__________________________
* Государственное учреждение «Оператор вторичных материальных ресурсов» (далее – Оператор).
Действующий алгоритм получения компенсации
Для того чтобы понять суть новаций комментируемого постановления Минжилкомхоза Республики Беларусь от 18.09.2015 № 24 (далее – постановление № 24), необходимо вначале разобраться, что же такое компенсация расходов по сбору отходов товаров и отходов упаковки и каков алгоритм ее получения.
Для этого обратимся к нормам Указа № 313**.
__________________________
** Указ Президента Республики Беларусь от 11.07.2012 № 313 «О некоторых вопросах обращения с отходами потребления» (далее – Указ № 313).
Цель Указа № 313 – создать на территории республики условия для эффективного сбора от населения отходов упаковки и отходов товаров. В связи с этим ряд производителей и импортеров вносят за производство и импорт определенных видов упаковки и товаров специальную плату |*| Оператору.
* Случаи, когда производители и импортеры могут не вносить плату Оператору за сбор и обезвреживание отходов, доступны для подписчиков электронного «ГБ»
За счет поступивших платежей формируется фонд, из которого в т.ч. производится выплата организациям компенсации расходов по сбору отходов товаров и отходов упаковки.
Как видим, указанная компенсация призвана стимулировать субъектов хозяйствования осуществлять сбор от населения отходов упаковки и отходов товаров.
Процедура ее выплаты установлена Инструкцией о порядке выплаты компенсации юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям расходов по сбору на территории Республики Беларусь отходов товаров и отходов упаковки, многооборотной стеклянной упаковки, утвержденной постановлением Минжилкомхоза Республики Беларусь от 21.09.2015 № 26 (далее – Инструкция № 26).
В упрощенном виде эта процедура выглядит следующим образом.
Организация, заинтересованная в получении компенсации своих затрат и выполнившая условия по сбору отходов упаковки и отходов товаров от населения, должна:
1) зарегистрироваться в реестре организаций, осуществляющих сбор, сортировку (разделение по видам), подготовку к обезвреживанию и (или) использованию отходов товаров и отходов упаковки (абз. 2 части шестой подп. 1.6 п. 1 Указа № 313);
2) подготовить пакет документов (см. ниже) и направить его Оператору.
Оператор рассматривает документы заявителя и направляет свои предложения в Минжилкомхоз.
Далее принимается решение о предоставлении компенсации заявителю или об отказе в ее выплате.
Процесс оценки достоверности сведений, представляемых организациями для получения компенсации
С 1 октября 2015 г. Оператор получил право осуществлять оценку достоверности сведений, представляемых заявителями для получения компенсации (часть седьмая подп. 1.6 п. 1 Указа № 313). Ранее такого права у него не было.
Комментируемым постановлением № 24 утверждена Инструкция о порядке оценки достоверности сведений, представляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями для получения компенсации расходов по сбору отходов товаров и отходов упаковки, расходов по сбору многооборотной стеклянной упаковки (далее – Инструкция № 24).
В ней раскрыта сущность процедуры «оценка достоверности сведений заявителя» и установлена методология определения показателя «расчетный объем сбора отходов товаров и отходов упаковки», необходимого для оценки достоверности сведений заявителя.
Процесс оценки достоверности сведений заявителей включает в себя:
а) изучение документов заявителя;
б) получение подтверждений о наличии у заявителя необходимой техники и оборудования для сбора от населения отходов;
в) анализ результатов работы заявителя обязательно с выездом на место.
Подлежат изучению следующие документы организации-заявителя:
1) документы, представляемые заявителем для получения компенсации.
Для получения компенсации организации-заявители направляют Оператору:
– заявление о выплате компенсации по форме согласно приложению 1 к Инструкции № 26 за отчетный период;
– данные учета сбора отходов товаров и отходов упаковки и (или) многооборотной стеклянной упаковки по форме согласно приложению 2 к Инструкции № 26 за отчетный период;
– расчет суммы средств, заявляемых на компенсацию расходов по сбору отходов товаров и отходов упаковки и (или) многооборотной стеклянной упаковки, по форме согласно приложению 3 к Инструкции № 26 за отчетный период (п. 4 Инструкции № 26);
2) дополнительные документы, подтверждающие объемы сбора отходов товаров и отходов упаковки.
Например, могут быть запрошены первичные учетные документы, подтверждающие сбор отходов товаров и отходов упаковки. Такие документы Оператор вправе запросить в установленном порядке.
Документы изучаются с целью обобщения сведений об объемах сбора отходов товаров и отходов упаковки заявителем. При этом соответствующие расчеты в представленных документах заявителя проверяются на соответствие друг другу. Например, данные из первичных документов, подтверждающих сбор отходов в приемных пунктах, должны соответствовать данным учета сбора отходов, представленным организацией-заявителем по форме согласно приложению 2 к Инструкции № 26.
Выявленные недочеты в документах на получение компенсации могут быть исправлены заявителем по предложениям Оператора |*|, о чем заявитель информируется.
* Информация о новых функциях Оператора доступна для подписчиков электронного «ГБ»
Справочно: заявитель дорабатывает документы в течение 10 дней с момента получения предложений Оператора, но не позднее 10-го числа следующего месяца.
Способы сбора от населения различных отходов упаковки и отходов товаров определены Указом № 313 и Инструкцией о порядке организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки, утвержденной постановлением Минприроды Республики Беларусь от 28.08.2012 № 39.
Наличие на право собственности, хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, аренды, безвозмездного пользования приемных пунктов, специальных контейнеров для раздельного сбора отходов, специальных площадок, предназначенных для сбора отходов потребления, станций сортировки отходов потребления и другой техники и оборудования подлежит обязательной проверке у заявителя.
То есть проверке подлежат сведения заявителя, направленные им Оператору для регистрации в реестре организаций, осуществляющих сбор, сортировку (разделение по видам), подготовку к обезвреживанию и (или) использованию отходов товаров и отходов упаковки.
Справочно: для регистрации в реестре организации представляют в адрес Оператора документы, предусмотренные в п. 6.64 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156.
Поэтому если в заявлении о регистрации в реестре заявитель указал, что отходы пластмасс собираются им путем специальных контейнеров для раздельного сбора отходов в количестве 500 единиц, то данная информация должны быть подтверждена в ходе проверки, проводимой Оператором.
Основная цель проверки техники и оборудования заявителя – выяснить, может ли техника и оборудование (по наименованиям и количеству единиц) заявителя обеспечить сбор от населения отходов товаров и отходов упаковки в количестве, заявленном заявителем для получения компенсации затрат на сбор отходов. Для этого Оператор определяет по каждому собранному отходу и способу его сбора показатель «расчетные объемы сбора отходов товаров и отходов упаковки» (далее – расчетные объемы сбора).
Этот показатель введен в Указ № 313 с 1 октября 2015 г. |*|
* Новые правила в части выполнения обязанности, определенной Указом № 313, вступившие силу 1 октября 2015 г., доступны для подписчиков электронного «ГБ»
Важно! Компенсация затрат не выплачивается заявителю, если Оператор установит превышение на 30 % и более объемов сбора отходов товаров и отходов упаковки, заявленных в документах для выплаты компенсации, над расчетными объемами сбора таких отходов.
Расчетные объемы сбора определяются для следующих систем сбора отходов:
– приемных пунктов;
– контейнеров для раздельного сбора отходов;
– площадок для сбора отходов (без установленных контейнеров);
– станций сортировки.
Для каждой системы сбора отходов Инструкцией № 24 установлены соответствующие формулы, по которым производятся расчеты объемов сбора отходов.
Расчеты производятся за 1 месяц (любой, который определит Оператор):
– по каждому наименованию отходов товаров;
– по каждому наименованию отходов упаковки (отходы полимерной, стеклянной, бумажной и (или) картонной упаковок, упаковки из комбинированных материалов).
Важно! По результатам оценки Оператор оформляет заключение. Его форму Инструкция № 24 не регламентирует.
Особенности определения расчетных объемов сбора на приемном пункте
Расчетное количество отходов определенного наименования, собираемых приемным пунктом, зависит прямо пропорционально от времени работы приемного пункта в течение суток и от специального показателя «расчетный объем образования отходов товаров и отходов упаковки на одно физическое лицо в килограммах (штуках)».
Время работы приемного пункта рассчитывается в минутах. Это время не может быть больше фактического режима работы приемного пункта.
Показатель «расчетный объем образования отходов товаров и отходов упаковки на одно физическое лицо в килограммах (штуках)» определяется в соответствии с техническими нормативными правовыми актами (ТНПА), а при их отсутствии – согласно приложению 1 к Инструкции № 24.
Справочно: в настоящий момент ТНПА в такой области нет. Поэтому для расчетов будут применяться показатели из приложения 1 к Инструкции № 24.
В приложении 1 к Инструкции № 24 установлено, что за год у одного физического лица может образовываться 15,39 кг ПЭТ-бутылок, следовательно за месяц – 1,2825 кг. (15,39 / 12). Соответственно если время работы приемного пункта составит, например, 300 мин в сутки, количество дней работы за 1 месяц – 22 дня, то расчетное количество ПЭТ-бутылок, заготавливаемое в таком приемном пункте, будет составлять 1 692,9 кг (1,2825 кг × 300 мин × 22 дня / 5 мин).
Как видно, количество заготавливаемых отходов зависит от времени работы приемного пункта.
Расчеты показывают, что при 8-часовом рабочем дне и ежедневном режиме работы 1 приемный пункт может заготовить от населения за 1 месяц порядка 3,69 т ПЭТ-бутылок.
Напомним, что фактическое значение собранных отходов для получения компенсации не может превышать расчетный объем образования отходов более чем на 30 %.
Особенности определения расчетных объемов сбора на 1 м3 применяемых контейнеров или одну площадку при отсутствии контейнеров
Количество отходов, собираемое в 1 м3 контейнера, зависит прямо пропорционально от расчетной плотности отходов каждого наименования в свободном состоянии и от фактической периодичности выгрузки отходов из контейнера за 1 месяц.
Расчетная плотность отходов в свободном состоянии определяется в соответствии с ТНПА, а при их отсутствии – согласно приложению 2 к Инструкции № 24.
Из этого приложения следует, что 38 кг ПЭТ-бутылок «помещается» в 1 м3 контейнера.
Получается, что если у заявителя расставлено для сбора ПЭТ-бутылок 500 контейнеров объемом 0,75 м3 и периодичность выгрузки отходов составляет 5 раз в месяц, то расчетный объем собираемых ПЭТ-бутылок за 1 месяц будет следующим:
38 кг / 1 м3 × 500 ед. × 0,75 м3 / 1 ед. × 5 = 71 250 кг.
Особенности определения расчетных объемов сбора на станции сортировки
Расчетное количество отходов определенного наименования, извлекаемое на сортировочной станции, зависит прямо пропорционально от количества смешанных отходов потребления, поступивших на сортировку за 1 месяц, и от доли конкретного отхода в морфологическом составе твердых коммунальных отходов.
Важно! Для получения компенсации |*| сортировке должны подвергаться только отходы потребления, из которых раздельным сбором не извлечены отходы упаковки и отходы товаров.
* Информация о размерах компенсаций, направляемых в 2016 г. организациям на возмещение расходов по сбору отходов потребления, доступна для подписчиков электронного «ГБ»
Доля отходов в морфологическом составе твердых коммунальных отходов не устанавливается экспериментально на станции. Это величина определяется только в соответствии с ТНПА, а при их отсутствии – согласно приложению 3 к Инструкции № 24.
Например, исходя из приложения 3 к Инструкции № 24, доля отходов ПЭТбутылок в составе твердых коммунальных отходов составляет 0,02 т ПЭТ-бутылок/1 т смешанных отходов (или 2 %). Соответственно если за 1 месяц на станцию сортировки поступило 100 т смешанных отходов потребления, то расчетный объем извлекаемых на стации ПЭТ-бутылок за этот месяц будет следующим:
0,02 т / 1 т × 100 т = 2 т.
Видно, что «процент извлекаемости» отходов на станции фактически зависит только от количества смешанных отходов, поступивших на сортировку. Но данное количество ограничивается мощностью сортировочной станции, которая определяется используемым на станции оборудованием. Оператор будет оценивать фактическое количество отходов, поступившее на сортировку, с возможностью оборудования.
Для определения расчетного объема сбора на станции сортировки необходимо иметь сведения о массе поступивших на станцию сортировки смешанных отходов. Следовательно, на станции сортировки должно быть организовано взвешивание смешанных отходов потребления, поступающих на сортировку. Необходимо иметь соответствующий журнал взвешивания отходов в качестве первичного документа.