Ситуация. К акту приема-сдачи не приложены документы, подтверждающие оплату литовской организацией платежей, связанных с таможенным оформлением груза
Белорусская организация приобрела в Китае оборудование. По контракту оборудование поставляется морским транспортом на условиях CIF (г. Клайпеда (Литва)) согласно Инкотермс-2010.
По условиям данной поставки таможенное оформление оборудования и оплату портовых сборов в порту прибытия, а также его доставку из порта г. Клайпеды в г. Минск осуществляет покупатель.
В связи с этим белорусская организация заключила договор с литовской транспортной организацией, которая произвела таможенное оформление и доставку оборудования автомобильным транспортом из порта г. Клайпеды в г. Минск.
Белорусская организация возместила литовской компании расходы по таможенному оформлению оборудования, а также оплатила услугу по доставке товара.
Организациями подписан акт приема-сдачи. При этом документы, подтверждающие оплату литовской организацией пошлин, сборов и других платежей, связанных с таможенным оформлением груза, к акту не приложены.
1. Должна ли белорусская организация удержать налог на доходы с суммы уплаченных портовых сборов и стоимости автомобильной перевозки по маршруту Клайпеда – Минск?
Должна.
Плательщиками налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство (далее – налог на доходы), признаются иностранные и международные организации, в т.ч. не являющиеся юридическими лицами, которые одновременно соответствуют двум критериям:
– не осуществляют деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство;
– извлекают доходы из источников в Беларуси (ст. 145 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК)) |*|.
* Перечень документов, регулирующих все вопросы уплаты налога на доходы, доступен для подписчиков электронного "ГБ"
Перечень налогооблагаемых доходов определен ст. 146 НК. Он включает в т.ч. доходы в виде:
– платы за перевозку, фрахт, демередж и прочие платежи, возникающие при перевозках, в связи с осуществлением международных перевозок;
– платежи за оказание транспортно-экспедиционных услуг.
Таким образом, доход литовской организации, полученный от оказания транспортно-экспедиционной деятельности при перевозке оборудования автомобильным транспортом, подлежит обложению налогом на доходы.
Справочно: к транспортно-экспедиционным услугам относятся в т.ч.:
– уплата пошлин, сборов и других платежей, связанных с оказываемыми транспортно-экспедиционными услугами;
– оформление перевозочных, грузосопроводительных и иных документов, необходимых для выполнения перевозки груза (ст. 8 Закона Республики Беларусь от 13.06.2006 № 124-З "О транспортно-экспедиционной деятельности").
Что касается суммы, выплаченной нерезиденту в качестве возмещения за таможенное оформление оборудования, то документы, подтверждающие оплату литовской организацией пошлин, сборов и других платежей, связанных с таможенным оформлением груза, отсутствуют. В связи с этим невозможно сделать вывод о том, какие именно услуги в порту оказала данная организация резиденту Беларуси.
Учитывая вышеизложенное, эта сумма будет являться объектом обложения налогом на доходы.
Налоговая практика (при наличии подтверждающих документов) такова:
– если стоимость этих услуг состоит только из платежей, связанных с таможенным оформлением, то при наличии документов, подтверждающих оплату таможенных сборов, пошлин, налогов, объект обложения налогом на доходы будет отсутствовать;
– если же услуги в порту по обработке груза и его таможенному оформлению включают в себя услуги (работы), поименованные в ст. 146 НК, то может возникнуть объект обложения налогом на доходы.
Налог на доходы должна исчислить, удержать и перечислить в бюджет белорусская организация, выплачивающая доход резиденту Литвы (ст. 150 НК), поскольку она признается налоговым агентом, имеет права и несет обязанности, установленные ст. 23 НК.
От редакции:
Правила Инкотермс указывают, какая из сторон договора купли-продажи должна осуществить необходимые для перевозки и страхования действия, когда продавец передает товар покупателю, и какие расходы несет каждая из сторон.
Так, термин CIF (COST INSURANCE AND FREIGHT – СТОИМОСТЬ, СТРАХОВАНИЕ И ФРАХТ) подлежит использованию только для морского или внутреннего водного транспорта.
В частности, продавец обязан заключить договор и оплачивать все расходы и фрахт, необходимые для доставки товара до поименованного порта назначения (без выгрузки). Он также заключает договор страхования, покрывающий риск утраты или повреждения товара во время перевозки.
Покупателю следует учесть, что согласно CIF продавец обязан обеспечить страхование только с минимальным покрытием. При желании покупателя иметь больше защиты путем страхования ему необходимо либо согласовать это с продавцом, либо осуществить за свой счет дополнительное страхование.
При использовании термина CIF (СРТ, CIP, CFR) продавец выполняет свою обязанность по поставке, когда он передает товар перевозчику определенным в избранном термине способом, однако не тогда, когда товар достиг места назначения.
CIF требует от продавца выполнения таможенных формальностей для вывоза, если таковые применяются. Однако продавец не обязан выполнять таможенные формальности для ввоза, уплачивать импортные пошлины или выполнять иные таможенные формальности при ввозе.
2. Вправе ли белорусская организация применить в отношении указанных выплат нормы Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Литовской Республики об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество, подписанного 18.07.1995 (далее – Соглашение с Литвой)? |*|
* Порядок и особенности применения международных соглашений доступны для подписчиков электронного "ГБ"
Вправе при наличии подтверждения.
Белорусская организация вправе применить положения, предусмотренные ст. 7 Соглашения с Литвой, если резидент Литвы представит подтверждение того, что он имеет постоянное местонахождение в Литве, с которой Республика Беларусь имеет международный договор по вопросам налогообложения. Это подтверждение должно быть заверено компетентным органом Литвы (ст. 151 НК).
Подтверждение может представляться в налоговый орган как до, так и после уплаты налога на доходы.
При представлении до уплаты налога на доходы подтверждения о том, что литовская организация имеет постоянное местонахождение на территории Литовской Республики, белорусская организация:
– не должна исчислять и удерживать из средств нерезидента налог на доходы от оказания услуг по доставке груза автомобильным транспортом;
– должна не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, представить в налоговый орган по месту своей постановки на учет декларацию по налогу на доходы и указать в ней:
в гр. 8 – сумму дохода литовской организации, освобождаемой от налога на доходы согласно международному договору;
в гр. 12 – название международного договора Республики Беларусь по вопросам налогообложения (в данном случае – Соглашение с Литвой), а также реквизиты документа, подтверждающего постоянное местонахождение литовской организации и служащего основанием для неудержания налога на доходы по этому Соглашению.
Если же нерезидент не представил подтверждение до уплаты налога, то белорусская организация как налоговый агент обязана:
1) исчислить налог на доходы, удержать его из средств, причитающихся резиденту Литвы, и перечислить в бюджет Республики Беларусь не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом;
2) представить не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, в налоговый орган по месту своей постановки на учет декларацию по налогу на доходы с указанием суммы полученного дохода и ставки налога (15 %).
Справочно: формы подтверждения постоянного местонахождения иностранной организации, а также порядок их представления утверждены Инструкцией о порядке представления подтверждения постоянного местонахождения иностранной организации, международной организации, утвержденной постановлением МНС Республики Беларусь от 24.12.2014 № 42.