В Беларуси разработан проект директивы "О дополнительных мерах по развитию предпринимательской инициативы и стимулированию деловой активности в Республике Беларусь". По некоторым позициям этот документ будет существенно отличаться от Директивы от 31.12.2010 № 4, большинство положений которой, в т.ч. в налоговой сфере, были реализованы.
Так, в отличие от Директивы № 4, где были предусмотрены налоговые меры (в т.ч. льготы), стимулирующие развитие предпринимательства, в проекте новой директивы предлагается ввести мораторий на внесение изменений в налоговое законодательство, а налоговые льготы ограничить.
Речь идет о введении моратория (сроком на 3 года) на внесение в налоговое законодательство изменений, направленных на увеличение количества и (или) ставок налоговых и неналоговых платежей, а также усложняющих порядок расчетов. Мораторий предложено не распространять на налоговые льготы, полученные субъектами хозяйствования до принятия новой директивы (за исключением льгот, предусмотренных Декретом Президента Республики Беларусь от 07.05.2012 № 6 и Законом Республики Беларусь "О свободных экономических зонах").
В числе других предлагаемых мер в налоговой сфере:
– внедрение института налоговых консультантов;
– запрет на предоставление индивидуальных налоговых льгот;
– установление исчерпывающего перечня случаев предоставления льгот для отдельных категорий плательщиков.
В целом налоговому законодательству Беларуси предлагается придать характер, стимулирующий добросовестное исполнение налоговых обязательств и деловую инициативу.
Отдельное внимание в проекте директивы уделено развитию частной собственности и обеспечению ее защиты. Планируется:
– установить в законодательстве норму, предусматривающую, что ущерб, причиненный собственникам в результате неправомерного ограничения (прекращения) права собственности, подлежит по решению суда возмещению соответствующими государственными органами в полном объеме в порядке, предусмотренном законодательством;
– на постоянной основе проводить государственными органами с привлечением объединений субъектов предпринимательской деятельности правовой мониторинг принятых решений, в т.ч. ненормативных правовых актов, по вопросам экономической деятельности, гарантий неприкосновенности частной собственности и на основе этого мониторинга вносить предложения по изменению законодательства с целью повышения его эффективности.