Ситуация 1. Предприятие производит полиэтиленовые пакеты
Для производства полиэтиленовых пакетов (код ТН ВЭД ТС 3923) предприятие использует полиэтиленовую пленку (код ТН ВЭД ТС 392010), приобретаемую у организации-импортера, которая вносит плату оператору*.
__________________________
* Оператор – государственная некоммерческая специально уполномоченная организация в сфере обращения со вторичными материальными ресурсами (далее – оператор).
1. Возникает ли у предприятия обязанность и в отношении какого товара?
Возникает в отношении полиэтиленовых пакетов.
Организации, осуществляющие производство (являющиеся собственниками при производстве из давальческого сырья) товаров, включенных в приложение к Указу № 313 |*|, обязаны обеспечить сбор, обезвреживание и (или) использование отходов, образующихся после утраты их потребительских свойств (подп. 1.2 п. 1 Указа № 313), путем:
* Правила применения на практике новой редакции приложения к Указу № 313 доступны для подписчиков электронного "ГБ"
– применения собственной системы сбора отходов товаров и отходов упаковки из отходов потребления, включающей находящиеся на праве собственности, хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, аренды, безвозмездного пользования сеть стационарных и (или) передвижных приемных заготовительных пунктов и (или) специальные контейнеры для сбора и удаления отходов потребления, производственные линии (цехи, заводы) для их разделения по видам и самостоятельное или с привлечением иных лиц обезвреживание и (или) использование собранных отходов товаров и отходов упаковки (далее – собственная система сбора отходов);
– заключения с оператором договора об организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки и внесения на текущий (расчетный) банковский счет оператора платы за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки.
В рассматриваемой ситуации предприятие является производителем полиэтиленовых пакетов. Данная товарная позиция содержится в приложении к Указу № 313 и классифицируется кодом ТН ВЭД ТС 3923 |*|. Следовательно, у предприятия возникает обязанность, которую оно должно выполнять одним из вышеперечисленных способов.
* Корректировка кодов ТН ВЭД, произошедшая в приложении к Указу № 313, доступна для подписчиков электронного "ГБ"
2. Вправе ли предприятие не исполнять обязанность?
Вправе, если соблюдены определенные условия.
Предприятие вправе не исполнять обязанность, если произведенные полиэтиленовые пакеты:
1) будут использоваться в качестве упаковки для социально значимых товаров, цены на которые регулируют Минэкономики, облисполкомы и Минский горисполком, по перечню, утверждаемому Советом Министров Республики Беларусь, лекарственных и ветеринарных средств, фармацевтических субстанций, протезно-ортопедических изделий, медицинской техники и других товаров медицинского назначения, включая товары, используемые в ветеринарии, денежных знаков (абз. 3 подп. 1.3 п. 1 Указа № 313);
2) будут использоваться в качестве упаковки для товаров, реализованных за пределы Республики Беларусь (абз. 4 подп. 1.3 п. 1 Указа № 313);
3) будут реализованы за пределы Республики Беларусь (абз. 5 подп. 1.3 п. 1 Указа № 313);
4) предназначены для использования юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями в качестве сырья, материалов (полуфабрикатов), запасных частей (комплектующих) при производстве товаров, названных в приложении к Указу № 313 (абз. 8 подп. 1.3 п. 1 Указа № 313);
5) будут использоваться в деятельности предприятия при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, для общехозяйственных нужд и не предназначены для реализации (в т.ч. в составе продукции или в качестве расходных материалов) (абз. 11 подп. 1.3 п. 1 Указа № 313) |*|.
* Условия, позволяющие производителям некоторых групп товаров освободиться от выполнения обязанности по Указу № 313, доступны для подписчиков электронного "ГБ"
Освобождение от обязанности в случаях реализации производителями упаковки на цели, предусмотренные в абз. 3 и 8 части первой подп. 1.3 п. 1 Указа № 313, надо подтвердить документально. Для этого в договоре, предусматривающем поставку такой упаковки, должны быть указаны соответствующие цели приобретения покупателем упаковки и условия представления покупателем документов, подтверждающих использование упаковки на эти цели.
Ситуация 2. Не соблюдены условия для применения льготы
Для производства полиэтиленовых пакетов (код ТН ВЭД ТС 3923) предприятие использует вторичный полиэтилен, изготовленный сторонними организациями-переработчиками по лицензии Минприроды из отходов полиэтилена.
Вправе ли предприятие не вносить плату оператору, если доля вторичного полиэтилена в составе производимых пакетов превышает 30 %?
Не вправе.
В рассматриваемой ситуации предприятие хочет применить льготу, предусмотренную абз. 6 подп. 1.3 п. 1 Указа № 313.
Из нее следует, что производители полимерной упаковки, использовавшие при ее производстве не менее 30 % отходов пластмасс, освобождаются:
1) от исполнения обязанности (часть первая подп. 1.2 п. 1 Указа № 313);
2) регистрации в реестре производителей и поставщиков (часть первая подп. 1.5 п. 1 Указа № 313).
Производители и поставщики обязаны зарегистрироваться в реестре производителей и поставщиков до 22-го числа месяца, следующего за кварталом, на который приходится первый случай возникновения обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов, образующихся после утраты потребительских свойств товаров и упаковки, в соответствии с частью четвертой подп. 1.5 п. 1 Указа № 313. Форму реестра производителей и поставщиков утверждает Минжилкомхоз;
3) представления оператору информации (часть третья подп. 1.5 п. 1 Указа № 313).
Производители и поставщики не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляют оператору информацию по форме, утверждаемой Советом Министров, о выполнении ими в отчетном периоде обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки.
Однако в адрес предприятия от сторонних организаций поступает вторичный полиэтилен, являющийся продукцией, произведенной данными организациями с применением отходов пластмасс. Таким образом, фактически для производства полиэтиленовых пакетов в рассматриваемом случае отходы не используются.
Соответственно льгота, предусмотренная абз. 6 подп. 1.3 п. 1 Указа № 313, в рассматриваемом случае не может быть применена. В противном случае лицензия Минприроды должна быть выдана данному предприятию и согласно особым требованиям и условиям лицензии отходы пластмасс должны применяться для производства полиэтиленовых пакетов.
Ситуация 3. Обязанность отсутствует в отношении опытных образцов товаров
Организация в I квартале 2015 г. ввезла в качестве опытных образцов товары, названные в приложении к Указу № 313 (кондиционеры по коду ТН ВЭД ТС 8415 10), упакованные в картонные коробки и полиэтиленовую пленку.
Ввезенные товары будут протестированы и по завершении тестирования переданы на утилизацию.
Возникает ли у организации обязанность?
Не возникает.
Обязанность, предусмотренная Указом № 313, не возникает, в частности, у организаций в отношении:
– ввезенных товаров, названных в приложении к Указу № 313, используемых в их деятельности при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, для общехозяйственных нужд и не предназначенных для реализации (в т.ч. в составе продукции или в качестве расходных материалов) (абз. 11части первой подп. 1.3 п. 1 Указа № 313);
– полимерной, стеклянной, бумажной и (или) картонной упаковок, упаковки из комбинированных материалов, в которые упакованы ввезенные товары, используемые в их деятельности в качестве основных средств, материалов, сырья, запасных частей (комплектующих) при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, для общехозяйственных нужд (абз. 12 части первой подп. 1.3 п. 1 Указа № 313).
В рассматриваемой ситуации ввозимые товары не предназначены для реализации и используются в деятельности организации. Соответственно предусмотренная подп. 1.2 п. 1 Указа № 313 обязанность в отношении данных товаров не возникает.
Ситуация 4. Способы выполнения организацией розничной торговли обязанности в отношении отработанных ртутных ламп
Торговая организация попала под действие постановления Совета Министров Республики Беларусь от 02.12.2014 № 1124 (далее – постановление № 1124) по сбору отработанных ртутных ламп от населения на территории принадлежащего организации магазина. Из п. 3 постановления следует, что сбор ламп можно осуществлять самостоятельно или с привлечением на основании соответствующих договоров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, заинтересованных в организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки.
Как в данном случае правильно исполнить обязанность?
Организации, осуществляющие розничную торговлю, должны обеспечивать сбор от физических лиц товаров, утративших потребительские свойства, и (или) отходов упаковки в местах их реализации (ремонта, технического обслуживания) по перечню и в порядке, которые определяет Совет Министров Республики Беларусь. При этом перечень товаров, утративших потребительские свойства, и отходов упаковок и порядок их сбора Совет Министров определяет в зависимости от типа и вида торгового объекта, наличия торговой площади и ее размера, а для объектов, осуществляющих ремонт и техническое обслуживание таких товаров, – с учетом их специализации, площади и условий размещения (часть третья подп. 1.2 п. 1 Указа № 313).
При выполнении вышеуказанной нормы и норм Положения о порядке сбора от физических лиц организациями, осуществляющими розничную торговлю, товаров, утративших потребительские свойства, и отходов упаковки в местах их реализации (ремонта, технического обслуживания), утвержденного постановлением № 1124 (далее – Положение), организация торговли может:
1) самостоятельно обеспечивать сбор от физических лиц отходов ртутьсодержащих ламп.
В данном случае собственником и ответственным лицом в части обращения с собранными от физических лиц отходами ламп является организация торговли;
2) заключить договор с заинтересованным юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем на оказание услуг по сбору отходов ламп на территории магазина, принадлежащего организации торговли, силами уполномоченной организации. При этом организация торговли в соответствии с условиями договора должна будет оказывать содействие уполномоченной организации, например, в части отведения места для установки уполномоченной организацией специального контейнера для сбора отходов ртутьсодержащих ламп.
В таком случае собственником собираемых отходов в виде отработанных ртутных ламп и лицом, ответственным за обращение с ними, является уполномоченная организация.
Как видим, ключевой вопрос в указанных случаях – передача (отчуждение) собранных отходов. Поэтому в отношении отходов ртутьсодержащих ламп необходимо выделить следующие варианты:
а) передача организациям, обеспечивающим удаление ламп газоразрядных ртутьсодержащих, утративших потребительские свойства.
Данные организации:
– должны быть определены местными исполнительными и распорядительными органами и размещены на официальных интернет-сайтах исполкомов (п. 2 постановления № 1124);
– не вправе отказать организациям торговли в заключении договоров на оказание услуг по хранению и удалению отходов товаров и отходов упаковки (часть вторая п. 12 Положения);
б) передача организациям-собственникам объектов обезвреживания ламп.
Перечень учтенных объектов обезвреживания отходов размещен на сайте www.minpriroda.gov.by (например, объекты обезвреживания ртутьсодержащих ламп зарегистрировали ООО "Поступ", ЗАО "Экология-121", ОАО "Брестский электроламповый завод" и т.д.).
Важно! Первичный (после физических лиц) собственник собираемых отходов может претендовать на компенсацию расходов по сбору от физических лиц отходов (п. 13 Положения). В отношении ламп постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.02.2015 № 138 установлен следующий размер компенсации: 15 тыс. руб. за 1 лампу.
Соответственно при оценке стоимости оказываемых уполномоченной организацией услуг следует обязательно учитывать размер компенсации расходов по сбору отходов потребления.