С 1 октября 2014 г. вступил в силу Указ Президента РБ от 28.07.2014 № 381 (далее – Указ № 381). Он значительно изменил порядок обращения с отходами потребления, регулируемый Указом Президента РБ от 11.07.2012 № 313 (далее – Указ № 313).
В комментариях к Указу № 381 (см. "ГБ", 2014, № 37, 38, 39) мы обращали внимание читателей на то, что реализация нововведений потребует утверждения ряда нормативных актов. Постановление Совета Министров РБ от 04.11.2014 № 1040 (далее – постановление № 1040) – одно из них.
Его ключевые изменения и дополнения в большей части затрагивают постановление Совета Министров РБ от 31.07.2012 № 708 (далее – постановление № 708).
Налоговые органы контролируют правильность расчета платы оператору
Одно из наиболее важных нововведений Указа № 381 – это расширение сферы контроля (надзора) налоговых органов в виде контроля за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой внесения платы за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки.
Напомним, что внесение платы в соответствии с частью первой подп. 1.2 п. 1 Указа № 313 является одним из вариантов выполнения предусмотренной данным Указом обязанности обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование отходов товаров и отходов упаковки.
По сути, инспекции МНС в определенной части будут осуществлять контроль выполнения предусмотренной подп. 1.2 п. 1 Указа № 313 обязанности.
Справочно: вопросы, контролируемые налоговыми органами |*|, содержатся в п. 15 перечня контролирующих (надзорных) органов и сфер их контрольной (надзорной) деятельности, утвержденного Указом Президента РБ от 16.10.2009 № 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь".
* Перечень вопросов, контролируемых налоговыми органами, доступен для всех читателей GB.BY: Перечень
В связи с этим постановление № 1040 внесло соответствующие изменения в постановление Совета Министров РБ от 31.10.2001 № 1592 "Вопросы Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь".
Для производителей и поставщиков определенных видов товаров и упаковки утверждена новая единая форма отчета
Указом № 313 (в редакции Указа № 381) определено следующее:
– производители и поставщики должны не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (календарный квартал), представлять государственному учреждению "Оператор вторичных материальных ресурсов" (далее – оператор) информацию о выполнении ими в отчетном периоде обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки;
– форма такой информации должна быть утверждена постановлением Правительства РБ (часть третья подп. 1.5 п. 1).
Комментируемое постановление № 1040 утвердило эту форму отчета|*|.
* Форма отчета: Информация о выполнении производителями и поставщиками в отчетном периоде обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки доступна для всех читателей GB.BY: Форма отчета
Напомним, что до 1 октября 2014 г. действовали 2 формы представления информации в соответствии с приложениями 2 и 3 к Указу № 313.
По сути, ранее действовавшие формы оптимизированы и объединены в одну. При этом она дополнена сведениями о занижении (завышении) суммы платы, подлежащей уплате (возврату) (возможность возврата и (или) зачета в счет предстоящих платежей излишне уплаченных сумм предусмотрена абз. 9 подп. 1.5 п. 1 Указа № 313). Новая форма информации состоит из 3 разделов.
Порядок заполнения данной формы отчета зависит от способа выполнения обязанности, предусмотренной Указом № 313.
Напомним, что производители и поставщики, осуществляющие производство и ввоз товаров, указанных в приложении к Указу № 313, а также ввоз товаров в полимерной, стеклянной, бумажной и (или) картонной упаковках, упаковке из комбинированных материалов, обязаны обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование:
– отходов, образующихся после утраты потребительских свойств товаров, названных в приложении к Указу № 313;
– отходов полимерной, стеклянной, бумажной и (или) картонной упаковок, упаковки из комбинированных материалов, в которые упакованы ввезенные товары (далее – отходы товаров и отходы упаковки и обязанность).
Эту обязанность организации вправе выполнить:
– путем применения собственной системы сбора отходов товаров и отходов упаковки из отходов потребления, включающей находящиеся на праве собственности, хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, аренды, безвозмездного пользования сеть стационарных и (или) передвижных приемных заготовительных пунктов и (или) специальные контейнеры для сбора и удаления отходов потребления, производственные линии (цехи, заводы) для их разделения по видам и самостоятельное или с привлечением иных лиц обезвреживание и (или) использование собранных отходов товаров и отходов упаковки (далее – собственная система сбора отходов);
– путем заключения с оператором договора |**| об организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки и внесения на текущий (расчетный) банковский счет оператора платы за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки (далее – плата).
** Форма договора об организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки доступна для всех читателей GB.BY: Форма договора
Справочно: постановлением № 708 (в редакции от 04.11.2014 № 1040) утверждены:
– размеры платы, вносимой производителями и поставщиками на текущий (расчетный) счет оператора за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки;
– порядок исчисления суммы платы;
– форма договора об организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки.
Соответственно в новой форме отчета заполняют:
– разд. I "О выполнении обязанности путем внесения платы" и III "Сведения о занижении (завышении) суммы платы, подлежащей уплате (возврату) по отчету, в котором обнаружены неполнота сведений или ошибки" – организации, заключившие договор с оператором;
– разд. II "О выполнении обязанности путем организации собственной системы сбора отходов товаров и отходов упаковки" – организации, применяющие собственную систему сбора отходов потребления.
Разъяснены некоторые вопросы, касающиеся порядка расчета платы оператору
Постановление № 708 дополнено новым пунктом 12 и подстрочным примечанием к нему.
Данные новации установили следующие важные аспекты выполнения требований Указа № 313:
– сумма платы исчисляется исходя из количества произведенных и реализованных на территории республики и (или) ввезенных товаров, полимерной, стеклянной, бумажной и (или) картонной упаковок, упаковки из комбинированных материалов, в которые упакованы ввезенные товары, и размера платы |*|;
* Размеры платы, вносимой производителями и поставщиками на текущий (расчетный) банковский счет оператора за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки, доступны для всех читателей GB.BY: Размеры платы (1)
– в случае ввоза товаров, упакованных в несколько видов упаковки (из одного или различных материалов) одновременно, обязанность поставщика по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов, образующихся после утраты потребительских свойств упаковки, возникает по каждому виду упаковки;
– в случае ввоза товаров, названных в приложении к Указу № 313 и упакованных в полимерную, стеклянную, бумажную и (или) картонную упаковки, упаковку из комбинированных материалов, обязанность поставщика распространяется на товар и упаковку, в которую он упакован;
– при расчете размера платы, установленной в процентах от стоимости товаров, поставщик использует стоимость ввезенных товаров согласно внешнеторговому договору без учета НДС, таможенных платежей и транспортных расходов.
При этом, если стоимость ввезенных товаров во внешнеторговом договоре указана в иностранной валюте, расчет платы надо производить по курсу Нацбанка на дату возникновения обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки в соответствии с частью четвертой подп. 1.5 п. 1 Указа № 313;
– при расчете размера платы, установленной в процентах от стоимости товаров, производитель использует полную себестоимость произведенных и реализованных товаров.
Под полной себестоимостью произведенных и реализованных товаров в организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность, понимаются прямые и распределяемые переменные косвенные затраты, непосредственно связанные с производством продукции, относящиеся к реализованной продукции за каждый истекший квартал без учета платы.
Организации, применяющие собственную систему сбора отходов и не выполнившие в отчетном периоде показатели, установленные Указом № 313, должны заключить договор с оператором
Иногда возникают ситуации, когда организации в качестве выполнения обязанности, предусмотренной подп. 1.2 п. 1 Указа № 313, применяют в отчетном периоде собственную систему сбора отходов, но не обеспечивают сбор, обезвреживание и (или) использование отходов товаров и отходов упаковки в количестве, определенном в абз. 3 и 4 подп. 1.4 п. 1 Указа № 313.
В таких случаях эти производители и поставщики обязаны заключить договор с оператором и внести на его текущий (расчетный) банковский счет плату исходя из количества произведенных и реализованных на территории Республики Беларусь и (или) ввезенных товаров, названных в приложении к Указу № 313, и полимерной, стеклянной, бумажной и (или) картонной упаковок, упаковки из комбинированных материалов, в которые упакованы ввезенные товары, рассчитанного следующим образом:
КТ – КТ × КО / НО,
где КТ – количество произведенных и реализованных на территории Республики Беларусь и (или) ввезенных производителями и поставщиками товаров, названных в приложении к Указу № 313, и полимерной, стеклянной, бумажной и (или) картонной упаковок, упаковки из комбинированных материалов, в которые упакованы ввезенные товары, за отчетный период;
КО – количество отходов товаров и отходов упаковки, собранных, обезвреженных и (или) использованных с применением собственной системы сбора отходов, за отчетный период;
НО – количество отходов товаров и отходов упаковки, подлежащих сбору, обезвреживанию и (или) использованию с применением собственной системы сбора отходов, определенное в соответствии с абз. 3 и 4 подп. 1.4 п. 1 Указа № 313, за отчетный период.
От редакции:
При применении собственной системы сбора отходов обязанность будет считаться исполненной производителями и поставщиками за соответствующий отчетный период, если они:
1) своевременно представят отчет, содержащий информацию о выполнении обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки;
2) обеспечат сбор, обезвреживание и (или) использование:
– не менее 10 %* отходов (кроме отходов, являющихся отходами производства) от общего количества произведенных и реализованных на территории Республики Беларусь и (или) ввезенных производителями и поставщиками товаров, названных в приложении к Указу № 313, с 2015 г. – не менее 15 %*, с 2017 г. – не менее 20 %*, с 2020 г. – не менее 30 %*, кроме товаров, указанных в абз. 4 подп. 1.4 п. 1 Указа № 313;
– не менее 30 %* отходов (кроме отходов, являющихся отходами производства) от общего количества произведенных и реализованных на территории Республики Беларусь и (или) ввезенных производителями и поставщиками следующих товаров: посуды столовой и кухонной, санитарно-технических изделий из пластмасс, пленки из полимеров этилена и пропилена, шин и камер резиновых, масел, полимерной, стеклянной, бумажной и (или) картонной упаковок, упаковки из комбинированных материалов, произведенных и реализованных на территории Республики Беларусь и (или) ввезенных производителями и поставщиками, с 2015 г. – не менее 35 %*, с 2017 г. – не менее 40 %*, с 2020 г. – не менее 50 %*.
_____________________
* В данный объем (количество, масса) производителями и поставщиками включаются любые собранные с применением собственной системы сбора отходов отходы посуды столовой и кухонной, санитарно-технических изделий из пластмасс, пленки из полимеров этилена и пропилена, шин и камер резиновых, масел и иных товаров, названных в приложении к Указу № 313, полимерной, стеклянной, бумажной и (или) картонной упаковок, упаковки из комбинированных материалов, а также многооборотная стеклянная упаковка независимо от того, кто эти товары и упаковки произвел и реализовал на территории Республики Беларусь и (или) ввез.
Размеры платы дополнились новыми позициями
Размеры платы, вносимой производителями и поставщиками на текущий (расчетный) счет оператора за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары, утвержденные постановлением № 708, изложены в новой редакции.
Они расширились за счет новых товаров, которыми Указ № 381 с 1 октября 2014 г. дополнил приложение Указа № 313|*|.
* Размеры платы для "новых" товаров, включенных с 1 октября т.г. в приложение к Указу № 313, доступны для всех читателей GB.BY: Размеры платы (2)
При этом размеры платы по товарам, названным в приложении 1 к Указу № 313, в редакции до 1 октября 2014 г., изменений не претерпели.