Льготы по земельному налогу и освобождение oт арендной платы
В 2013 г. существовал единый порядок освобождения от платежей за землю (земельного налога и арендной платы за землю) земельных участков, занятых материальными историко-культурными ценностями, а именно:
– согласно подп. 1.2 п. 1 ст. 194 НК освобождались от земельного налога земельные участки, занятые материальными историко-культурными ценностями, включенными в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, по перечню таких ценностей, утвержденному Советом Министров, при условии выполнения их собственниками обязательств, обусловленных законодательством об охране историко-культурного наследия;
– согласно подп. 1.7.1 п. 1 Указа № 101 арендная плата не взималась за земельные участки, предоставленные для размещения недвижимых материальных историко-культурных ценностей, включенных в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, согласно перечню таких ценностей, утвержденному Советом Министров, при условии выполнения их собственниками (владельцами) и (или) пользователями обязательств, обусловленных актами законодательства об охране историко-культурного наследия.
С 1 января 2014 г. подп. 1.2 п. 1 ст. 194 НКбыл изложен в новой редакции. Теперь от земельного налога освобождаются земельные участки, занятые материальными историко-культурными ценностями, включенными в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, по перечню таких ценностей, утвержденному Советом Министров, при условии выполнения их собственниками обязательств, обусловленных законодательством об охране историко-культурного наследия, за исключением земельных участков, используемых организациями для осуществления предпринимательской деятельности, в т.ч. занятых капитальными строениями (зданиями, сооружениями), используемыми для размещения органов управления, бухгалтерских и иных служб этих организаций, кроме земельных участков бюджетных организаций и некоммерческих организаций культуры.
Аналогичные изменения с 1 января 2014 г. в подп. 1.7.1 п. 1 Указа № 101 внесены не были, поэтому возникло противоречие, которое для большей наглядности изложено на примере.
Пример. Порядок уплаты земельного налога и арендной платы в 2013–2014 гг.
Коммерческая организация владеет 2 материальными историко-культурными ценностями, которые использует в своей предпринимательской деятельности. Районный исполком выделил организации земельный участок для эксплуатации:
– одной материальной историко-культурной ценности – в пользование;
– второй материальной историко-культурной ценности – в аренду.
В 2013 г. организация не уплачивала платежи за землю по 2 земельным участкам.
С 1 января 2014 г. организация должна платить земельный налог по земельному участку, занятому материальной историко-культурной ценностью, но не должна платить арендную плату за землю по второму участку.
Чтобы устранить возникшее противоречие, Указ № 361 изложил подп. 1.7.1 п. 1 Указа № 101 в новой редакции по аналогии с изменениями, внесенными в подп. 1.2 п. 1 ст. 194 НК.
Теперь арендная плата не взимается за земельные участки, занятые материальными историко-культурными ценностями, включенными в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, по перечню таких ценностей, утвержденному Советом Министров, при условии выполнения их собственниками обязательств, обусловленных законодательством об охране историко-культурного наследия, за исключением земельных участков, используемых организациями для осуществления предпринимательской деятельности, в т.ч. занятых капитальными строениями (зданиями, сооружениями), используемыми для размещения органов управления, бухгалтерских и иных служб этих организаций, кроме земельных участков бюджетных организаций и некоммерческих организаций культуры (подп. 1.7.1 п. 1 Указа № 101 в редакции Указа № 361).
Льготы по земельному налогу, установленные с 1 января 2014 г. в ст. 194 НК, есть уже и в Указе № 101
С 1 января 2014 г. на основании подп. 1.35–1.37 п. 1 ст. 194 НК освобождаются от земельного налога земельные участки:
– предоставленные коммунальным унитарным предприятиям по капитальному строительству, иным государственным организациям или организациям с долей государства в уставном фонде более 50 % для строительства и (или) обслуживания одноквартирных, блокированных и многоквартирных жилых домов по государственному заказу;
– предоставленные общественному объединению "Национальный олимпийский комитет Республики Беларусь";
– изъятые из земель лесного фонда для расширения на высоту древесно-кустарниковой растительности просек воздушных линий электропередачи в каждую сторону от крайних проводов, по перечням, утвержденным государственным производственным объединением электроэнергетики "Белэнерго" по согласованию с Минлесхозом.
Указ № 361 установил аналогичные освобождения и от арендной платы за землю (подп. 1.7.11–1.7.13 п. 1 Указа № 101 в редакции Указа № 361).
Изменения, внесенные подп. 2.7 п. 2 Указа № 361 в Указ № 101, начинают действовать в разное время
Из п. 7 Указа № 361 следует, что подп. 2.7 п. 2 этого Указа вступает в силу после официального опубликования Указа. При этом абз. 8–13 подп. 2.7 п. 2 Указа № 361 распространяют свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2014 г. Ими предусмотрены освобождения по арендной платеза землю (подп. 1.7.11–1.7.13 п. 1 Указа № 101 в редакции Указа № 361).
Нормы остальных абзацев подп. 2.7 п. 2 Указа № 361 не имеют обратной силы.
Разные сроки вступления в силу норм Указа № 361 влекут разные сроки представления уточненных деклараций
Плательщики арендной платы за землю должны были не позднее 20 февраля 2014 г. представить в налоговые инспекции по месту постановки на учет налоговые декларации (расчеты) по земельному налогу (арендной плате за земельные участки) с организаций за 2014 г. по форме, приведенной в приложении 5 к постановлению МНС РБ от 15.11.2010 № 82.
Арендную плату за земельные участки юридические лица вносят в течение года равными долями ежеквартально не позднее 22-го числа второго месяца каждого квартала исходя из сумм арендной платы, указанных ими в расчетах суммы арендной платы на текущий год (подп. 1.10 п. 1 Указа № 101).
Таким образом, до принятия Указа № 361 организации уже успели заплатить в бюджет по 25 % годовой суммы арендной платы за землю по срокам не позднее 22 февраля и 22 мая 2014 г.
Поэтому организации, на которые распространяются нормы абз. 8–13 подп. 2.7 п. 2 Указа № 361, вправе представить уточненную налоговую декларацию по земельному налогу (арендной плате за земельные участки) за 2014 г. и вернуть из бюджета или зачесть в счет будущих платежей в бюджет излишне уплаченную за 1-е полугодие арендную плату за землю в порядке, установленном ст. 60 НК.
Несколько иная ситуация возникла в отношении изменений, касающихся уплаты арендной платы за землю по земельным участкам, занятым материальными историко-культурными ценностями (абз. 1–5 подп. 2.7 п. 2 Указа № 361). Эти изменения вступают в силу после официального опубликования Указа № 361, но не распространяют свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2014 г.
Поэтому организации, которых касаются нормы, изложенные в абз. 1–5 подп. 2.7 п. 2 Указа № 361, не должны доплачивать арендную плату за землю за период с 1 января 2014 г.
Однако у таких организаций возникают следующие вопросы: с какого момента они должны уплачивать в бюджет арендную плату за землю? в какой срок надо представить уточненную налоговую декларацию?
Ответ на эти вопросы содержит п. 3 Указа № 361 и подп. 1.12 п. 1 Указа № 101.
Так, согласно п. 3 Указа № 361 юридические лица в связи с изменениями и дополнениями, внесенными абз. 4–13 и 26–35 подп. 2.7 п. 2 Указа № 361, не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором официально опубликован Указ № 361, т.е. не позднее 20 августа 2014 г., представляют в налоговые органы по месту постановки на учет расчет суммы арендной платы за земельные участки с внесенными изменениями и дополнениями.
Аналогичный срок представления уточненной декларации вытекает из подп. 1.12 п. 1 Указа № 101. Так, согласно указанному подпункту Указа № 101 при утрате в течение года права на льготу по арендной плате за земельный участок (долю в праве аренды на земельный участок) исчисление и уплата арендной платы за земельный участок (долю в праве аренды на земельный участок) производятся с 1-го числа месяца, следующего за месяцем утраты этого права.
Справочно: при возникновении в течение года права на льготы по арендной плате за земельный участок (долю в праве аренды на земельный участок) льгота предоставляется с 1-го числа месяца, в котором возникло право на льготу.
Расчет суммы арендной платы за земельные участки, предоставленные в аренду, с внесенными изменениями и (или) дополнениями в связи с утратой (возникновением) в течение календарного года права на льготу по арендной плате юридические лица представляют в налоговый орган не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем возникновения (утраты) права на льготу. Арендная плата по расчету суммы арендной платы за земельные участки, предоставленные в аренду, с внесенными изменениями и (или) дополнениями в связи с утратой в течение календарного года права на льготу уплачивается не позднее 22-го числа месяца, следующего за месяцем утраты такого права, а впоследствии соблюдаются общеустановленные порядок и сроки.
Таким образом, организации, которые в связи с изменениями, внесенными абз. 1–5 подп. 2.7 п. 2 Указа № 361 в подп. 1.7.1 п. 1 Указа № 101, утратили право на льготу по арендной плате за землю, содержащуюся в подп. 1.7.1 п. 1 Указа № 101, должны уплачивать арендную плату за землю с 1 августа 2014 г.
Эти организации должны представить в налоговую инспекцию уточенную налоговую декларацию не позднее 20 августа 2014 г. и уплатить арендную плату за землю за август – сентябрь 2014 г. не позднее 22 августа 2014 г. Арендная плата за землю за IV квартал 2014 г. уплачивается в общеустановленные сроки, т.е. не позднее 22 ноября 2014 г.
Для плательщиков УСН введена арендная плата в 10-кратном размере за нецелевое или несвоевременное использование земельных участков, а также за их самовольный захват
Указ № 361 устранил еще одно противоречие, которое содержалось в подп. 1.7-2 п. 1 Указа № 101.
Указанная норма освобождала плательщиков УСН от исчисления и уплаты арендной платы:
– за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, если общая площадь перечисленных в абз. 2–4 части первой этого пункта земельных участков не превышала 0,5 га;
– сельскохозяйственные земли сельскохозяйственного назначения (пахотные земли, залежные земли, земли под постоянными культурами, луговые земли);
– земельные участки, находящиеся на праве аренды у бюджетных организаций, республиканских государственно-общественных объединений, а также организационных структур республиканского государственно-общественного объединения "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту Республики Беларусь", созданных в виде юридических лиц.
При этом Указ № 101 не содержал в отношении указанных плательщиков отсылочную норму на подп. 1.15 п. 1 Указа № 101, который предусматривает административные меры воздействия на плательщиков за земельные участки, используемые не по целевому назначению, неиспользуемые в течение сроков, определенных законодательными актами, занятые до оформления правоудостоверяющих документов.
Иными словами, освобождение от арендной платы, предусмотренное подп. 1.7-2 п. 1 Указа № 101, распространялось и на эти земли, если они использовались плательщиками УСН.
Указ № 361 отменил данное освобождение. Теперь организации – плательщики УСН будут за земельные участки, используемые не по целевому назначению, неиспользуемые в течение сроков, определенных законодательными актами, занятые до оформления правоудостоверяющих документов, уплачивать арендную плату в 10-кратном размере. Сведения о таких земельных участках представляют землеустроительные службы в местные исполкомы, администрации свободных экономических зон в порядке и сроки, установленные законодательством.
Местные исполкомы, администрации свободных экономических зон в 10-дневный срок со дня вступления в законную силу постановления компетентного органа по делу о соответствующем административном правонарушении:
– направляют сведения о плательщиках, сумме арендной платы, определенной в 10-кратном размере, периоде пользования земельными участками с нарушением установленного порядка в налоговый орган по месту постановки плательщика УСН на учет и в налоговый орган по месту нахождения земельного участка;
– уведомляют указанных лиц о необходимости уплаты суммы арендной платы, определенной в 10-кратном размере.
Исчисление арендной платы за указанные земельные участки производится в 10-кратном размере с 1-го числа месяца, в котором земельные участки использовались с нарушением установленного порядка, по последнее число месяца (включительно), в котором указанные нарушения устранены, в соответствии со сведениями, представленными местными исполкомами, администрациями свободных экономических зон в налоговый орган в установленном порядке.
Плательщики УСН – нарушители должны представить в налоговые органы расчет суммы арендной платы с внесенными изменениями и (или) дополнениями не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором вступило в законную силу постановление компетентного органа по делу о соответствующем административном правонарушении.
Уплата арендной платы за земельные участки в 10-кратном размере производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором вступило в законную силу постановление компетентного органа по делу о соответствующем административном правонарушении. Впоследствии арендная плата вносится в течение года равными долями ежеквартально не позднее 22-го числа второго месяца каждого квартала исходя из сумм арендной платы, указанных плательщиками в расчетах суммы арендной платы на текущий год, которые подаются в налоговые органы не позднее 20 февраля текущего года
Справочно: размер ежегодной арендной платы за земельные участки (части земельного участка), занятые объектами сверхнормативного незавершенного строительства, увеличивается на коэффициент 2.