УВЕДОМЛЕНИЕ О НАЧАЛЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
На какие виды деятельности распространяется
Одно из приложений к Декрету № 7 содержит перечень видов экономической деятельности, о начале осуществления которых субъект хозяйствования представляет уведомление в местный исполнительный и распорядительный орган (далее – перечень). В него включены:
1) предоставление гостиничных услуг, а также услуг по временному размещению и обеспечению временного проживания;
2) предоставление бытовых услуг;
3) предоставление услуг общественного питания;
4) предоставление услуг по перевозкам пассажиров и багажа автомобильным транспортом (за исключением осуществления таких перевозок в регулярном сообщении, а также для обеспечения собственных нужд юридических лиц, индивидуальных предпринимателей);
5) оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию транспортных средств;
6) оказание туристических услуг;
7) розничная торговля (за исключением розничной торговли товарами, оборот которых ограничен или на торговлю которыми необходимо получение специального разрешения (лицензии));
8) оптовая торговля (за исключением оптовой торговли товарами, оборот которых ограничен или на торговлю которыми необходимо получение специального разрешения (лицензии));
9) производство текстильных материалов, швейных изделий;
10) производство одежды;
11) производство кожи, изделий из кожи, в т.ч. обуви;
12) обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки (за исключением мебели);
13) выращивание сельскохозяйственных культур, животноводство и рыбоводство;
14) производство пищевой продукции (за исключением алкогольной);
15) производство тары и упаковки;
16) производство мебели;
17) производство строительных материалов и изделий;
18) оказание услуг по разработке веб-сайтов, установке (настройке) компьютеров и программного обеспечения, восстановлению компьютеров после сбоя, ремонт, техническое обслуживание компьютеров и периферийного оборудования, обучение работе на персональном компьютере;
19) деятельность по оказанию психологической помощи |*|.
* Информация о том, когда экономическую деятельность в Беларуси можно начать по уведомлению
Как нужно уведомить
Субъект хозяйствования, который планирует осуществлять вид экономической деятельности, включенный в перечень, уведомляет об этом местный исполком одним из следующих способов:
– посредством подачи письменного уведомления через службу «одно окно»;
– путем направления его заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении;
– с использованием единого портала электронных услуг.
В Декрете № 7 не раскрывается значение термина «субъекты хозяйствования», но можно предположить, что оно совпадает с термином, приведенным в Декрете Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (далее – Декрет № 1). Декрет № 1 относит к субъектам хозяйствования коммерческие организации, отдельные некоммерческие организации и ИП (но не просто физлиц).
Содержание уведомления
В уведомлении указывается информация о соответствии субъекта хозяйствования, его работников осуществляемой им деятельности, а предназначенных для использования в процессе ее осуществления земельных участков, капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, оборудования, транспортных средств и иных объектов – требованиям, предусмотренным законодательством.
Когда можно начать деятельность
Информацию о полученных уведомлениях (за исключением полученных с использованием единого портала электронных услуг) в течение 3 рабочих дней исполкомы размещают на официальных сайтах. Со дня, следующего за днем направления уведомления, субъект хозяйствования вправе начать осуществление заявленного в уведомлении вида экономической деятельности. Такое право не зависит от включения информации об этом субъекте, его деятельности и принадлежащих ему объектах в регистры, реестры, базы и банки данных, информационные системы и иные информационные ресурсы, осуществления иных административных процедур.
На сегодняшний день ситуация выглядит по-другому: например, Указ Президента Республики Беларусь от 24.07.2014 № 371 «О создании государственного информационного ресурса «Реестр бытовых услуг Республики Беларусь» запрещает деятельность в данной сфере без включения в реестр и получения соответствующего свидетельства. (Не)стационарный торговый объект, торговый центр, рынок считаются созданными со дня внесения сведений о них в Торговый реестр (п. 3 ст. 13, п. 6 ст. 14, п. 3 ст. 15, п. 5 ст. 17 Закона Республики Беларусь от 08.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь») и т.п.
Есть особенности…
Отдельные особенности предусмотрены для деятельности по производству пищевой продукции. Субъект хозяйствования, направивший уведомление об осуществлении такой деятельности, обязан в течение месяца со дня направления обратиться за получением санитарно-гигиенического заключения |*|, выдаваемого по результатам проведения государственной санитарно-гигиенической экспертизы, на предмет соответствия деятельности субъекта хозяйствования требованиям Декрета № 7.
На сегодняшний день требования и порядок проведения такой экспертизы регулируются:
– ст. 16 Закона Республики Беларусь от 07.01.2012 № 340-З «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
– перечнем продукции, подлежащей государственной санитарно-гигиенической экс-пертизе, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11.07.2012 № 635.
Не все так просто
Впрочем, Декретом № 7 установлено, что «законодательными актами или в соответствии с ними может быть предусмотрена необходимость прохождения субъектом хозяйствования иных административных процедур после начала осуществления заявленного вида экономической деятельности». Получается, что он отменяет лицензирование, но не обязательно отменяет последующее включение в реестр и другие административные процедуры. Однако окончательный вывод можно будет сделать после появления новой редакции перечней административных процедур, которые для субъектов хозяйствования теперь будет утверждать Президент, а не Совет Министров Республики Беларусь.
Но в перечне «уведомительных» видов деятельности в Декрете № 7 к лицензируемым относятся только два (цифры 4 и 19). К тем, для которых предусмотрена процедура включения в реестр, – пять (цифры 2, 3, 5, 6, 7). Для других устанавливались различные технические требования для входа на рынок.
Для видов деятельности, не включенных в «уведомительный» перечень до начала деятельности, могут потребоваться получение лицензии, включение информации об этом субъекте либо принадлежащих ему объектах в регистры, реестры, базы и банки данных, информационные системы и иные информационные ресурсы, а также осуществление иных административных процедур (подп. 3.4 п. 3 Декрета № 7).
Содержание технических нормативных правовых актов (ТНПА) будет доступно
Количество ТНПА последнее время стремительно увеличивается. Они не всегда есть в бесплатном онлайн-доступе, и их приходится покупать у организаций-разработчиков. Данная проблема со временем превратилась в серьезный сдерживающий фактор развития бизнеса. В подп. 3.6 п. 3 Декрета № 7 установлено, что ТНПА, являющиеся в соответствии с законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь обязательными для соблюдения субъектами хозяйствования, подлежат:
1) обязательной юридической экспертизе в НЦПИ на предмет их соответствия законодательным актам и постановлениям Совета Министров Республики Беларусь, а также наличия в них положений, требующих урегулирования на уровне НПА, не являющихся техническими;
2) включению в НРПА и официальному опубликованию на сайте www.pravo.by, а также размещению на иных информационных интернет-ресурсах.
До этого в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 16.07.2007 № 318 «О порядке доведения до всеобщего сведения технических нормативных правовых актов» на сайте www.tnpa.by Национального фонда ТНПА размещалась только информация о таких ТНПА, но не их тексты. Можно сказать, теперь ТНПА уравнены со всеми другими НПА.
Декрет № 7 гласит, что технические регламенты (ТР) Республики Беларусь разрабатываются только по продукции, включенной в единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные для соблюдения требования в рамках ЕАЭС и в отношении которой не вступили в силу или на которую не распространяются ТР ТС и ЕАЭС. ТР Республики Беларусь должны содержать только основополагающие технические требования, предъявляемые к продукции либо к продукции и процессам, связанным с ее жизненным циклом.
Иные технические требования к продукции, процессам, связанным с жизненным циклом продукции, включая технические описания процессов ее производства, технические требования к методикам (методам) контроля, проведению испытаний и исследований, выполнению измерений, могут включаться в государственные стандарты (ГОСТ) Республики Беларусь или технические кодексы установившейся практики (ТКП). Декрет № 7 предусматривает, что ТКП и ГОСТы обязательны для соблюдения субъектами хозяйствования только при ссылке на них в законодательных актах (т.е. законах, декретах и указах), ТР Республики Беларусь, иных НПА, а также если сами субъекты хозяйствования в добро-вольном порядке заявили об обязательности их соблюдения.
Одновременно Декрет № 7 устанавливает, что НПА и ТНПА СССР и БССР, регулирующие порядок и условия осуществления экономической деятельности, не являются обязательными для применения (соблюдения) на территории Республики Беларусь (за исключением устанавливающих требования к обеспечению безопасности в сфере атомной энергии). До этого Закон Республики Беларусь от 28.05.1999 № 261-З «О применении на территории Республики Беларусь законодательства СССР» предусматривал возможность применения актов законодательства СССР.
МОЖНО РАБОТАТЬ БЕЗ ПЕЧАТИ
Субъектам хозяйствования дано право не использовать печать (подп. 3.11 п. 3 Декрета № 7). Речь идет не об «отмене печатей» (для целей внутреннего контроля субъекты хозяйствования вправе продолжать ими пользоваться), а о том, что государство больше не будет предъявлять требование об использовании печати.
В последние годы процесс сокращения сферы использования печати шел постепенно. В частности, еще ранее после принятия Декрета № 1 было снято требование о получении разрешения МВД на изготовление печати и особые требования к данному виду деятельности. До принятия Декрета № 7 обязательные требования к наличию печати содержались:
1) в Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденной постановлением Минюста Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4 (пп. 62, 130 и др.);
2) финансовом законодательстве.
Справочно: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24.03.2011 № 360 «Об утверждении перечня первичных учетных документов» касалось заполнения ТТН-1 и ТН-2, приходного и расходного кассовых ордеров, актов о приеме-передаче основных средств и НМА, акта сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ, актов о передаче не завершенного строительством объекта, а также затрат, произведенных при создании объекта инженерной и (или) транспортной инфраструктуры;
3) банковском законодательстве.
Справочно: к таким нормам, в частности, относятся:
ст. 233 Банковского кодекса Республики Беларусь;
пп. 21, 28, 52, 60, 63, 75–76 Инструкции о порядке ведения кассовых операций и порядке расчетов наличными денежными средствами на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Правления Нацбанка Республики Беларусь от 29.03.2011 № 107;
пп. 21, 48, 55, 57–58 Инструкции о порядке ведения кассовых операций в наличной иностранной валюте на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Правления Нацбанка Республики Беларусь от 29.03.2013 № 185;
п. 7 и др. Инструкции о банковском переводе, утвержденной постановлением Правления Нацбанка Республики Беларусь от 29.03.2001 № 66.
Впрочем, и сейчас разрешение не использовать печати касается только субъектов хозяйствования, но не госорганов.