Из письма в редакцию:
«Наша организация занимается перевозками грузов по Беларуси. На балансе числятся:
1) несколько грузовых и легковых автомобилей, находящихся в собственности организации. Сроки полезного использования, установленные по нижней границе допустимого диапазона, составляют 3 и 4 года соответственно. По ним применяется линейный способ начисления амортизации. В связи с расширением в 2018 г. региональной сети реализации продукции и увеличением объемов продаж автомобили используются ежедневно для поездок на большие расстояния. Интенсивность использования автомобилей увеличилась, что ведет к их быстрому износу;
2) легковой и грузовой автомобили, взятые в лизинг. Договор лизинга легкового автомобиля заключен на 2 года, грузового автомобиля – на 3 года. Согласно графику лизинговых платежей по грузовому автомобилю погашение контрактной стоимости и начисление амортизации в первые полгода действия договора лизинга производятся в минимальных размерах, а в последующих периодах постепенно возрастают.
Возникли вопросы:
1) вправе ли организация применить поправочные коэффициенты к суммам амортизации в связи с интенсивностью эксплуатации, если срок полезного использования был установлен по нижней границе допустимого диапазона? В каком размере можно установить этот коэффициент? Как еще можно учесть высокую интенсивность использования автомобилей?
2) можно ли установить срок полезного использования по легковому автомобилю в условиях лизинга равным сроку лизинга (2 года)?
3) вправе ли организация начислять амортизацию грузового автомобиля неравномерно в пределах срока договора лизинга?
Анна Павловна, бухгалтер»
Учесть интенсивность эксплуатации автомобилей при начислении амортизации возможно, применяя:
1) поправочные коэффициенты;
2) производительный способ начисления амортизации.
Применяем поправочные коэффициенты к суммам амортизации при изменении условий эксплуатации
При наличии отклонений от установленных изготовителем или собственником базовых режимов работы рассчитанные месячные нормы (суммы) амортизационных отчислений можно скорректировать их умножением на значение поправочного коэффициента, который не может быть менее 0,5 и более 2 (п. 25 Инструкции № 37/18/6*).
__________________________
* Инструкция о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденная постановлением Минэкономики, Минфина и Минстройархитектуры Республики Беларусь от 27.02.2009 № 37/18/6 (далее – Инструкция № 37/18/6).
Если техническими документами завода-изготовителя не определены базовые режимы (интенсивность использования) автомобилей, то их вправе установить:
– представители собственника (министерств, других органов государственного управления, объединений, подчиненных Правительству, региональных органов управления);
– сами собственники (для организаций частной формы собственности).
Такое решение оформляют с указанием базовых режимов работы автомобилей (например, сменность, пробег, интенсивность использования в течение месяца, суток и т.п.).
Поправочные коэффициенты применяют к месячной норме (сумме) амортизации автомобилей независимо:
– от установления сроков полезного использования автомобилей равными верхней или нижней границе диапазона;
– применяемого способа и метода начисления амортизации.
При этом можно учесть любые факторы, влияющие на изменение режима и условий работы автомобилей.
Таким образом, поправочные коэффициенты при начислении амортизации легковых и грузовых автомобилей могут применяться, в т.ч. из-за увеличения объемов продаж товаров либо расширения региональной сети доставки, когда меняется график работы или увеличивается продолжительность поездок на более дальние расстояния. Конкретную величину поправочного коэффициента определяет комиссия по проведению амортизационной политики организации |*| (далее – комиссия) в пределах от 0,5 до 2 на основании проводимых ею технико-экономических расчетов.
* Информация о функциях комиссии
Применяем производительный способ
При производительном способе амортизацию начисляют исходя из амортизируемой стоимости объекта и отношения натуральных показателей объема продукции (работ, услуг), выпущенной (выполненных) в текущем периоде, к ресурсу объекта (п. 43 Инструкции № 37/18/6).
Комиссия исходя из технических характеристик устанавливает ресурс каждого объекта – количество продукции (работ, услуг) в натуральных показателях, которое в соответствии с технической документацией может быть выпущено (выполнено) на протяжении всего срока эксплуатации объекта (п. 23 Инструкции № 37/18/6).
Таким образом, размер амортизации находится в прямой зависимости от количественных параметров использования автомобилей в отчетном периоде. Характеристика ресурса автомобилей и их использования чаще всего выражается в единицах пробега. Изначально организация для начисления амортизации легковых и грузовых автомобилей использует линейный способ начисления амортизации, поэтому для применения производительного способа нужно перейти к нему.
Справочно: способы и методы начисления амортизации |*| разрешено пересматривать в следующих случаях:
– с начала отчетного года с обязательным отражением в учетной политике организации;
– в течение отчетного года в случаях завершения модернизации, реконструкции объектов основных средств, их дооборудования, достройки, технического диагностирования и освидетельствования с полной их остановкой, а также в случаях, предусмотренных в п. 46 Инструкции № 37/18/6.
Пунктом 46 Инструкции № 37/18/6 организациям предоставлено право перехода к производительному способу начисления амортизации в случае непредвиденного изменения условий производства, реализации продукции (работ, услуг), приводящего к ухудшению финансового состояния и появлению убытков (п. 37 Инструкции № 37/18/6).
* Информация о нормативных сроках службы основных средств
Таким образом, переход с линейного или нелинейного способов к применению производительного способа в отношении легковых и грузовых автомобилей возможен с 1 января 2019 г. либо ранее, но только в вышеуказанных случаях. При переходе амортизацию рассчитывают исходя из недоамортизированной стоимости объекта на дату перехода и его ресурса. Амортизацию рассчитывают производительным способом:
– начиная с даты принятия решения о переходе;
– исходя из остаточного ресурса объекта, определяемого комиссией с учетом технического состояния как разности ресурса объекта и использованного ресурса до момента пересмотра метода (п. 69 Инструкции № 37/18/6).
Пример. Переход к производительному способу
В техническом паспорте легкового автомобиля установлен ресурс – пробег 500 тыс. км. Предположим, что на 1 января 2019 г. использованный ресурс составит 200 тыс. км, а остаточная стоимость – 30 тыс. руб.
При переходе к производительному способу нужно рассчитать сумму амортизации на единицу остаточного ресурса делением остаточной (недоамортизированной) на 1 января 2019 г. стоимости на остаточный ресурс: 30 тыс. руб. / 300 тыс. км = 0,1 тыс. руб.
В дальнейшем ежемесячную амортизацию рассчитывают исходя из фактического использования ресурса (км пробега) в каждом месяце. Так, если в январе пробег составит 10 тыс. км, то месячная сумма амортизации составит 1 тыс. руб. (0,1 × 10).
Срок и порядок начисления амортизации автомобилей в условиях лизинга
Амортизация по объектам лизинга производится принятыми в соответствии с условиями договора способами и методами исходя из амортизируемой стоимости объектов лизинга, размеров и периодичности перечисления лизинговых платежей, определенных договором лизинга, независимо от формы лизинга. Исключение – случаи, установленные п. 54 Инструкции № 37/18/6 (п. 51 Инструкции № 37/18/6).
В п. 54 Инструкции № 37/18/6 указано, что амортизацию по легковым автомобилям (кроме автомобилей, относимых к специальным, и автомобилей, используемых для услуг такси) начисляют линейным способом. Дополнительных ограничений, в т.ч. по установлению срока полезного использования по автомобилям, являющимся предметом лизинга, в этой норме нет.
Кроме этого предусмотрено определять срок полезного использования (ожидаемого или расчетного периода эксплуатации объекта основных средств в процессе предпринимательской деятельности) с учетом ограничений в использовании объекта, в т.ч. срок лизинга (п. 19 Инструкции № 37/18/6).
Таким образом, амортизацию по легковому автомобилю, являющемуся предметом лизинга, начисляют только линейным способом с использованием срока полезного использования, установленного сторонами договора лизинга, в т.ч. с учетом норм п. 19 Инструкции № 37/18/6, равным сроку лизинга – 2 года.
Порядок (метод) начисления амортизации грузового автомобиля
Если предмет лизинга – грузовой автомобиль, то для такого вида основных средств особых условий в начислении амортизации не предусмотрено, поэтому применяют общий порядок. Амортизацию начисляют принятыми в соответствии с условиями договора способами и методами исходя из амортизируемой стоимости объекта лизинга, размеров и периодичности перечисления лизинговых платежей, установленных договором лизинга, независимо от формы лизинга.
Стороны договора лизинга вправе предусмотреть неравномерное начисление амортизации – постепенное увеличение сумм погашения контрактной стоимости и начисления амортизации на протяжении договора лизинга |*|.
* Материал «Вычеты при лизинге: какой курс валюты применить в ЭСЧФ?»
Надеюсь, я ответила полностью на Ваши вопросы.
Искренне Ваша, Ольга Павловна