Нацбанк принял 3 документа, регулирующих порядок контроля за предотвращением легализации доходов, полученных преступным путем
4 января 2015 г. вступил в силу Закон Республики Беларусь от 30.06.2014 № 165-З "О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения" (далее – Закон).
В целях реализации ст. 19 Закона Нацбанком были приняты:
1) постановление Правления от 24.12.2014 № 818 "О некоторых вопросах внутреннего контроля, осуществляемого банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями, открытым акционерным обществом "Банк развития Республики Беларусь" (далее – постановление № 818), которым утверждены:
– Инструкция о требованиях к правилам внутреннего контроля банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, открытого акционерного общества "Банк развития Республики Беларусь" в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения (далее – Инструкция о требованиях к правилам внутреннего контроля);
– Типовые правила внутреннего контроля, осуществляемого банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями, открытым акционерным обществом "Банк развития Республики Беларусь";
2) постановление Правления от 17.12.2014 № 783, которым утверждены Рекомендации для банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, открытого акционерного общества "Банк развития Республики Беларусь", лизинговых организаций по управлению рисками, связанными с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения (далее – Рекомендации по управлению рисками) |*|.
* Порядок выявления финансовых операций при лизинге, подлежащих особому контролю, доступен для подписчиков электронного "ГБ"
Инструкция о требованиях к правилам внутреннего контроля содержит новые термины и определения
Указанной Инструкцией определены такие термины, как "агенты по идентификации", "анкета клиента", "верификация", "идентификация", "представитель клиента", "клиент, осуществляющий разовые операции".
Так, определение термина "агенты по идентификации" допускает возможность передачи обязанности по проведению идентификации по договору либо в случаях, предусмотренных законодательными актами, иной организации. В связи с тем что ответственность за соблюдение требований по идентификации лежит на лице, которое поручило проведение идентификации, Рекомендации по управлению рисками устанавливают порядок взаимодействия с агентами по идентификации. Это определено в развитие норм, изложенных в частях 17–19 ст. 8 Закона.
Анкета клиента – совокупность данных в электронном виде, собранных банком в отношении клиента в ходе его идентификации и верификации, содержащих определенные сведения о клиенте и его деятельности.
Верификация – осуществляемые банком мероприятия по проверке и (или) дополнению данных клиента, полученных в ходе идентификации.
Несмотря на то что верификация является новым термином, по сути, проверку данных о подозрительных клиентах банки осуществляли и ранее.
Термин "представитель клиента" соотносится с нормами ст. 183 "Представительство" Гражданского кодекса Республики Беларусь.
В связи с вопросами, возникающими при отражении в анкетах клиентов финансовых операций, термин "клиент без открытия счета" заменен на термин "клиент, осуществляющий разовую операцию". Если клиент осуществляет финансовую операцию, сумма которой равна или превышает 1 000 базовых величин (далее – БВ), не в рамках заключенного договора на осуществление финансовых операций в письменной форме, данные о такой финансовой операции будут указаны в анкете этого клиента.
Управление рисками, связанными с легализацией преступных доходов
Инструкцией о требованиях к правилам внутреннего контроля определено следующее:
1) риск работы с клиентом оценивается по 3-уровневой шкале рисков, включающей в себя низкую, среднюю и высокую степень риска.
Небанковские кредитно-финансовые организации и ОАО "Банк развития Республики Беларусь" могут оценивать риск работы с клиентом по 2-уровневой шкале рисков, включающей в себя низкую и высокую степень риска;
2) риск банковской услуги (продукта) может оцениваться банком по 2-уровневой шкале рисков.
Небанковским кредитно-финансовым организациям и ОАО "Банк развития Республики Беларусь" предоставлено право самостоятельно определять только часть факторов, повышающих (понижающих) степень риска работы с клиентом исходя из специфики их деятельности;
3) для установления адекватной системы критериев выявления и признаков подозрительных финансовых операций необходимо использовать классификацию клиентов по категориям: крупные, средние, малые.
В Рекомендациях по управлению рисками определены механизмы корректировки критериев выявления и признаков подозрительных финансовых операций, содержащихся в правилах внутреннего контроля банков.
Для ограничения (снижения) рисков, связанных с легализацией преступных доходов, в требованиях к правилам внутреннего контроля определены меры, которые банк может применить в отношении клиентов с высокой степенью риска, вплоть до разрыва деловых отношений с клиентом.
Справочно: вопросами осуществления мер в сфере предотвращения легализации доходов занимаются специальные подразделения банка (появились с 2008 г.).
К работникам банка может быть применена административная ответственность:
– за неоднократное (2 и более раза в течение 1 года) нарушение установленного порядка анкетирования клиентов – предупреждение или наложение штрафа в размере до 20 БВ (ч. 2 ст. 11.72 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях; далее – КоАП);
– неоднократное (2 и более раза в течение 1 года) нарушение установленного порядка регистрации финансовых операций, подлежащих особому контролю, в специальном формуляре и (или) представления такого формуляра в орган финансового мониторинга – предупреждение или наложение штрафа в размере до 50 БВ (ст. 23.20 КоАП).
Идентификация и анкетирование клиентов
Одна из мер противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, – создание банками электронной базы данных анкет клиентов (создается с 2008 г.). Она позволяет накапливать идентификационные данные о клиенте, его подозрительных финансовых операциях, рассчитывать степень риска работы с клиентом в целях применения риск-оринтированного подхода.
Инструкцией о требованиях к правилам внутреннего контроля определены:
– случаи, при которых проводится анкетирование клиентов банка;
– требования к форме анкеты (стандартная и расширенная) и перечень указываемых в ней сведений;
– случаи, при которых заполняется анкета расширенной формы;
– требования о доступе работников банка к электронной базе данных анкет клиентов;
– требования к проверке сведений о клиентах с целью отнесения их к иностранным публичным должностным лицам и лицам, занимающим должности, включенные в перечень государственных должностей Республики Беларусь;
– требования к проверке нахождения клиентов в списках террористов;
– требования к электронной базе данных анкет клиентов (ведение истории изменений, наличие поисковых систем, построение информационных связей между клиентами, хранение информации).
По предложению Ассоциации белорусских банков определены отдельные позиции на основании правоприменительной практики.
Так, например, предусмотрена возможность не обновлять анкету клиента, если по его счету не проводятся активные операции, при отсутствии связи с этим клиентом. Также установлен срок в 7 рабочих дней для планового обновления (актуализации) данных анкет клиентов.
Установлены новые признаки отнесения финансовых операций к подозрительным
Инструкцией о требованиях к правилам внутреннего контроля оптимизирована система признаков подозрительности финансовых операций |*|.
* Признаки подозрительных финансовых операций доступны для подписчиков электронного "ГБ"
На основании анализа количества направленных банками в орган финансового мониторинга сообщений о подозрительных финансовых операциях в разрезе признаков подозрительности ряд признаков был исключен в силу незначительного их количества на протяжении длительного периода времени. Одновременно, основываясь на банковской практике, Инструкция о требованиях к правилам внутреннего контроля дополнена новыми признаками подозрительности финансовых операций.
Справочно: до вступления в силу постановления № 818 при выявлении финансовых операций, подлежащих особому контролю, банки руководствовались 55 признаками подозрительности.
Рассмотрим вновь введенные признаки подозрительных финансовых операций.
1. С развитием розничного бизнеса, расширением линейки депозитных и кредитных продуктов с использованием платежных карточек банки столкнулись с ситуацией, когда физические лица, используя в рамках законодательства особенности работы платежных систем, отражения в бухгалтерском учете банков операций по счетам с использованием платежных карточек и начисления процентов по счетам, получают необоснованный доход.
Для пресечения указанных явлений разработан признак подозрительности: систематическое осуществление клиентом в течение анализируемого периода финансовых операций по счетам, доступ к которым обеспечивается банковской платежной карточкой, каждая из которых в отдельности не является подозрительной, но по совокупности такие финансовые операции вызывают подозрения, что они осуществляются в целях получения экономически необоснованных доходов либо занижения процентных расходов клиента, и обусловлены отдельными свойствами продукта и (или) особенностями законодательства.
2. Осуществление клиентом банка финансовой операции по переводу денежных средств, если у банка имеется информация о причастности банка, в т.ч. банка-нерезидента, в котором открыт счет получателя денежных средств, либо получателя денежных средств к незаконным финансовым операциям или применении к ним санкций за их совершение.
3. Осуществление организацией (индивидуальным предпринимателем) финансовых операций по текущему (расчетному) счету с использованием систем дистанционного банковского обслуживания, в случае если возникает подозрение, что такими системами пользуется третье лицо, а не сам клиент (представитель клиента).
4. В целях пресечения фактов "обналичивания" денежных средств со счетов индивидуальных предпринимателей, не связанных с предпринимательской деятельностью, Нацбанком совместно с МНС и Комитетом госконтроля разработан признак подозрительности: разовое или неоднократное в течение анализируемого периода осуществление индивидуальным предпринимателем финансовых операций на общую сумму, равную или превышающую 500 БВ, по снятию наличных денежных средств, перечислению денежных средств на счета физических лиц, в т.ч. доступ к которым обеспечивается банковской платежной карточкой, при отсутствии платежей по текущему (расчетному) банковскому счету индивидуального предпринимателя, связанных с осуществлением его предпринимательской деятельности.
Этот признак используется в течение 6 месяцев со дня открытия в банке индивидуальным предпринимателем текущего (расчетного) счета.
5. Приобретение иностранной валюты в сумме, превышающей 500 БВ, малолетним либо несовершеннолетним лицом, а также физическим лицом, достигшим пенсионного возраста, который с высокой степенью вероятности не в состоянии получать необходимый для подобных операций доход |*|.
* Случаи приостановления операций по счетам в банках, в т.ч. по подозрительным операциям, доступны всем на портале GB.BY
Полный перечень критериев выявления и признаков подозрительных финансовых операций содержится в п. 60 Инструкции о требованиях к правилам внутреннего контроля.