В отношении каких товаров и упаковки нельзя будет применять собственную систему сбора отходов?
Для производителей и поставщиков (далее – импортеры) отдельных товаров и упаковки Указ № 313:
а) установил обязанность обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование отходов, которые образуются в результате утраты товарами и упаковкой своих потребительских свойств;
б) определил 2 способа ее выполнения:
– организация собственной системы сбора отходов товаров и отходов упаковки из отходов потребления и передача их на обезвреживание и (или) использование;
– заключение договора и внесение платы на счет ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов» (далее – оператор). Средства, которые поступили оператору на счет, направляются в т.ч. на выплату компенсации заготовителям за собранные для последующего использования или обезвреживания отходы.
Указ № 350 отменил в отношении некоторых товаров и упаковки, в которую упакованы ввозимые товары, право применять собственную систему сбора отходов. Перечень таких товаров и упаковки изложен в приложении 2 к Указу № 313 и включает:
1) бутылки для напитков и пищевых продуктов из бесцветного и цветного стекла номинальной вместимостью более 0,33 л, но менее 1 л.
К данной товарной позиции:
– относятся товары с кодами 7010 90 430 0 и 7010 90 530 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
Исключение из указанной товарной позиции – бутылка, которая не производится на территории республики или производится в недостаточном количестве, при условии получения соответствующего заключения.
Заключение будет выдавать Минэкономики в порядке, установленном законодательством об административных процедурах;
– не относится стеклянная упаковка, в которой ввозятся товары на территорию Республики Беларусь.
К таковой относятся: бутыли, бутылки, флаконы, кувшины, горшки, банки, ампулы и прочие стеклянные емкости для хранения, транспортировки или упаковки товаров, банки для консервирования стеклянные (код 7010 ТН ВЭД ЕАЭС (кроме 7010 20 000 0, 7010 90 710 0, 7010 90 790 0));
2) картонки, ящики, коробки, мешки, пакеты и другая упаковочная тара из бумаги, картона, целлюлозной ваты или полотна из целлюлозных волокон.
К данной позиции относятся товары с кодом 4819 ТН ВЭД ЕАЭС, а также бумажная и (или) картонная упаковка, в которой ввозятся товары на территорию Республики Беларусь.
Таким образом, начиная с отчетного периода за IV квартал 2016 г. производители и импортеры обязаны вносить плату оператору в отношении:
– бутылок объемом более 0,33 л, но менее 1 л, по которым Минэкономики не выдаст упомянутого выше заключения;
– бумажной и (или) картонной упаковки (в т.ч. при импорте товаров в такой упаковке).
Справочно: размеры платы определены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2012 № 708 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 11 июля 2012 года № 313» (далее – постановление № 708).
С 1 июля 2016 г. они составляют:
– за бумажную и (или) картонную упаковку – 100 руб. за 1 т;
– за стеклянную упаковку – 270 руб. за 1 т.
Применять собственную систему сбора отходов стекла и, следовательно, заполнять разд. II информации о выполнении производителями и поставщиками в отчетном периоде обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки в отношении товаров, классифицируемых кодами 7010 90 430 0 и 7010 90 530 0 ТН ВЭД ЕАЭС, можно при наличии заключения Минэкономики.
Срок представления информации |*| за IV квартал 2016 г. – не позднее 20 января 2017 г.
* Правила и особенности заполнения информации о выполнении обязанности
Справочно: готовятся соответствующие изменения в постановление № 708 о необходимости приложения такого заключения к информации о выполнении производителями и поставщиками в отчетном периоде обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки.
Указ № 350 не затрагивает льготы для производителей и импортеров, которые предусмотрены в подп. 1.3 п. 1 Указа № 313.
Обязанность по организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов, а также регистрации в реестре производителей и поставщиков и предоставлении информации о выполнении обязанности, как и ранее, не будет распространяться:
– на производителей и импортеров стеклянной, бумажной и (или) картонной упаковок, в которые упакованы социально значимые товары, лекарственные и ветеринарные средства, фармацевтические субстанции, протезно-ортопедические изделия, медицинская техника и другие товары медицинского назначения, включая товары, используемые в ветеринарии, денежные знаки, товары, которые ввезены в качестве иностранной безвозмездной помощи.
Перечни социально значимых товаров (услуг), цены (тарифы) на которые регулируются государственными органами, утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.01.2014 № 35 (далее – постановление № 35).
Пример 1. Льготы в отношении социально значимых товаров
Торговая организация ввозит масло подсолнечное, которое расфасовано в пластиковые бутылки емкостью 1 л. Бутылки упакованы в картонные коробки по 10 шт.
Подсолнечное масло согласно постановлению № 35 – социально значимый товар (цены на него регулируются не более 90 дней в течение одного года). Следовательно, у организации не возникает обязанности ни в отношении пластиковых бутылок, ни в отношении картонных коробок;
– производителей и импортеров стеклянной, бумажной и (или) картонной упаковок, которые реализованы за пределы Республики Беларусь (в т.ч. в составе продукции).
Пример 2. Льгота для импортера стеклянных бутылок
Организация производит алкогольную продукцию (далее – производитель). Для ее розлива она заключила договор с другой организацией – резидентом Республики Беларусь (далее – поставщик) на поставку стеклянных бутылок объемом 0,5 л.
За отчетный квартал поставщик ввез на территорию республики и продал производителю 2 000 стеклянных бутылок.
Производитель за отчетный квартал использовал поставленные бутылки для розлива продукции и часть экспортировал.
У поставщика не возникает обязанности в отношении бутылок, которые использованы при производстве продукции, реализованной за пределы республики, но только с даты вывоза производителем, т.е. при наличии подтверждающих документов;
– производителей стеклянной, бумажной и (или) картонной упаковок при условии использования для их производства не менее 30 % отходов стекла, бумаги и картона соответственно.
Пример 3. Льгота при использовании в производстве сырья
Организация реализует коробки из картона (или стеклянные бутылки объемом 0,5 л) собственного производства.
При производстве картона (или бутылок) она в качестве сырья использовала не менее 30 % макулатуры (или стеклобоя).
У производителя не возникает обязанности в отношении произведенной упаковки;
– производителей и импортеров стеклянной, бумажной и (или) картонной упаковок, в которые упакованы ввезенные товары, используемые в их деятельности (в качестве основных средств, материалов, сырья, запасных частей (комплектующих) при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, для общехозяйственных нужд).
Пример 4. Льгота в отношении товаров, которые используются в деятельности в качестве основного средства
ЧУП оказывает услуги по пошиву и ремонту одежды. Оно ввезло швейную машину в картонной коробке. Данную машину предприятие использует в собственной деятельности (как основное средство). То есть она не предназначена для реализации.
Обязанность у ЧУП не возникает ни в отношении картонной коробки, ни в отношении швейной машины (на основании абз. 12 подп. 1.3 п. 1 Указа № 313) |*|.
* Порядок применения льгот в рамках Указа Президента Республики Беларусь от 11.07.2012 № 313
С 1 октября получить компенсацию можно и в отношении отходов бумаги и картона, полученных в ходе экономической деятельности организации (отходы производства)
До 1 октября 2016 г. Указ № 313 предусматривал выплату юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (далее – организации) компенсации расходов по сбору на территории Республики Беларусь отходов товаров и отходов упаковки (относящихся к отходам потребления) при условии их обезвреживания и (или) использования на территории Республики Беларусь (или хранения в случае отсутствия объектов по обезвреживанию и (или) использованию).
С 1 октября 2016 г. компенсацию расходов по сбору на территории Республики Беларусь отходов бумажной и (или) картонной упаковки получают и за отходы потребления, и за отходы производства (абз. 10 подп. 1.6 п. 1 Указа № 313, в редакции Указа № 350). Например, к таким отходам относятся отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства или отходы упаковочного картона (при распаковке (упаковке) поступающего товара) |*|.
Справочно: определение отходов потребления и отходов производства содержит ст. 1 Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами» (далее – Закон № 271-З) (см. таблицу).
Компенсация расходов за сбор на территории Республики Беларусь отходов бумаги и картона, которые получены из отходов производства, будет возможна при условии передачи этих отходов для использования на территории Республики Беларусь по договорам поставки товаров для республиканских государственных нужд.
Справочно: 1. Товары для государственных нужд поставляются на основе заключаемых договоров поставки товаров для государственных нужд.
Государственными нуждами признают:
– потребности Республики Беларусь, определяемые Правительством Республики Беларусь;
– потребности административно-территориальных единиц, определяемые областными и Минским городским Советами депутатов либо в порядке, определяемом ими. Исключение – потребности, обеспечиваемые путем осуществления государственных закупок.
2. К отношениям по поставке товаров для государственных нужд применяются правила о договоре поставки (ст. 476–493 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК)), если иное не предусмотрено ГК и иными актами законодательства (ст. 495 ГК).
Заказ на поставку (заготовку, сдачу) в 2016 г. отходов бумаги и картона для республиканских государственных нужд определен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.02.2016 № 82.
Государственные заказчики по поставке (заготовке, сдаче) для республиканских государственных нужд (получателями) отходов бумаги и картона:
1) концерн «Беллесбумпром» и входящие в его состав:
– филиалы холдинга «Белорусские обои»: Добрушская бумажная фабрика «Герой труда» и «Белкартон»;
– ОАО «Бумажная фабрика «Спартак»;
– ОАО «Светлогорский целлюлозно-картонный комбинат»;
– бумажная фабрика «Красная звезда» (филиал ОАО «Светлогорский ЦКК»);
– ОАО «Слонимский картонно-бумажный завод «Альбертин»;
– СООО «Эксклюзив»;
2) ОАО «Зеленоборское»;
3) ОАО «Белгипс».
Государственный заказ доводится облисполкомами (совместно с гор- и райисполкомами) и Мингорисполкомом до организаций, которые осуществляют сбор (заготовку) отходов бумаги и картона |*| и (или) в процессе хозяйственной деятельности которых образуются такие отходы.
Справочно: размеры компенсации за отходы бумаги и картона из отходов производства и порядок выплаты такой компенсации будут установлены нормативными правовыми актами, разрабатываемыми в настоящее время в развитие Указа № 350.