Новые правила по предотвращению легализации преступных денег


(Комментарий к Закону Республики Беларусь от 30.06.2014 № 165-З)

С 18 сентября 2016 г. Закон № 165-З* начнет действовать в редакции Закона Республики Беларусь от 13.06.2016 № 376-З «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения» (далее – Закон № 376-З).

Рассмотрим новации, внесенные Законом № 376-З в Закон № 165-З. Так, новый Закон:

1) ввел термины «блокирование финансовой операции», «замораживание средств», которые будут применяться в отношении лиц, участвующих в террористической деятельности.

Термин «приостановление финансовой операции» с 18 сентября будет использоваться только в отношении подозрительных операций лиц, не причастных к террористической деятельности;

2) привел в соответствие с введенными терминами условия, при которых финансовые операции подлежат особому контролю;

3) установил, что замораживание средств происходит бессрочно и действует до момента исключения лица из перечня организаций и физических лиц, причастных к террористической деятельности;

4) уполномочил Совет Министров Республики Беларусь:

– устанавливать порядок определения перечня лиц, причастных к террористической деятельности, обжалования решения о включении данных лиц в перечень, доведения перечня до сведения лиц, осуществляющих финансовые операции, и органа финансового мониторинга;

– определять орган, который осуществляет формирование и ведение перечня;

5) предусмотрел для разных категорий лиц, осуществляющих финансовые операции, различные способы замораживания и (или) блокирования.

Так, банки, депозитарии будут замораживать средства лиц, причастных к терроризму, на счетах, блокируя доступ к ним, а нотариусы, адвокаты, регистраторы недвижимости – отказывать в проведении каких-либо операций с участием террористов.

Правила внутреннего контроля лиц, осуществляющих финансовые операции, должны включать порядок замораживания средств и (или) блокирования финансовых операций, а также порядок информирования участников финансовой операции о замораживании средств и (или) блокировании финансовой операции;

6) ввел новую ст. 91 «Замораживание средств. Блокирование финансовой операции» (п. 9 Закона № 376-З).

Эта статья регламентирует механизмы замораживания средств и блокирования финансовых операций лиц, причастных к террористической деятельности, отказа в заключении договора на обслуживание с такими лицами.

Механизм замораживания предполагает, что лица, осуществляющие финансовые операции, устанавливают запрет на пользование, распоряжение средствами лиц, причастных к террористической деятельности (даже если они не обращаются в финансовое учреждение). Например, лицо, причастное к террористической деятельности, не сможет распоряжаться денежными средствами, находящимися на депозитном счете в банке, продать недвижимое имущество, зарегистрированное в кадастровом агентстве.

Механизм блокирования заключается в запрете проведения операций. Так, если лицо, причастное к терроризму, обратится в отделение почтовой связи, банка для осуществления почтового, банковского перевода, ему будет отказано в проведении данной операции (блокирование операции);

7) дополнил полномочия лиц, осуществляющих финансовые операции, в т.ч. вводит обязанность:

– незамедлительно со дня доведения перечня лиц, причастных к террористической деятельности, замораживать средства и блокировать операции этих лиц;

– не реже 1 раза в 3 месяца проверять наличие среди клиентов лиц, включенных в данный перечень;

– регистрировать финансовую операцию в специальном формуляре и представлять его в орган финансового мониторинга в день замораживания средств или блокирования финансовой операции;

8) установил в соответствии с международными стандартами порядок доступа к части замороженных средств, необходимых для обеспечения жизнедеятельности физических лиц, не имеющих иных источников существования.

Порядок получения разрешения на осуществление таких гуманитарных выплат прописан в новой ст. 91;

9) предусмотрел, что орган финансового мониторинга (Департамент финансового мониторинга Комитета государственного контроля Республики Беларусь) будет направлять в Комитет ООН уведомление о ходатайстве на использование бюджета прожиточного минимума из замороженных средств только лица, имеющего отношение к движению «Талибан». В отношении ходатайств иных лиц (например, причастных к террористической организации «Аль-Каида») орган финансового мониторинга будет принимать решения самостоятельно;

10) закрепил полномочия лиц, применяющих меры по замораживанию средств и (или) блокированию финансовых операций.

Такие меры будут применяться лицами, осуществляющими финансовые операции, в части, не противоречащей решениям органов уголовного преследования, судебным постановлениям по аресту, конфискации, обращении средств в доход государства. В таком случае уголовно-правовой механизм применения целевых финансовых санкций возможно реализовать, разморозив средства до исключения лиц из вышеупомянутого перечня;

11) предусмотрел возможность отмены решения о замораживании средств лиц, в отношении которых случайно были применены механизмы замораживания (ст. 91).

Более подробно читайте в электронном «Главном Бухгалтере», 2016, № 30 (18 сентября контрольных мероприятий, направленных на предотвращение легализации преступных доходов, станет больше)


* Закон Республики Беларусь от 30.06.2014 № 165-З «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения» (далее – Закон № 165-З).

Более подробно читайте в электронном «Главном Бухгалтере», 2016, № 30, с. 38

Анжелика Хаданович, заместитель начальника управления валютного контроля Нацбанка Республики Беларусь

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup