или комплексных природоохранных разрешений (далее – разрешения), выдаваемых территориальными органами Минприроды. Исключение – специальные случаи, указанные в п. 2 ст. 30 Водного кодекса.
Справочно: выдачу разрешений регламентирует Положение о порядке выдачи разрешений на специальное водопользование, внесения в них изменений и (или) дополнений, продления срока, прекращения их действия и выдачи дубликатов, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.03.2015 № 152 «О некоторых мерах по реализации Водного кодекса Республики Беларусь».
Примем, что организация сбрасывает сточные воды после очистных сооружений в подземные воды. В связи с этим ей нужно иметь разрешение. Соответственно такой сброс сточных вод – это объект обложения экологическим налогом.
Организация будет плательщиком экологического налога исходя из фактического количества сточных вод (учет в метрах кубических), поступивших в подземные воды в отчетном периоде.
Важно! Экологический налог за сброс сточных вод не связан с наличием или отсутствием у организации разрешения на специальное водопользование, как это установлено при уплате налога за выбросы. Как только организация запустила локальные очистные сооружения и начался процесс сброса сточных вод в подземные воды, она становится плательщиком экологического налога за сброс сточных вод.
Сточные воды с территории, образовавшиеся в результате выпадения атмосферных осадков, как правило, сбрасываются в окружающую среду без очистки. Сброс этих сточных вод не облагается экологическим налогом независимо от объемов их сброса.
Организация в такой ситуации не будет плательщиком экологического налога за сброс сточных вод |*|.