1. В старой редакции за подписью заместителя Председателя Правления Нацбанка, направляющего деятельность Главного управления валютного регулирования и валютного контроля, в п. 3 постановления № 129 разрешалось давать разъяснения по применению норм Инструкции о порядке осуществления обязательной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке, утвержденной постановлением № 129 (далее – Инструкция № 129). Теперь этот пункт исключен.
Однако это не означает, что Нацбанк перестанет отвечать на запросы, касающиеся порядка осуществления обязательной продажи иностранной валюты. Просто п. 3 постановления № 129 не соответствовал ст. 70 Закона РБ от 10.01.2000 № 361-З "О нормативных правовых актах Республики Беларусь". Так, в случае обнаружения неясностей и различий в содержании нормативного правового акта, а также противоречий в практике его применения нормотворческий орган (должностное лицо), принявший (издавший) этот акт, или уполномоченный им орган, если иное не предусмотрено Конституцией РБ, осуществляют официальное толкование этих норм путем принятия (издания) соответствующего нормативного правового акта. Иными словами, толкование (разъяснение) Инструкции № 129 должно осуществляться постановлением Правления Нацбанка РБ.
2. Обязательная продажа иностранной валюты по общему правилу осуществляется через банки на торгах открытого акционерного общества "Белорусская валютно-фондовая биржа" (далее – биржа). Если сумма иностранной валюты, подлежащей обязательной продаже, менее лота, установленного на биржевых торгах*, такая продажа осуществлялась банкам. Обязательная продажа сумм иностранной валюты менее лота, установленного на биржевых торгах, проводилась по курсу белорусского рубля к соответствующей иностранной валюте, сложившемуся на биржевых торгах в день осуществления обязательной продажи. Если в день обязательной продажи торги по данной иностранной валюте на бирже не проводились либо данная иностранная валюта не котировалась на биржевых торгах, обязательная продажа такой иностранной валюты осуществлялась по официальному курсу белорусского рубля к соответствующей иностранной валюте, установленному Нацбанком на день обязательной продажи.
__________________________
* В соответствии с Операционным регламентом торгового дня по сделкам покупки, продажи, конверсии иностранной валюты в ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа", утвержденным решением Правления ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа" от 08.09.2011 № 73, стандартный лот, например, по долларам США составляет 1 000 долл. США.
Сейчас постановлением № 255 установлено, что в случае, если сумма иностранной валюты, подлежащей обязательной продаже, менее лота, установленного на биржевых торгах, такая продажа осуществляется банку, обслуживающему счет, на который поступила выручка в иностранной валюте, по курсу, установленному банком. Очевидно, что банки в целях осуществления клиентами обязательной продажи иностранной валюты должны разработать некий порядок установления курса и доведения его до сведения своих структурных и обособленных подразделений, а также клиентов.
3. При обязательной продаже иностранной валюты размер комиссионного вознаграждения, взимаемого банком за это, не должен превышать 0,2 % от суммы сделки, включая биржевой сбор. При этом в постановлении № 255 уточнено, что банк взимает не "комиссионное вознаграждение", а "вознаграждение". В связи с этим будут откорректированы договоры с клиентами для обслуживания на внутреннем валютном рынке РБ, тарифы и локальные нормативные правовые акты. Установлено также, что вознаграждение не взимается в случае, если банку осуществляется обязательная продажа иностранной валюты в сумме менее лота.
Таким образом, вознаграждение за осуществление обязательной продажи иностранной валюты банк вправе взимать только при обязательной продаже иностранной валюты через биржу. При покупке иностранной валюты, подлежащей обязательной продаже, в сумме менее лота банк будет регулировать свою доходность лишь курсом.
4. Для осуществления обязательной продажи иностранной валюты необходимо открыть:
– специальный транзитный валютный счет (далее – транзитный счет);
– специальный счет для аккумулирования средств в иностранной валюте для погашения задолженности в иностранной валюте.
Транзитный счет открывают на отдельном лицевом счете балансового счета, на котором открывается счет в иностранной валюте юридического лица (его структурного, обособленного подразделения), и только к тем счетам, на которые в соответствии с режимом счета возможно поступление выручки в иностранной валюте. На транзитный счет зачисляются средства в иностранной валюте, поступающие на счет юридического лица (его структурного, обособленного подразделения), за исключением определенных случаев.
Транзитный счет открывался банком самостоятельно при первом поступлении иностранной валюты без представления юридическим лицом (его структурным, обособленным подразделением) каких-либо документов.
С 10 мая 2014 г. банк вправе открывать клиенту транзитный счет как при первом поступлении иностранной валюты, так и сразу при открытии текущего (расчетного) банковского счета в иностранной валюте.
5. До вступления в силу постановления № 255 проблемы на практике вызывала следующая ситуация.
Ситуация
Юридическому лицу – резиденту поступает иностранная валюта в банк РБ. Резидент намерен осуществить обязательную продажу иностранной валюты. Однако в банке имеется решение налогового органа о приостановлении операций по всем счетам резидента.
Вправе ли резидент произвести обязательную продажу иностранной валюты при наличии в банке решения налогового органа о приостановлении операций по всем счетам резидента? Каковы действия банка в такой ситуации?
Как известно, приостановлением операций плательщика (иного обязанного лица) по счетам в банке признается прекращение банком по решению налогового или таможенного органа всех расходных операций по данному счету, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РБ (далее – НК) (ст. 53 НК).
Банк, в котором открыт счет, операции по которому приостановлены, не вправе открывать этому плательщику иные счета при наличии в банке решения о приостановлении операций плательщика по счетам или информации о приостановлении операций плательщика по счетам, полученной из автоматизированной информационной системы, используемой при взаимодействии регистрирующих органов с уполномоченными органами и организациями, в т.ч. налоговыми и таможенными органами, банками (АИС "Взаимодействие"). Иные банки не вправе открывать плательщику счета при наличии у них полученной из АИС "Взаимодействие" информации о приостановлении операций плательщика по счетам в других банках.
Из норм ст. 53 НК следует, что решение налогового органа о приостановлении операций плательщика по счету в банке влечет невозможность:
– совершения им расходных операций по счетам в банке;
– открытия иных счетов в банке.
Однако Указом № 452 и Инструкцией № 129 не был регламентирован порядок обязательной продажи иностранной валюты при наличии решения соответствующих государственных органов и судов по приостановлению операций по счетам и аресту денежных средств, находящихся на счетах клиентов банков.
Постановление № 255 внесло ясность в данный вопрос. В Инструкции № 129 появилась норма, предусматривающая, что в сроки, установленные для осуществления обязательной продажи иностранной валюты, не включаются:
– срок ареста, наложенного в соответствии с законодательством на иностранную валюту, находящуюся на транзитном счете;
– срок действия приостановления операций по счетам клиента, включая день наложения и день снятия ареста, день установления приостановления операций и день отмены приостановления операций.
Таким образом, нормы Указа № 452 и Инструкции № 129 могут быть применены в полном объеме только в случае, если отсутствует решение уполномоченных органов об аресте денежных средств или приостановлении операций по счетам резидента. Банк не вправе открыть резиденту транзитный счет, если операции по счетам данного резидента ранее были приостановлены в соответствии с нормами ст. 53 НК. Резидент не вправе осуществлять операции, связанные с обязательной продажей иностранной валюты, при наличии решения уполномоченных органов об аресте денежных средств или приостановлении операций по счетам резидента.