Когда налоговый инспектор может использовать при проверке технические средства
Проверяющие могут для сбора и фиксации доказательств, подтверждающих факты правонарушений, использовать при проверке технические средства, в т.ч. принадлежащие им на праве собственности.
При применении данных средств (в т.ч. личных) они должны:
– уведомить об этом под роспись проверяемую организацию или ее представителя;
– указать в акте (справке) проверки факт использования технического средства (например, личного телефона) и его реквизиты.
Обоснуем наш ответ с учетом норм:
– пп. 4, 56, 58 Положения № 510;
Документ:
Положение о порядке организации и проведения проверок, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 (далее – Положение № 510).
– постановления № 1924 (принято в целях реализации нормы подп. 1.13-2 п. 1 ст. 81 НК).
Документы:
1) постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2010 № 1924 «Об утверждении Положения о порядке использования налоговыми органами и их должностными лицами при проведении проверок технических средств, в том числе аппаратуры, осуществляющей звуко- и видеозапись, кино- и фотосъемку, ксерокопирование, устройств для сканирования документов, идентификаторов скрытых изображений для контроля за соблюдением законодательства, сбора и фиксации доказательств, подтверждающих факты правонарушений» (далее – постановление № 1924);
2) Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее – НК).
Положение № 510. При проведении проверки проверяющие вправе использовать технические средства, в т.ч. аппаратуру, осуществляющую звуко- и видеозапись, кино- и фотосъемку, ксерокопирование, устройства для сканирования документов, идентификаторы скрытых изображений, для контроля (надзора) за соблюдением законодательства, сбора и фиксации доказательств, подтверждающих факты правонарушений.
В то же время проверяющий, принимая решение о применении при проведении проверки технических средств (в т.ч. аппаратуры, осуществляющей звуко- и видеозапись, кино- и фотосъемку, идентификаторов скрытых изображений), за исключением ксерокопирования и сканирования документов, обязан уведомить об этом под роспись проверяемую организацию или ее представителя. В случае отказа проверяемой организации или ее представителя удостоверить факт уведомления своей подписью запись об этом производится в акте (справке) проверки.
Полученные материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, носители компьютерной информации и иные носители информации приобщаются к материалам проверки и остаются при них в течение всего срока хранения.
Постановление № 1924. Налоговые органы вправе использовать при проверке технические средства, соответствующие требованиям технических нормативных правовых актов и эксплуатационной документации, технически исправные и укомплектованные.
Для контроля за соблюдением законодательства, сбора и фиксации доказательств, подтверждающих факты правонарушений, проверяющие могут использовать технические средства, принадлежащие им на праве собственности, с отражением данного факта в акте (справке) проверки.
Проверяющие при проведении проверки обязаны выяснить все существенные для принятия обоснованного решения об использовании технических средств факты и обстоятельства.
При использовании должностными лицами налоговых органов при проведении проверки технических средств в акте (справке) проверки указываются:
– наименование и серийный номер звуко- и видеозаписывающей аппаратуры и носителя, на который эта запись осуществлялась;
– наименование и серийный номер кино-, фотоаппаратуры и носителя, на который эта съемка осуществлялась;
– наименование устройства для ксерокопирования и сканирования документов;
– наименование и серийный номер идентификатора скрытых изображений.
Резюмируя сказанное, отметим, что у сотрудников налоговых органов есть законодательное право на использование технических средств при осуществлении налогового контроля, в т.ч. личных |*|.
Вместе с тем важным процессуальным моментом правомерного использования технических средств является соблюдение проверяющими требования об уведомлении представителей проверяемой организации под роспись об использовании таких средств.
Соответственно в случае, когда проверяющие не уведомили об использовании технических средств, у проверяемой организации (ее должностных лиц) появится обоснованное право обжаловать действия сотрудников налогового органа.
Данное право возникает у организации (ее должностных лиц) и тогда, когда проверяющие не укажут в акте (справке) проверки факт использования технического средства (например, личного телефона), его реквизиты (наименование и серийный номер), цель использования (с приложением материалов, выполненных с участием этого средства).
Справочно: сотрудники налоговых органов Российской Федерации тоже наделены аналогичными правами по использованию в ходе проверок технических средств.
В необходимых случаях при осмотре производятся фото- и киносъемка, видеозапись, снимаются копии с документов или производятся другие действия (п. 4 ст. 92 НК РФ). Фотографические снимки и негативы, киноленты, видеозаписи и другие материалы, выполненные при производстве действия, прилагаются к протоколу, составленному при производстве действий по осуществлению налогового контроля (п. 5 ст. 99 НК РФ).
Документ:
Налоговый кодекс Российской Федерации (далее – НК РФ).
Обжалование действий проверяющих налоговых органов
Если организация не согласна с действиями проверяющего (проверяющих), то она вправе их обжаловать. Порядок обжалования установлен в гл. 11 НК и гл. 9 Положения № 510.
При этом обжаловать действия (бездействие) проверяющих может не только организация, от имени которой выступает руководитель организации, но и каждый работник организации, который считает, что эти действия затронули или могут затронуть его права (ст. 85 НК, п. 78 Положения № 510).
Действия (бездействие) проверяющих обжалуются:
1) в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу, которому проверяющие непосредственно подчинены, и (или) суд.
Обжалование действий (бездействия) проверяющих можно осуществлять последовательно, можно параллельно – в вышестоящий налоговый орган и в суд, а можно сразу только в суд.
Напомним, что жалоба в суд подается в течение года со дня совершения действия (бездействия) проверяющих. Обжалование действий (бездействия) проверяющих в судебном порядке осуществляется в соответствии с гражданским процессуальным или хозяйственным процессуальным законодательством (п. 1 ст. 86 НК);
2) путем представления жалобы в письменной форме, к которой необходимо приложить обосновывающие ее документы.
Рассмотрим виды жалоб и сроки их представления (см. таблицу).
Справочно: пропуск срока подачи жалобы по неуважительной причине является основанием для отказа в ее рассмотрении.
Если причина пропуска уважительная, то срок подачи заявления может быть восстановлен по заявлению организации вышестоящим налоговым органом или вышестоящим должностным лицом налогового органа, которому должностные лица, действия (бездействие) которых обжалуются, непосредственно подчинены.
Жалобу на действия (бездействие) должностных лиц вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо налогового органа) рассматривает в месячный срок со дня ее получения.
По итогам рассмотрения жалоба может быть удовлетворена либо нет.
Решение по жалобе в течение 3 рабочих дней со дня его принятия направляется лицу, подавшему жалобу, заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается ему или его представителю под роспись.
В такой же срок копия решения направляется в налоговый орган, действия (бездействие) должностных лиц которого были обжалованы (ст. 88 НК) |*|.
! Положения пп. 86–88 НК не распространяются на действия (бездействие) проверяющих, осуществленные в административном процессе.