________________
* Указ Президента Республики Беларусь от 11.07.2012 № 313 "О некоторых вопросах обращения с отходами потребления" (далее – Указ № 313).
Спустя год Указ № 313 претерпел очередные изменения и дополнения, внесенные в него Указом Президента Республики Беларусь от 08.07.2015 № 314 (далее – Указ № 314). Они также вступают в силу с 1 октября, но в 2015 г. Рассмотрим их.
Льготников, подпадающих под невыполнение обязанности, станет больше
Производители и импортеры, осуществляющие производство и ввоз товаров, названных в приложении к Указу № 313 |*|, а также ввоз товаров, упакованных в разные виды упаковки, обязаны обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование отходов, образующихся после утраты потребительских свойств таких товаров и упаковок (подп. 1.2 п. 1 Указа № 313; далее – обязанность).
* Правила применения на практике новой редакции приложения к Указу № 313 доступны для подписчиков электронного "ГБ"
Перечень исключений (льгот), согласно которым организации освобождаются от выполнения обязанности, определен подп. 1.3 п. 1 Указа № 313.
Указ № 314 внес изменения в названную норму:
1) привел наименование перечня социально значимых товаров, указанного в абз. 3 части первой подп. 1.3 п. 1 Указа № 313, в соответствие с действующим законодательством.
Справочно: от обязанности освобождаются производители и поставщики в части произведенных и (или) ввезенных полимерной, стеклянной, бумажной и (или) картонной упаковок, упаковки из комбинированных материалов, предназначенных для упаковки и (или) в которые упакованы социально значимые товары, цены на которые регулируются Минэкономики, облисполкомами и Минским горисполкомом, по перечню, утверждаемому Советом Министров Республики Беларусь, лекарственные и ветеринарные средства, фармацевтические субстанции, протезно-ортопедические изделия, медицинская техника и другие товары медицинского назначения, включая товары, используемые в ветеринарии, денежные знаки (абз. 3 части первой подп. 1.3 п. 1 Указа № 313);
2) включил в перечень льгот социально значимые товары, цены на которые регулирует Минторг не более 90 дней в течение 1 года, а именно:
– рыбу свежую (семейство карповых);
– рыбу свежемороженую в тушках, с головой и без, потрошеную и непотрошеную (семейства карповых, тресковых, сельдевых, скумбриевых, аргентиновых);
– масло сливочное;
– муку пшеничную;
– масло подсолнечное и рапсовое;
– сахар-песок;
– соль поваренную пищевую;
– хлопья овсяные без вкусовых и иных добавок;
– сухие макаронные изделия, не содержащие муки из твердых сортов пшеницы;
– рис белый шлифованный, крупу гречневую.
То есть обязанность, предусмотренная подп. 1.2 п. 1 Указа № 313, не распространяется как на производителей и (или) поставщиков упаковки для указанных товаров, так и на поставщиков этих товаров в упаковке.
Справочно: перечень указанных товаров утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.01.2014 № 35;
3) дополнил перечень льгот новой льготой для производителей изделий из пластмасс, названных в приложении к Указу № 313, и полимерной упаковки – обязанность на них не распространяется при условии использования для производства изделий и упаковки не менее 30 %отходов пластмасс и (или) вторичных полимерных материалов, которые произведены на территории Республики Беларусь с использованием не менее 70 % отходов пластмасс.
Возможность применения льготы при использовании 30 % не только отходов, но и вторичных полимерных материалов связана со спецификой производства указанных пластмассовых изделий, которое не предполагает применение отходов в производстве напрямую: предварительно осуществляются процессы переработки отходов пластмасс во вторичные полимерные материалы, и только затем они применяются в производстве продукции |**|.
** Условия, позволяющие производителям некоторых групп товаров освободиться от выполнения обязанности по Указу № 313, доступны для подписчиков электронного "ГБ"
Уточнены некоторые вопросы применения собственной системы сбора отходов товаров и отходов упаковки
Есть 2 способа выполнения обязанности, определенной подп. 1.2 п. 1 Указа № 313.
Производители и импортеры могут:
– либо заключить с государственным учреждением "Оператор вторичных материальных ресурсов" (далее – оператор) договор об организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки и вносить на текущий (расчетный) банковский счет оператора плату за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки;
– либо применить собственную систему сбора отходов товаров и отходов упаковки из отходов потребления, включающую находящиеся на праве собственности, хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, аренды, безвозмездного пользования сеть стационарных и (или) передвижных приемных заготовительных пунктов и (или) специальные контейнеры для сбора и удаления отходов потребления, производственные линии (цехи, заводы) для их разделения по видам и самостоятельное или с привлечением иных лиц обезвреживание и (или) использование собранных отходов товаров и отходов упаковки (далее – собственная система сбора отходов) (подп. 1.2 п. 1 Указа № 313).
Условия применения собственной системы сбора отходов товаров и отходов упаковки изложены в подп. 1.4 п. 1 Указа № 313. Указ № 314:
– уточнил указанную норму.
Так, обязанность при применении собственной системы сбора отходов товаров и отходов упаковки будет считаться выполненной, только если собранные отходы использованы и (или) обезврежены на территории Республики Беларусь (за исключением случаев отсутствия объектов по обезвреживанию и (или) использованию отходов на территории Республики Беларусь).
Справочно: в настоящее время на территории республики отсутствуют объекты по использованию отходов упаковки из комбинированных материалов и отходов элементов питания (батареек);
– установил новые условия в отношении собственной системы сбора отходов стеклянной упаковки.
Для того чтобы обязанность в отношении данной упаковки считалась выполненной, необходимо обеспечить сбор и использование на территории республики не менее 50 % отходов (кроме отходов, являющихся отходами производства) от общего количества произведенной и реализованной на территории Республики Беларусь и (или) ввезенной стеклянной упаковки, с 2017 г. – не менее 60 %, а с 2020 г. – не менее 70 %.
Ужесточился порядок выплаты компенсаций
Одно из основных направлений расходования средств оператором, полученных им от производителей и импортеров товаров и упаковки на текущий (расчетный) банковский счет в виде платы, – возмещение юридическим лицам (индивидуальным предпринимателям) расходов по сбору отходов товаров и отходов упаковки в виде выплаты компенсаций.
С 1 октября т.г. установлены следующие условия получения компенсации:
1) компенсация выплачивается юридическим лицам (индивидуальным предпринимателям) при условии их регистрации в реестре организаций, осуществляющих сбор, сортировку (разделение по видам), подготовку к обезвреживанию и (или) использованию отходов товаров и отходов упаковки, форму, порядок ведения (включения и исключения субъектов) и актуализации которого утверждает Минжилкомхоз;
2) производители и импортеры, выполняющие предусмотренную Указом № 313 обязанность путем применения собственной системы сбора отходов товаров и отходов упаковки, могут претендовать на компенсацию только за собранные объемы отходов товаров и отходов упаковки, превышающие объемы, которые необходимо им собрать в рамках выполнения обязанности (т.е. за количество отходов сверх того, которое предусмотрено к сбору в абз. 3–5 подп. 1.4 п. 1 Указа № 313) |*|.
* Порядок применения в 2015 г. компенсаций, направляемых организациям на возмещение расходов по сбору отходов потребления, доступен для подписчиков электронного "ГБ"
От редакции:
При применении собственной системы сбора отходов необходимо обеспечить сбор, обезвреживание и (или) использование:
– не менее 10 % отходов (кроме отходов, являющихся отходами производства) от общего количества произведенных и реализованных на территории Республики Беларусь и (или) ввезенных производителями и импортерами товаров, названных в приложении к Указу № 313, с 2015 г. – не менее 15 %, с 2017 г. – не менее 20 %, а с 2020 г. – не менее 30 %, кроме товаров, указанных ниже;
– не менее 30 % отходов (кроме отходов, являющихся отходами производства) от общего количества произведенных и реализованных на территории Республики Беларусь и (или) ввезенных производителями и импортерами следующих товаров: посуды столовой и кухонной, санитарно-технических изделий из пластмасс, пленки из полимеров этилена и пропилена, шин и камер резиновых, масел, полимерной, стеклянной, бумажной и (или) картонной упаковок, упаковки из комбинированных материалов, произведенных и реализованных на территории Республики Беларусь и (или) ввезенных производителями и импортерами, с 2015 г. – не менее 35 %, с 2017 г. – не менее 40 %, а с 2020 г. – не менее 50 %.
В указанные объемы (количество, масса) производители и импортеры включают (причем независимо от того, кто эти товары и упаковки произвел и реализовал на территории Республики Беларусь и (или) ввез) любые собранные с применением собственной системы сбора отходов:
– отходы посуды столовой и кухонной, санитарно-технических изделий из пластмасс, пленки из полимеров этилена и пропилена, шин и камер резиновых, масел и иных товаров, названных в приложении к Указу № 313;
– отходы полимерной, стеклянной, бумажной и (или) картонной упаковок, упаковки из комбинированных материалов, а также многооборотную стеклянную упаковку.
Компенсация не выплачивается в следующих случаях:
– превышения на 30 % и более объемов сбора отходов товаров и отходов упаковки, заявленных в документах для выплаты компенсации, над расчетными объемами сбора таких отходов, определенными в результате анализа оператором результатов работы юридического лица (индивидуального предпринимателя) с выездом на место.
Полномочия оператора по оценке достоверности сведений, представляемых юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями) для получения компенсации, в т.ч. путем анализа результатов работы указанных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с выездом на место для определения расчетных объемов сбора отходов товаров и отходов упаковки, также установлены Указом № 314;
– непредставления или несвоевременного представления документов для выплаты компенсации, установленных Минжилкомхозом, либо указания в них недостоверных сведений, несоответствия представленных первичных учетных документов требованиям законодательства;
– невыполнения юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) требований Указа № 313 в части обеспечения сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки.
Определен порядок взыскания задолженности по плате, не внесенной (несвоевременно внесенной) оператору
Также важные нововведения Указа № 314 касаются порядка взыскания задолженности по плате, подлежащей внесению оператору в рамках выполнения обязанности.
Так, при невыполнении юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями) предусмотренной Указом № 313 обязанности взыскание платы будет производиться по иску оператора или Минжилкомхоза в судебном порядке.
Если производителями и импортерами в установленном порядке заключен с оператором договор об организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки, представлена информация о выполнении в отчетном периоде обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки, но не внесена плата в установленные сроки (не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом), то образовавшаяся таким образом задолженность по плате и пене будет взыскиваться на основании исполнительной надписи нотариусов.
Приложение к Указу № 313 также претерпело изменения
В Перечне товаров, производители и поставщики которых обязаны обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование отходов, образующихся после утраты потребительских свойств этих товаров (приложение к Указу № 313), изменения коснулись 2 позиций |*|.
* Корректировка кодов ТН ВЭД, произошедшая в приложении к Указу № 313, доступна для подписчиков электронного "ГБ"
В частности, расширена позиция упаковки комбинированных материалов (дополнена кодом ТН ВЭД ЕАЭС 4811 59 000 9). В свою очередь, позиция, соответствующая кодам ТН ВЭД ЕАЭС 8516 10–8516 79, с целью исключения товаров, имеющих в большей степени промышленное применение и не образующих после утраты потребительских свойств отходов потребления, разделена на отдельные позиции, к которым относятся применяемые в быту оборудование и техника.
Справочно: внесенные Указом № 314 изменения и дополнения касаются ряда основополагающих направлений реализации Указа № 313 и потребуют разработки дополнительных нормативных правовых актов в его развитие.