_____________________
* Постановление опубликовано в "ГБ", 2014, № 47, с. 10–15.
Указ Президента РБ от 11.07.2012 № 313 "О некоторых вопросах обращения с отходами потребления" (далее – Указ № 313) определил обязанность обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование отходов потребления |*|.
* Новации Указа № 313 доступны для подписчиков электронного "ГБ"
Данная обязанность возлагается на субъектов хозяйствования (далее – организации), которые осуществляют:
– производство и (или) ввоз товаров, перечень которых изложен в приложении к Указу № 313 |**|;
** Практика применения новой редакции перечня товаров доступна для подписчиков электронного "ГБ"
– ввоз товаров в полимерной, стеклянной, бумажной и (или) картонной упаковках, упаковке из комбинированных материалов.
Исключения предусмотрены частью первой подп. 1.3 п. 1 Указа № 313.
Среди них – производители товаров, названные в приложении к Указу № 313, которые приняли на себя обязательство обеспечивать последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты товарами своих потребительских свойств (далее – производители товаров, обязательство).
Порядок и условия принятия таких обязательств определены Положением, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 02.12.2014 № 1123 (далее – Положение).
Рассмотрим их подробнее.
Кто вправе взять на себя обязательства?
Обязательства вправе принять на себя производители, основные виды экономической деятельности которых относятся в соответствии с общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 005-2006 "Виды экономической деятельности":
– к подсекциям:
"Химическое производство";
"Производство резиновых и пластмассовых изделий";
"Производство машин и оборудования";
"Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования";
"Производство транспортных средств и оборудования";
– разделу "Производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них";
– группам:
"Производство нефтепродуктов";
"Производство стекла и изделий из стекла".
Справочно: основной вид экономической деятельности – это вид деятельности, по которому величина показателя, принятого в качестве критерия для определения основного вида экономической деятельности организации-производителя, превосходит его величину по любому другому виду деятельности. В качестве критерия для определения основного вида экономической деятельности организации-производителя используется выпуск товаров.
Для правильного применения норм Положения целесообразно разделить производителей товаров на 2 группы:
– 1-я группа – это производители товаров, указанных в приложении к Положению (Перечень товаров, организации-производители которых осуществляют сбор отходов товаров посредством создания в городах стационарных приемных заготовительных пунктов).
Справочно: в эту группу товаров попали шины, покрышки и камеры резиновые, лампы газоразрядные, лампы ультрафиолетового или инфракрасного излучения, дуговые лампы, а также целый ряд электрического и электронного оборудования: плиты, кондиционеры, холодильники, морозильники, посудомоечные и швейные машины, обогреватели, пылесосы, мониторы, телевизоры и др.;
– 2-я группа – это производители товаров, указанных в приложении к Указу № 313 и не названных в приложении к Положению.
Справочно: в эту группу товаров попали смазочные масла |*|, все виды пленок и упаковок, на которые распространяет свое действие Указ № 313, посуда и санитарно-технические изделия из пластмасс, а также целый ряд электрического и электронного оборудования: телефоны, компьютерное оборудование, электроинструмент и др.
* Вопросы обращения с отработанными маслами как товаром доступны для подписчиков электронного "ГБ"
Суть обязательств
Обязательства сводятся к осуществлению 3 основных направлений деятельности:
– сбор от физических лиц отходов, образующихся в результате утраты потребительских свойств товаров, названных в приложении к Указу № 313 (далее – отходы товаров);
– самостоятельное или с привлечением иных лиц обезвреживание и (или) использование собранных отходов товаров на территории Республики Беларусь;
– информирование физических лиц об осуществлении сбора отходов товаров.
Как видим, выполнение обязательства по большей части касается обращения с отходами. Поэтому при выполнении обязательств в полной мере необходимо руководствоваться требованиями законодательства об обращении с отходами |*|.
* Последствия невыполнения требований Указа № 313 доступны для подписчиков электронного "ГБ"
Сбор, обезвреживание и (или) использование отходов товаров организациями 1-й группы
Производители товаров 1-й группы должны:
1) для осуществления сбора отходов товаров от физических лиц создать в городах стационарные приемные заготовительные пункты (на праве собственности, хозяйственного ведения и (или) оперативного управления).
Отметим, что Положение:
– не конкретизирует количество создаваемых пунктов;
– не дает однозначного определения понятию "приемный заготовительный пункт".
В последнем случае рекомендуем руководствоваться терминами и их определениями в соответствии с проектом технического кодекса установившейся практики "Охрана окружающей среды и природопользование. Отходы. Правила обращения с коммунальными отходами", где:
– заготовка вторичных материальных ресурсов – это закупка у физических лиц по договорам купли-продажи отходов, являющихся вторичными материальными ресурсами;
– заготовительный пункт – оборудованное место для заготовки вторичных материальных ресурсов.
Справочно: вторичные материальные ресурсы (далее – ВМР) – это отходы, которые после их сбора могут быть вовлечены в гражданский оборот в качестве вторичного сырья и для использования которых в Республике Беларусь имеются объекты по использованию отходов (ст. 1 Закона РБ от 20.07.2007 № 271-З "Об обращении с отходами"; далее – Закон № 271-З).
Из отходов товаров, производимых производителями 1-й группы, все отходы относятся к ВМР, за исключением отходов ламп, которые являются отходами, подлежащими обезвреживанию.
Помимо законодательства об обращении с отходами на порядок сбора отходов товаров посредством приемных заготовительных пунктов в полной мере распространяются и требования иных сфер законодательства (санитарное, пожарное, законодательство о бухгалтерском учете и отчетности и т.д.).
Справочно: на данный момент на стадии согласования находится проект СанПиНа, который в полной мере необходимо будет применять при осуществлении сбора отходов товаров;
2) произвести обезвреживание и (или) использование собранных отходов товаров.
Что касается отходов, собираемых производителями 1-й группы, то самостоятельное использование либо передача для осуществления данного вида деятельности актуальны для таких из них, как отходы шин, покрышек и камер, отходы электрического и электронного оборудования. Обезвреживание отходов актуально в отношении отходов ламп.
Справочно: перечни объектов по использованию отходов, объектов обезвреживания отходов размещены на сайте minpriroda.gov.by в разделе "справочная информация".
При самостоятельном использовании и (или) обезвреживании отходов важно обратить внимание на требования Закона № 271-З, Закона РБ от 09.11.2009 № 54-З "О государственной экологической экспертизе", Указа Президента РБ от 01.09.2010 № 450 "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Сбор, обезвреживание и (или) использование отходов товаров организациями 2-й группы
Виды товаров, производимых производителями 2-й группы, удобно разделить на 3 группы и обобщить требования к порядку сбора их отходов, образующихся в результате утраты данными товарами своих потребительских свойств, в соответствии с Положением (см. таблицу).
________________________
* Количество товаров, произведенных и реализованных организацией-производителем на территории Республики Беларусь в предыдущем календарном году.
Как видим, в отношении сбора отходов товаров производителями 2-й группы Положение устанавливает определенные количественные ограничения.
Так, например, если производителем масел в календарном году, предшествовавшем принятию на себя обязательств, было произведено 1 500 т масел, то для того, чтобы данной организации принять на себя обязательства, ей необходимо разместить 75 емкостей для сбора отработанных масел.
Указанные в таблице средства сбора отходов должны устанавливаться в городах на придомовых территориях, а также в гаражных кооперативах, садоводческих товариществах и иных потребительских кооперативах и принадлежать организации-производителю на праве собственности, хозяйственного ведения и (или) оперативного управления.
Также производители должны обеспечивать:
1) мониторинг наполняемости установленных контейнеров и (или) емкостей;
2) удаление собранных отходов товаров при их наполнении либо не реже:
– 1 раза в 5 дней – для специальных контейнеров для сбора ВМР;
– 1 раза в месяц – для специальных контейнеров для сбора отходов электрического и электронного оборудования и емкостей для сбора отработанных масел.
На порядок обращения с отходами товаров, собираемыми производителями 2-й группы, в полной мере распространяются требования законодательства, указанные в предыдущем разделе. Также важно отметить, что "специализация" требуемых к установке контейнеров и емкостей определяется технической документацией на них. Из специальных требований к емкостям для сбора отработанных масел следует упомянуть ТКП 17.11-05-2012 (02120) "Охрана окружающей среды и природопользование. Отходы. Правила обращения с отработанными нефтепродуктами".
Справочно: отходы групп товаров, производимых производителями 2-й группы, в подавляющем большинстве случаев относятся к ВМР и подлежат самостоятельному использованию и (или) передаче на использование.
Исключением в данном случае являются отходы упаковки из комбинированных материалов, для которых на территории республики не зарегистрировано объектов по использованию и не учтены объекты обезвреживания.
В связи с этим вопрос возможности принятия на себя обязательств производителями такого вида упаковки требует дополнительных уточнений вне рамок данного комментария.
Информирование физических лиц об осуществлении сбора отходов товаров
Производители должны проинформировать физических лиц об осуществлении сбора отходов товаров путем размещения сведений о месте нахождения, времени работы и контактных телефонах стационарных приемных заготовительных пунктов, местах установки специальных контейнеров для сбора ВМР, отходов электрического и электронного оборудования, емкостей для сбора отработанных масел и видах отходов товаров, сбор которых осуществляется:
– по Интернету;
– в печатных средствах массовой информации. Количество публикаций в печатных средствах массовой информации должно быть не менее 4 в календарном году (п. 7 Положения).
Момент принятия обязательства
Производитель считается принявшим на себя обязательство с даты направления в ГУ "Оператор вторичных материальных ресурсов" (далее – оператор) информации о принятии обязательства с указанием сведений, предусмотренных п. 9 Положения. Такая информация направляется заказным письмом с уведомлением о его вручении.
К данной информации следует приложить копии документов, перечень которых указан в п. 10 Положения.
Из этого перечня особого внимания заслуживает документ, представляемый только производителями 2-й группы, – это копии схем обращения с коммунальными отходами, схем обращения с отходами, образующимися в гаражных кооперативах, садоводческих товариществах и иных потребительских кооперативах, в которых отражены места размещения устанавливаемых специальных контейнеров для сбора ВМР, отходов электрического и электронного оборудования, емкостей для сбора отработанных масел и порядок удаления собираемых в них отходов.
Дело в том, что отходы товаров в рамках Положения должны относиться по происхождению к отходам потребления.
Справочно: отходы потребления – это отходы, образующиеся в процессе жизнедеятельности человека, не связанной с осуществлением экономической деятельности, отходы, образующиеся в гаражных кооперативах, садоводческих товариществах и иных потребительских кооперативах, а также уличный и дворовый смет, образующийся на территориях общего пользования населенных пунктов (ст. 1 и 15 Закона № 271-З).
При этом отходы, образующиеся в гаражных кооперативах, садоводческих товариществах и иных потребительских кооперативах, подлежат сбору и удалению в соответствии со схемами обращения с такими отходами (п. 1 ст. 21 Закона № 271-З).
Санкционированные места хранения отходов потребления, за исключением образующихся в гаражных кооперативах, садоводческих товариществах и иных потребительских кооперативах, определяют местные исполнительные и распорядительные органы в схемах обращения с коммунальными отходами (п. 3 ст. 25 Закона № 271-З).
Таким образом, если контейнеры и емкости устанавливаются:
– в гаражных кооперативах, садоводческих товариществах и иных потребительских кооперативах, – порядок сбора в них отходов товаров и удаление данных отходов должны быть отражены в схемах обращения с отходами, образующимися в данных гаражных кооперативах, садоводческих товариществах и иных потребительских кооперативах, разрабатываемых и утверждаемых в соответствии с постановлением Минприроды РБ от 22.11.2007 № 90;
– городах на придомовых территориях, – порядок сбора и удаления отражается в схемах обращения с коммунальными отходами, разрабатываемых, согласовываемых и утверждаемых в соответствии с постановлением Минжилкомхоза РБ от 17.04.2009 № 19.
Производителям для внесения изменений и дополнений в схемы обращения с коммунальными отходами в части отражения в них устанавливаемых специальных контейнеров и емкостей следует обращаться в местные исполкомы (п. 8 Положения).
Важно! Производители, принявшие на себя обязательства, должны не позднее 22 января года, следующего за отчетным, представлять в адрес оператора информацию:
– о количестве произведенных и реализованных на территории Республики Беларусь в предыдущем календарном году товаров, названных в приложении к Указу № 313;
– количестве собранных, обезвреженных и (или) использованных отходов товаров в предыдущем календарном году;
– количестве, месте нахождения, времени работы и контактных телефонах действующих стационарных приемных заготовительных пунктов;
– количестве, объеме и месте нахождения установленных специальных контейнеров для сбора ВМР, отходов электрического и электронного оборудования, емкостей для сбора отработанных масел;
– информировании физических лиц об осуществлении сбора отходов товаров с указанием названия изданий и даты публикаций в печатных средствах массовой информации, адреса сайта в Интернете, где размещена данная информация.