Командировочные расходы – это нормируемые затраты
Расходы на служебные командировки учитываются при исчислении налога на прибыль в пределах норм, установленных законодательством, и относятся к нормируемым затратам (подп. 1.1 п. 1 ст. 171 НК [1]).
Справочно: командировочные расходы учитываются в составе нормируемых затрат в размерах, установленных Положением № 176 [2] (см. письмо-разъяснение [3]).
При командировании в пределах Республики Беларусь расходы по проезду железнодорожным, воздушным, водным, автомобильным транспортом (кроме такси) возмещаются по фактической стоимости проездных документов (билетов) (подп. 9.1 п. 9 Положения № 176).
Обратим внимание, что Положением № 176 предусмотрено возмещение расходов по проезду автомобильным транспортом. Ранее (до 23 марта 2019 г.) работнику возмещались расходы по проезду транспортом общего пользования (кроме такси)*.
____________________
* См. постановление Минфина Республики Беларусь от 12.04.2000 № 35.
С учетом того что в 2018 г. претерпели изменения Закон № 278-З [4] и Правила перевозок № 972 [5], определим основные требования к документальному подтверждению расходов по проезду пассажиров в междугороднем транспорте, в т.ч. маршрутном такси.
Автомобильные перевозки пассажиров могут выполняться в нерегулярном или регулярном сообщении
Разберем отличия таких перевозок, поскольку от этого зависит, будет ли проездной билет учитываться при исчислении налога на прибыль.
Перевозки пассажиров в регулярном сообщении подразделяются:
Каждому маршруту внутриреспубликанских автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении присваивается номер с указанием вида сообщения символами (за исключением маршрутов внутриреспубликанских автомобильных перевозок пассажиров в обычном регулярном сообщении): «С» – для скоростного, «Э» – для экспрессного (за исключением перевозок автобусами категории М2), «Т» – для экспрессного при перевозках автобусами категории М2 (маршрутное такси), «Д» – для дополнительного маршрута. Номер маршрута при автомобильных перевозках пассажиров в регулярном сообщении, которые не относятся к перевозкам транспортом общего пользования (иные автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении), дополняется символом «К» (п. 36 Правил перевозок № 972).
Из вышеизложенного следует, что если автомобильную перевозку маршрутным такси выполняет перевозчик, включенный в перечень автомобильных перевозчиков, то такое маршрутное такси будет относиться к транспорту общего пользования.
В иных случаях перевозка маршрутным такси может быть отнесена:
– либо к иной автомобильной перевозке пассажиров в регулярном сообщении (часть 12 ст. 4 Закона № 278-З);
– либо к автомобильной перевозке в нерегулярном сообщении, и, следовательно, к автомобильной перевозке транспортом общего пользования не может быть отнесена (часть восьмая ст. 4 Закона № 278-З).
Перевозка в нерегулярном сообщении – перевозка, которая выполняется на основании заключенного договора фрахтования (п. 136 Правил перевозок № 972).
Заключение договора фрахтования для автомобильной перевозки пассажиров подтверждается заказом-нарядом, который составляется автомобильным перевозчиком до начала выполнения автомобильной перевозки пассажиров в нерегулярном сообщении (п. 139 Правил перевозок № 972). Заказчиком перевозки может быть только одно лицо – юрлицо, физлицо или ИП (п. 135 Правил перевозок № 972).
Все вышеизложенное представим на следующей схеме:
Важно! Требования к оформлению билетов на междугородние автомобильные перевозки в регулярном сообщении определены в пп. 106–107 Правил перевозок № 972. Именно билеты установленной формы служат основанием для подтверждения расходов на проезд. Если представленный билет не соответствует указанным требованиям (например, представлен посадочный талон, кассовый чек), то к возмещению он не принимается.
Требования к оформлению проездных билетов автомобильного транспорта
Заключение договора автомобильной перевозки пассажира в регулярном сообщении удостоверяется проездным документом и (или) иным документом |*| в соответствии с законодательными актами или международными договорами Республики Беларусь, а сдача пассажиром багажа – багажной квитанцией (часть седьмая п. 27 Правил перевозок № 972).
Начальный и конечный остановочные пункты маршрутов междугородной внутриобластной, междугородной межобластной автомобильной перевозки пассажиров в регулярном сообщении должны находиться на автовокзале, автостанции, автокассе или диспетчерском пункте, если иное не определено договором об организации автомобильной перевозки пассажиров в регулярном сообщении (п. 104 Правил перевозок № 972).
Промежуточный остановочный пункт маршрута междугородной автомобильной перевозки пассажиров в регулярном сообщении может быть совмещен с остановочным пунктом маршрута городских или пригородных перевозок пассажиров в регулярном сообщении (п. 105 Правил перевозок № 972).
При междугородных автомобильных перевозках пассажиров в регулярном сообщении должны применяться билеты, оформленные с применением кассовых суммирующих аппаратов или специальных компьютерных систем либо на бланках установленной формы, а также электронные билеты, оформленные посредством информационных систем продажи билетов (п. 106 Правил перевозок № 972).
На билете на междугородные автомобильные перевозки в регулярном сообщении указываются (п. 107 Правил перевозок № 972):
– наименование (фамилия и инициалы) автомобильного перевозчика;
– назначение билета;
– серия (на бланочном билете) и номер билета;
– наименования начального и конечного остановочных пунктов маршрута поездки пассажира;
– маршрут движения автобуса (номер маршрута);
– дата и время начала поездки;
– номер места для сидения (при отсутствии технической возможности номер места для сидения может не указываться);
– стоимость проезда;
– дата и время выдачи билета.
Важно! На бланочных билетах на одну поездку могут не указываться дата и время их выдачи.
Таким образом, при поездке в командировку и обратно на автобусе, а также маршрутном такси, осуществляющем регулярные междугородные рейсы, относящемся к транспорту общего пользования и у которого проездные билеты оформлены в соответствии с вышеуказанными требованиями, данные расходы на проезд возмещаются в полном размере и относятся на затраты, учитываемые при налогообложении (нормируемые затраты).
В иных случаях наниматель может возместить расходы на проезд в размере его минимальной стоимости (0,1 базовой величины в каждую сторону). Данные расходы в указанной сумме возможно учесть при налогообложении прибыли (подп. 1.1 п. 1 ст. 171 НК) |*|.
* Командировочные расходы сверх норм в бухгалтерском и налоговом учете