Могут ли белорусские организации ознакомиться с перечнем лиц, причастных к террористической деятельности?
Могут, он в открытом доступе.
Перечень организаций и физических лиц, причастных к террористической деятельности, находится в открытом доступе. Он размещен на официальном сайте Комитета государственной безопасности в разделе «Контртеррористическая деятельность».
Совет Министров Республики Беларусь определил именно данный орган ответственным за формирование и ведение указанного перечня (часть вторая ст. 91 Закона № 165-З, в редакции Закона № 376-З, п. 2 Положения № 1256**).
__________________________
** Положение о порядке определения перечня лиц, участвующих в террористической деятельности, причастных к распространению оружия массового поражения либо находящихся под контролем таких лиц, обжалования решения о включении лиц в такой перечень и рассмотрения иных обращений этих лиц, доведения этого перечня до сведения лиц, осуществляющих финансовые операции, и органа финансового мониторинга, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2014 № 1256 (далее – Положение № 1256).
В перечень включают организации независимо от наличия (отсутствия) их государственной регистрации и фактического местонахождения, граждан Республики Беларусь, иностранных граждан, лиц без гражданства, индивидуальных предпринимателей независимо от места их государственной регистрации и фактического местонахождения:
– в отношении которых имеются сведения об их участии в террористической деятельности, причастности к распространению оружия массового поражения либо нахождении под контролем организаций, физических лиц, индивидуальных предпринимателей, участвующих в террористической деятельности, причастных к распространению оружия массового поражения, террористических (экстремистских) организаций;
– которые определены причастными к террористической деятельности Комитетом Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, учрежденным резолюциями Совета Безопасности Организации Объединенных Наций № 1267 (1999), № 1989 (2011) и № 2253 (2015) (далее – лица, включенные в Перечень).
В отношении физических лиц вышеуказанный перечень содержит следующую информацию: фамилию, имя, отчество в русскоязычном написании, а также в латинской либо национальной транслитерации, гражданство, дату рождения, основание включения в перечень, справочную информацию о деятельности физического лица.
Справочно: порядок определения перечня лиц, причастных к террористической деятельности, обжалования решения о включении данных лиц в перечень, доведения перечня до сведения лиц, осуществляющих финансовые операции, и органа финансового мониторинга возложен на Совет Министров Республики Беларусь (п. 9 ст. 1 Закона № 376-З).
С 18 сентября текущего года действуют такие термины, как «блокирование финансовой операции» и «замораживание средств».
Чем отличается механизм замораживания средств от механизма блокирования?
Механизм замораживания предполагает, что лица, осуществляющие финансовые операции, устанавливают запрет на пользование, распоряжение средствами лица, включенного в Перечень (даже если это лицо не обращается в финансовое учреждение). Например, такое лицо (террорист) не сможет распоряжаться денежными средствами, находящимися на депозитном счете в банке, продать недвижимое имущество, зарегистрированное в кадастровом агентстве.
Механизм блокирования заключается в запрете проведения финансовых операций лиц, включенных в Перечень. Например, если данное лицо (террорист) обратится в отделение почтовой связи, банка для осуществления почтового, банковского перевода, ему будет отказано в проведении данной операции (блокирование операции).
Справочно: лицами, осуществляющими финансовые операции, являются:
– Нацбанк, банки и небанковские кредитно-финансовые организации, открытое акционерное общество «Банк развития Республики Беларусь» (далее, если не установлено иное, – банки);
– профессиональные участники рынка ценных бумаг;
– товарные биржи;
– лица, осуществляющие торговлю драгоценными металлами и драгоценными камнями;
– ломбарды, пункты скупки;
– страховые организации и страховые брокеры;
– организаторы лотерей и электронных интерактивных игр;
– нотариусы;
– организации, оказывающие риэлтерские услуги и принимающие участие в операциях, связанных с куплей-продажей недвижимого имущества для своего клиента;
– аудиторские организации, аудиторы, осуществляющие деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, оказывающие профессиональные услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской и (или) финансовой отчетности, связанные с совершением от имени и (или) по поручению клиента финансовых операций;
– организации (индивидуальные предприниматели), адвокаты и адвокатские бюро, оказывающие юридические услуги (юридическую помощь), связанные с созданием организаций либо участием в управлении ими, приобретением или продажей предприятия как имущественного комплекса, совершением финансовых операций и (или) управлением денежными средствами или иным имуществом от имени и (или) по поручению клиента;
– операторы почтовой связи;
– организаторы азартных игр;
– организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним;
– лизинговые организации |*|;
– микрофинансовые организации;
– форекс-компании, Национальный форекс-центр (ст. 1 Закона № 165-З).
Изменился ли подход банков в части определения критериев, указывающих на подозрительность финансовых операций?
Изменился.
Нацбанк на основе предложений банков и результатов контрольных мероприятий произвел корректировку отдельных признаков подозрительности, определенных п. 60 Инструкции № 818*, а именно:
__________________________
* Инструкция о требованиях к правилам внутреннего контроля банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь» в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения, утвержденная постановлением Правления Нацбанка Республики Беларусь от 24.12.2014 № 818 (далее – Инструкция № 818).
– уточнил субъектный состав в признаке подозрительности, определенном подп. 60.3 (было «клиент», стало «клиент (организации или индивидуальные предприниматели)», т.е. перечень лиц сократился и не распространился на физических лиц);
– изложил в новой редакции признак подозрительности, определенный подп. 60.11, в связи с запросами банков по практике его применения;
– распространил признак подозрительности, определенный подп. 60.12, только на операции, осуществляемые клиентом по банковскому счету (не будет применяться в отношении депозитных и кредитных операций клиента банка);
– исключил подп. 60.21, как неиспользуемый в практике (касался использования предметов залога, не связанных с деятельностью клиента);
– распространил признак подозрительности, определенный подп. 60.23, на беспроцентные займы. Исходя из положений ст. 762 Гражданского кодекса Республики Беларусь договоры займа, не предусматривающие получение займодавцем процентов по договорам займа (беспроцентные займы), выделены в отдельную категорию и соответственно не выявлялись отдельными банками как подозрительные. Вместе с тем беспроцентные займы могут быть использованы в «серых» схемах, в т.ч. связанных с коррупцией. Например, согласно типологическому исследованию Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма «Налоговые преступления и отмывание денег» (2013 г.), беспроцентные займы использовались при легализации доходов, полученных от налоговых преступлений. Согласно ст. 8 Закона Российской Федерации «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» по операциям с беспроцентными займами осуществляется обязательный контроль;
– увеличил пороговое значение до 2 000 базовых величин в отношении суммы финансовой операции для признака подозрительности, определенного подп. 60.26;
– откорректировал признак подозрительности, определенный подп. 60.27, на выявление финансовых операций, соответствующих критериям подозрительности, вне зависимости от их количества;
– распространил признак подозрительности, определенный подп. 60.33, на оказание управленческих услуг. Оплата управленческих услуг в значительных суммах может рассматриваться как способ «обналичивания» средств организации и дальнейшего вывода их в нелегальный оборот.
Кроме того, перечень дополнен новым признаком подозрительности (см. подп. 60.441 п. 60 Инструкции № 818). Его появление вызвано результатами проверочных мероприятий Нацбанка, в ходе которых были установлены факты направления организациями на выплату дивидендов значительных сумм, которые составляли до 80 % оборотов по счету за год, что может являться частью схемы легализации доходов, полученных преступным путем |*|.
Какие меры предпринимает банк для пресечения сомнительных финансовых операций клиентов?
Банк вправе:
– приостанавливать и (или) отказывать неблагонадежным клиентам в осуществлении финансовой операции;
– отказывать в подключении к системе дистанционного банковского обслуживания (далее – СДБО);
– прекращать или приостанавливать оказание услуг посредством такой системы;
– отказывать в одностороннем порядке от исполнения договора на осуществление финансовых операций в письменной форме (ст. 6 Закона № 165-З).
Важно! В течение 2015 г. банки отказали клиентам в осуществлении финансовых операций в 99 случаях, в т.ч. в 25 случаях – в открытии счета, приостановили 17 финансовых операций, отказали в исполнении договора на осуществление финансовых операций в письменной форме в 55 случаях. Суммы операций отказа (приостановления) в среднем составляли от 30 до 500 млн. бел. руб. (максимальная сумма – 16,1 млрд. бел. руб.).
Основаниями для отказов являлись:
– непредставление сведений о финансовой операции либо представление документов, вызывающих сомнение в их подлинности;
– отсутствие явного экономического смысла;
– необычность в поведении клиента (при открытии счета).
Отказано в подключении клиентов к СДБО в 23 случаях, приостановлено обслуживание с использованием СДБО в 101 случае, прекращено обслуживание с использованием СДБО в 29 случаях.
Основной причиной данных мероприятий является подозрение в осуществлении клиентом лжепредпринимательской деятельности |**|.
** Признаки и описание финансовых операций, подпадающих под особый контроль
Справочно: право на указанные меры по ограничению (снижению) рисков, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем, реализовали более половины банков (60 %). Четыре банка также воспользовались предусмотренным Законом № 165-З правом отказать в одностороннем порядке в исполнении договора на расчетно-кассовое обслуживание клиентам, функционирующим по принципу лжепредпринимательских структур.
Окончание см.: «ГБ», 2016, № 43, с. 10–14.