С 1 октября 2014 г. расширился перечень компенсаций для организаций, применяющих собственную систему сбора (заготовки) отходов товаров и отходов упаковки
Указ № 313 определил 2 способа выполнения обязанности:
– путем применения собственной системы сбора отходов товаров и тары из отходов потребления;
– путем заключения договора об организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары с государственным учреждением "Оператор вторичных материальных ресурсов" и внесения на текущий (расчетный) счет оператора соответствующей платы.
Для стимулирования первого способа Указ № 313 определил:
– виды и направления расходования поступающих оператору в виде платы средств, в т.ч. в виде компенсации юридическим лицам (индивидуальным предпринимателям) расходов по сбору отходов товаров и тары при условии их дальнейшего обезвреживания и (или) использования на территории Республики Беларусь (далее – компенсация);
– ограничения по их использованию.
Так, например, юридические лица (индивидуальные предприниматели), получившие отходы производства от субъектов хозяйствования, у которых эти отходы образовались в результате производственной деятельности, не вправе претендовать на получение компенсации.
От редакции:
Размеры компенсации на 2014 г. установлены подп. 1.2 п. 1 постановления Совета Министров РБ от 17.02.2014 № 135, вступившего в силу 23 февраля 2014 г. Его действие распространяется на отношения, возникшие с 1 января т.г.
Порядок компенсации утвержден постановлением Минжилкомхоза РБ от 14.08.2012 № 16 (далее – постановление № 16).
С 1 октября 2014 г. данный перечень компенсаций значительно расширился. В частности, средства, поступившие оператору в виде платы, могут быть в т.ч. направлены:
– на компенсацию юридическим лицам (индивидуальным предпринимателям) расходов по сбору отходов товаров и отходов упаковки (за исключением отходов товаров и отходов упаковки, полученных из отходов производства и (или) переданных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям от юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, у которых данные отходы образовались в результате производственной деятельности) при условии передачи этих отходов для хранения на территории Республики Беларусь в случае отсутствия объектов по обезвреживанию и (или) использованию таких отходов на территории Республики Беларусь;
– организацию хранения и передачи для обезвреживания и (или) использования за пределами Республики Беларусь отходов товаров и отходов упаковки, для которых на территории Республики Беларусь отсутствуют объекты по обезвреживанию и (или) использованию.
Отметим, что необходимость установления данных направлений расходования средств связана с тем, что в республике осуществляется сбор отходов элементов питания (батареек), а также возможной является организация сбора отходов упаковки из бумаги и картона, в т.ч. с покрытием, пропиткой или ламинированных пластмассой, и при этом для данных видов отходов на территории республики отсутствуют объекты по обезвреживанию и (или) использованию. В то же время передача на использование и (или) обезвреживание являлась одним из обязательных условий компенсации субъектам хозяйствования расходов по сбору отходов товаров и отходов упаковки. Отныне в рассматриваемых условиях данное требование не будет являться обязательным. Указанные группы отходов требуют организации их временного хранения. Возможной является их передача для обезвреживания и (или) использования за пределами Республики Беларусь, что связано с определенными затратами, компенсация которых также будет одним из направлений расходования оператором поступающих средств;
– компенсацию юридическим лицам (индивидуальным предпринимателям) расходов по сбору многооборотной стеклянной упаковки при условии ее повторного использования на территории Республики Беларусь (исключение – упаковка, переданная юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям от юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, у которых данная упаковка образовалась в результате производственной деятельности).
Согласно разъяснениям Совета Министров по порядку применения норм Указа № 313 многооборотная стеклянная упаковка не является отходом, в то же время ее сбор и последующее использование предприятиями республики в полной мере являются мероприятиями, аналогичными сбору отходов стеклянной упаковки. С целью стимулирования сбора многооборотной стеклянной упаковки наряду со сбором отходов стеклянной упаковки и предусмотрено рассматриваемое направление расходования средств;
– совершенствование материально-технической базы организаций, осуществляющих сбор и (или) использование вторичных материальных ресурсов, сбор, сортировку и (или) использование коммунальных отходов.
Средства, направленные оператором получателям на указанные цели, для целей налогообложения не включаются получателями в состав внереализационных доходов. При этом расходы, покрытые за счет этих средств, не учитываются при определении облагаемой налогом прибыли (часть четвертая подп. 1.6 п. 1 Указа № 313 (в редакции Указа № 381)).
На налоговые органы возложен контроль за исполнением производителями и импортерами установленной Указом № 313 обязанности
Важным нововведением в соответствии с подп. 1.1 п. 1 Указа № 381 является дополнение сферы контроля (надзора) инспекций МНС по областям, г. Минску, районам, городам и районам в городах, установленной в п. 15 Перечня контролирующих (надзорных) органов и сфер их контрольной (надзорной) деятельности, утвержденного Указом Президента РБ от 16.10.2009 № 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь", контролем за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой внесения платы за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки.
То есть инспекции МНС в определенной части будут осуществлять контроль выполнения предусмотренной подп. 1.2 п. 1 Указа № 313 обязанности.
Необходимо отметить еще одно изменение. Так, сумма средств, внесенная на текущий (расчетный) банковский счет оператора с нарушением сроков, предусмотренных в частях четвертой и пятой подп. 1.5 п. 1 Указа № 313, подлежит внесению с начислением процентов в размере 0,1 % за каждый день просрочки (часть вторая подп. 1.16 п. 1 Указа № 313).
Данное требование, по сути, не является новацией, поскольку ранее оно было установлено в подп. 3.1.4 п. 3 договора об организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары, заключаемого с оператором. Его форма утверждена постановлением Совета Министров РБ от 31.07.2012 № 708.
Справочно: изменения и дополнения, вступающие в силу 1 октября т.г., в определенной степени меняют и совершенствуют порядок реализации Указа № 313, для чего также потребуется утверждение ряда постановлений Совета Министров, Минжилкомхоза и других органов государственного управления Республики Беларусь.