Производители и поставщики (импортеры) должны обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование отходов, образующихся после утраты потребительских свойств, в отношении:
– товаров, указанных в приложении к Указу Президента РБ от 11.07.2012 № 313 «О некоторых вопросах обращения с отходами потребления» (далее – Указ № 313);
– пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона, в которую были упакованы эти товары (далее - обязанность).
Такая обязанность установлена подп. 1.2 п. 1 Указа № 313.
Указ Президента РБ от 28.07.2014 № 381 (далее – Указ № 381) внес некоторые изменения и дополнения в Указ № 313, в т.ч. и в части исполнения этой обязанности.
С 1 октября 2014 г. сфера налогового контроля расширилась
Важным нововведением является дополнение сферы контроля (надзора) инспекций МНС по областям, г. Минску, районам, городам и районам в городах, установленной в п. 15 перечня контролирующих (надзорных) органов и сфер их контрольной (надзорной) деятельности, утвержденного Указом Президента РБ от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», контролем за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой внесения платы за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки (см. подп. 1.1 п. 1 Указа № 381).
По сути, инспекции МНС в определенной части будут осуществлять контроль выполнения предусмотренной подп. 1.2 п. 1 Указа № 313 обязанности.
Одно из условий договора, заключаемого с оператором, перешло в Указ № 313
Сумма средств, внесенная на текущий (расчетный) банковский счет оператора с нарушением сроков, предусмотренных в частях четвертой и пятой подп. 1.5 п. 1 Указа № 313, подлежит внесению с начислением процентов в размере 0,1 % за каждый день просрочки (часть вторая подп. 1.16 п. 1 Указа № 313).
Данное требование не является новацией. Оно содержится в п. 3.1.4 договора об организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары, заключаемого с оператором, форма которого утверждена постановлением Совета Министров РБ от 31.07.2012 № 708.
С 1 октября 2014 г. расширился перечень компенсаций для организаций, применяющих собственную систему сбора (заготовки) отходов товаров и отходов упаковки
Средства, поступившие оператору в виде платы, могут быть направлены в т.ч.:
– на компенсацию юридическим лицам (индивидуальным предпринимателям) расходов по сбору отходов товаров и отходов упаковки (за исключением отходов товаров и отходов упаковки, полученных из отходов производства и (или) переданных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям от юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, у которых данные отходы образовались в результате производственной деятельности) при условии передачи этих отходов для хранения на территории Республики Беларусь в случае отсутствия объектов по обезвреживанию и (или) использованию таких отходов на территории Республики Беларусь;
– организацию хранения и передачи для обезвреживания и (или) использования за пределами Республики Беларусь отходов товаров и отходов упаковки, для которых на территории Республики Беларусь отсутствуют объекты по обезвреживанию и (или) использованию.
Отметим, что необходимость установления данных направлений расходования средств связана с тем, что в республике осуществляется сбор отходов элементов питания (батареек), а также возможной является организация сбора отходов упаковки из бумаги и картона, в т.ч. с покрытием, пропиткой или ламинированных пластмассой, и при этом для данных видов отходов на территории республики отсутствуют объекты по обезвреживанию и (или) использованию. В то же время передача на использование и (или) обезвреживание являлась одним из обязательных условий компенсации субъектам хозяйствования расходов по сбору отходов товаров и отходов упаковки. Отныне в рассматриваемых условиях данное требование не будет являться обязательным. Названные группы отходов требуют организации их временного хранения, возможной является и их передача для обезвреживания и (или) использования за пределами Республики Беларусь, что связано с определенным затратами, компенсация которых также будет одним из направлений расходования оператором поступающих средств;
– компенсацию юридическим лицам (индивидуальным предпринимателям) расходов по сбору многооборотной стеклянной упаковки при условии ее повторного использования на территории Республики Беларусь. Исключение составляет упаковка, переданная юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям от юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, у которых данная упаковка образовалась в результате производственной деятельности.
По разъяснениям Совета Министров, данным в отношении порядка применения норм Указа № 313, многооборотная стеклянная упаковка не является отходом, в то же время ее сбор и последующее использование предприятиями республики в полной мере является мероприятием, аналогичным сбору отходов стеклянной упаковки. С целью стимулирования сбора многооборотной стеклянной упаковки наряду со сбором отходов стеклянной упаковки и предусмотрено рассматриваемое направление расходования средств;
– совершенствование материально-технической базы организаций, осуществляющих сбор и (или) использование вторичных материальных ресурсов, сбор, сортировку и (или) использование коммунальных отходов.
Средства, направленные оператором получателям на указанные цели, не включаются при налогообложении получателями в состав внереализационных доходов. При этом расходы, покрытые за счет этих средств, не учитываются при определении облагаемой налогом прибыли (часть четвертая подп. 1.6 п. 1 Указа № 313, в редакции Указа № 381).
Подробнее читайте в журнале «Главный Бухгалтер», 2014, № 37, c. 38