Специалисты органов финансовых расследований изъяли у организации оригиналы документов по финансово-хозяйственной деятельности.
В каких случаях производится изъятие оригиналов документов и каким документом оно должно быть оформлено?
Актом изъятия (актом приема-передачи).
Работники органов финансовых расследований |*| вправе изымать документы, предметы и вещи, которые могут являться вещественными доказательствами (ст. 14 Закона № 414-З*).
* Информация о проверках, проводимых финансовой милицией, доступна всем на портале GB.BY
______________________
* Закон Республики Беларусь от 16.07.2008 № 414-З "Об органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь" (далее – Закон № 414-З).
Как правило, изымаются копии документов.
Оригиналы документов, иные носители информации изымают:
– если отсутствует возможность снять с них копии (представить выписки из них);
– если организация отказалась представить проверяющим копии документов (выписки из них);
– при необходимости передачи оригиналов документов, иных носителей информации в органы уголовного преследования и суды;
– при использовании их в качестве источников доказательств по делу об административном правонарушении;
– для проведения экспертизы (исследования) документов, иных носителей информации в целях установления их подлинности.
Такое изъятие производится на основании постановления контролирующего (надзорного) органа, осуществляющего проверку, в присутствии представителей проверяемого субъекта, а при их отсутствии – в присутствии не менее 2 понятых (п. 40 Положения*).
______________________
* Положение о порядке организации и проведения проверок, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь" (далее – Положение).
Факт изъятия (передачи) документов (оригиналов или копий) в рамках проводимой работниками органов финансовых расследований проверки оформляют актом изъятия (актом приема-передачи документов), в котором указывается следующая информация:
– название организации, у которой происходит изъятие (передача) документов, ее УНП;
– дата составления акта;
– причины изъятия (с указанием законодательной нормы);
– ФИО должностного лица организации, у которой изымаются документы;
– ФИО должностного лица финансовых расследований, производящего изъятие документов;
– перечень изымаемых документов, их краткое описание, количество страниц.
Такой акт оформляется в 2 экземплярах, один из которых передается должностному лицу организации, где проводилось изъятие документов.
Подлежат ли изъятию документы, не относящиеся к проверяемому периоду?
Не подлежат.
Чтобы ответить на данный вопрос, обратимся к нормам Положения, из которого следует, что контролирующие (надзорные) органы и проверяющие:
– в пределах своей компетенции вправе в рамках вопросов, подлежащих проверке, требовать и получать от проверяемого субъекта, участников контрольного обмера необходимые для проверки документы (их копии), в т.ч. в электронном виде, иную информацию, касающуюся его деятельности и имущества (п. 4 Положения);
– обязаны требовать у проверяемых субъектов только те сведения и документы, которые относятся к вопросам, подлежащим проверке (абз. 6 п. 6 Положения).
Если организация считает, что проверяющий выходит за рамки своих полномочий, она вправе обжаловать его действия в порядке, определенном гл. 9 Положения.
Какие проверочные мероприятия проводятся с целью документирования преступной деятельности "лжеструктур"?
Проверочные мероприятия, проводимые с целью документирования преступной деятельности "лжеструктур" и их клиентов, можно разделить на 2 группы.
1. Сбор доказательств виновности "лжеструктуры" и их клиентов.
С этой целью проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия, предусмотренные частью первой ст. 11 Закона Республики Беларусь от 09.07.1999 № 289-З "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее – Закон № 289-З): наблюдение; слуховой контроль; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи.
2. Сбор объективных доказательств неосуществления "лжеструктурой" уставной и предпринимательской деятельности.
Для этих целей в офисах "лжеструктур" проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия, предусмотренные частью первой ст. 11 Закона № 289-З: обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; наблюдение; слуховой контроль.
В ходе проведения таких мероприятий особое внимание уделяется:
– черновой бухгалтерии "лжеструктур". То есть какому клиенту, когда и сколько передано наличных денежных средств по бестоварным сделкам или, наоборот, сколько получено денежных средств от низового клиента; какие ТТН (ТН) |*| для какого клиента и когда изготовлены задними числами; от какого клиента пришли безналичные денежные средства, по какому курсу и через какого клиента будут обналичиваться;
* Информация о последствиях для организаций в случаях неправильного оформления товарных и товарно-транспортных накладных доступна для подписчиков электронного "ГБ"
– базам данных типа "1С:Бухгалтерия" "лжеструктур" (при наличии), в которых будет видно, какие операции проведены по учету задними числами;
– копиям накопительных жестких магнитных дисков офисной компьютерной техники (особенно принятые почтовые сообщения с электронными заявками клиентов; история переписки текстовыми сообщениями посредством Skype, Viber, ICQ и т.п.; программы администрирования счетов лжеструктур с использованием системы "Клиент-банк");
– сумме наличных денежных средств, находящейся в офисе организации, у которой по роду деятельности ее не должно быть;
– незаполненным бланкам ТТН (ТН);
– электронным ключам администрирования счетов "лжеструктур" с использованием системы "Клиент-банк";
– печатям "лжеструктур" и клише подписей формальных руководителей.
В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий также используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие вреда здоровью людей и окружающей среде.
В организации проводилась проверка за 2011–2015 гг.
По результатам проверки установлены нарушения налогового законодательства и кассовой дисциплины.
За какой период организацию привлекут к ответственности?
Административное взыскание за совершение административного правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской и предпринимательской деятельности, против порядка налогообложения и таможенного регулирования может быть наложено не позднее 3 лет со дня совершения и 6 месяцев со дня обнаружения административного правонарушения (п. 4 ч. 1 ст. 7.6 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).
При этом днем обнаружения административного правонарушения, выявленного в ходе проверки, считается день вручения акта проверки проверяемому субъекту (его представителю) под роспись либо его направления проверяемому субъекту (п. 59 Положения).
Специалисты финансовой милиции |*| за нарушение налогового законодательства составили на организацию протокол о совершении административного правонарушения.
Представители организации не присутствовали на рассмотрении дела об административном правонарушении.
* Вопросы, разъясняющие порядок и особенности проведения финансовой милицией проверок, доступны для подписчиков электронного "ГБ"
Будет ли в этом случае организация привлечена к административной ответственности?
Будет, при соблюдении определенных условий.
Участие представителя юридического лица при рассмотрении дела об административном правонарушении обязательно. Исключением являются случаи, когда:
– представитель юридического лица, извещенный надлежащим образом, уклоняется от явки;
– юридическое лицо письменно ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие его представителя (п. 3 ст. 11.4 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).
Таким образом, если представитель организации был извещен надлежащим образом (письмом, извещением и др.) и при этом не явился на рассмотрение дела об административном правонарушении, то дело будет рассмотрено без его участия.
Справочно: контролирующие и надзорные органы используют опыт судебных органов, изложенный в подп. 1.5 п. 1 Методических рекомендаций по применению Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, утвержденных постановлением Президиума ВХС Республики Беларусь от 21.02.2011 № 8.
Поскольку участие в рассмотрении дела об административном правонарушении физического лица или представителя юридического лица, в отношении которых ведется административный процесс, является обязательным, хозяйственный суд при необходимости в целях оперативного уведомления этих лиц о месте и времени проведения судебного заседания может кроме судебной повестки направить им судебное извещение с использованием других доступных средств связи (телефонограммы, телеграммы, факсимильной связи, электронной почты, SMS-сообщения и др.), об использовании которых секретарь судебного заседания – помощник судьи составляет справку и приобщает ее к материалам дела об административном правонарушении.
Судебное извещение в любой форме должно содержать сведения о номере дела, времени и месте его рассмотрения хозяйственным судом, а также о процессуальном статусе лица, которому адресовано судебное извещение.
Главного бухгалтера организации вызвали в органы финансовых расследований с целью опроса по вопросам финансово-хозяйственных отношений с контрагентом, в отношении которого проводятся проверочные мероприятия.
Вправе ли главный бухгалтер отказаться от дачи объяснений?
Не вправе.
Оснований для неявки в органы финансовых расследований не имеется. В случае отказа от дачи пояснения это может расцениваться как воспрепятствование проведению проверки.
Справочно: проверяемые субъекты, их представители, участники контрольного обмера обязаны давать по требованию проверяющих письменные и устные объяснения по вопросам деятельности проверяемого субъекта, представлять справки, расчеты (п. 8 Положения).
Вправе ли органы финансовых расследований осматривать личные вещи работников проверяемой организации?
Вправе, если есть основания полагать, что в личных вещах имеются предметы, документы, иные объекты, используемые проверяемым субъектом для осуществления деятельности (ст. 14 Закона № 414-З).
Чем отличается обыск от осмотра помещения?
Различия заключаются в правовых основаниях и условиях их проведения.
Обыск проводится в рамках возбужденного уголовного дела на основании постановления, вынесенного следователем, органом дознания (ст. 208, 210 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь).
Осмотр помещения и обследование территорий, помещений, мебели, сейфов и других возможных мест хранения ценностей, денежных средств и документов, иных объектов, используемых проверяемым субъектом для осуществления деятельности, может осуществляться сотрудниками органов финансовых расследований в соответствии со ст. 14 Закона № 414-З.