___________________
* Указ Президента Республики Беларусь от 22.09.2017 № 345 «О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания» (далее – Указ № 345).
Ситуация 1. Правильно оспаривайте решения областного Совета депутатов
Решениями областного Совета депутатов в декабре 2016 г. здания двух организаций и занятые ими земельные участки были включены в Перечень. Поэтому с 1 января 2017 г. данные организации стали платить налог на недвижимость и земельный налог в 10-кратном размере.
Организации не согласились с решениями областного Совета депутатов и обжаловали их, так как здания использовались как склады для хранения имущества организаций. Причем одна организация обратилась в областной Совет депутатов с просьбой исключить здание организации из Перечня, другая – отменить решение о включении здания организации в Перечень.
Областной Совет депутатов удовлетворил просьбы этих организаций и в январе 2018 г. принял решение об исключении из Перечня здания одной организации и отменил свое решение по включению в Перечень здания другой организации.
За какой период организации должны уплачивать налог на недвижимость и земельный налог в 10-кратном размере?
Обе организации использовали свои здания как склады для хранения их имущества, поэтому обоснованно обратились за обжалованием решения о включении зданий в Перечень. Однако из-за того, что применен разный порядок обжалования, будет разным и порядок налогообложения.
Организация, в отношении которой:
– принято решение областного Совета депутатов об исключении здания из Перечня, – будет являться плательщиком налога на недвижимость и земельного налога в 10-кратном размере с 1 января 2017 г. по I квартал 2018 г. включительно;
– отменено решение областного Совета депутатов по включению здания в Перечень, – не будет являться плательщиком налога на недвижимость и земельного налога в 10-кратном размере ни в 2017 г., ни в 2018 г. И поскольку данная организация с 1 января 2017 г. платила налог на недвижимость и земельный налог в 10-кратном размере, она вправе произвести возврат излишне уплаченной суммы налога из бюджета или зачет в счет других платежей в бюджет в порядке, установленном ст. 60 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК).
Обоснуем наш вывод.
Областные (Минский городской) Советы депутатов имеют право увеличивать (но не более чем в 10 раз):
1) ставки налога на недвижимость по неиспользуемым (неэффективно используемым) зданиям, включенным в Перечень (ст. 188 НК).
2) ставки земельного налога на земельные участки (части земельного участка), занятые зданиями, включенными в Перечень (ст. 201-1 НК).
Так как решения областного Совета депутатов о включении зданий организаций в Перечень были приняты в декабре 2016 г., то обе организации начали платить налог на недвижимость и земельный налог |*| в 10-кратном размере с 1 января 2017 г.
* Комментарий к новациям, произошедшим в порядке исчисления и уплаты земельного налога в 2018 г.
Теперь давайте разберемся, как повлиял разный порядок обжалования решений областного Совета депутатов на порядок налогообложении, и определим, когда эти организации должны прекратить уплачивать налоги в 10-кратном размере.
Первая организация. Поскольку здание и земельный участок организации, занятый этим зданием, были исключены из Перечня решением областного Совета депутатов, принятым в январе 2018 г., то организация перестанет платить налог на недвижимость и земельный налог в 10-кратном размере со II квартала 2018 г.
Данной организации следует:
– не позднее 20 февраля и 20 марта 2018 г. представить годовые декларации по земельному налогу и налогу на недвижимость за 2018 г.
– не позднее 20 мая и 20 июня 2018 г. представить уточненные декларации по земельному налогу и налогу на недвижимость за 2018 г.
Вторая организация. Областной Совет депутатов согласился с доводами организации в части того, что она эффективно использовала свое здание (в качестве складского помещения), и отменил свое решение со дня его принятия, т.е. с декабря 2016 г. Поэтому организация в 2017 и 2018 гг. должна уплачивать налог на недвижимость и земельный налог без применения повышающего коэффициента 10.
В этом случае организации необходимо:
– пересчитать сумму налогов за 2017 г. и представить уточненные налоговые декларации по земельному налогу и налогу на недвижимость за 2017 г.
Излишне уплаченная сумма налогов подлежит возврату из бюджета или зачету в счет других платежей в бюджет в порядке, установленном ст. 60 НК;
– не позднее 20 февраля и 20 марта 2018 г. представить годовые декларации по земельному налогу и налогу на недвижимость за 2018 г.
Важно! Декларации по указанным налогам за 2018 г. представляются по новым формам, определенным постановлением МНС Республики Беларусь от 24.12.2014 № 42 (в редакции от 31.01.2018 № 2).
Ситуация 2. Договор аренды и льготы по налогу на недвижимость по Указу № 345
Организация потребительской кооперации сдает в аренду магазин, расположенный в сельской местности, на которую распространяются льготы, установленные Указом № 345. Арендатор – организация, имеющая розничную торговую сеть в г. Минске.
Какая из этих организаций имеет право на льготу по налогу на недвижимость по зданию магазина?
Ни одна из организаций не имеет права на льготу.
Ни организация потребительской кооперации (арендодатель), ни организация, имеющая розничную торговую сеть в г. Минске (арендатор), не вправе воспользоваться льготой по налогу на недвижимость, предусмотренной Указом № 345 |*|.
* Вопрос о применении льгот, предусмотренных Указом № 345 для общепита в сельской местности
Обоснуем такой вывод.
Вначале отметим, что НК освобождает организацию потребкооперации по принадлежащему ей магазину от уплаты налога на недвижимость. Однако при сдаче магазина в аренду она теряет предоставленную ей льготу.
Таким образом, организация потребкооперации при сдаче магазина в аренду организации, имеющей розничную торговую сеть в г. Минске, должна уплачивать налог на недвижимость по зданию магазина.
Справочно: от налога на недвижимость освобождаются капитальные строения (здания, сооружения), их части организаций потребительской кооперации, относящиеся к торговым объектам и объектам общественного питания и расположенные в сельской местности (подп. 1.22 п. 1 ст. 186 НК).
При сдаче организациями в аренду, иное возмездное пользование либо безвозмездное пользование капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест, освобожденных от налога на недвижимость, такие капитальные строения (здания, сооружения), их части, машино-места подлежат обложению налогом на недвижимость в порядке, установленном гл. 17 «Налог на недвижимость» НК (п. 2 ст. 186 НК).
Однако льгота по налогу на недвижимость предусмотрена еще и Указом № 345. Так, с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2022 г. юридические лица вправе осуществлять на территории сельской местности розничную торговлю в торговых объектах, на торговых местах на рынках, на ярмарках с учетом ряда особенностей.
Среди таких особенностей – освобождение от налога на недвижимость расположенных на территории сельской местности капитальных строений (зданий, сооружений), которые являются торговыми объектами либо части которых являются такими объектами, у юридических лиц при условии осуществления ими в календарном месяце деятельности на территории сельской местности в этих капитальных строениях (зданиях, сооружениях) (подп. 1.1 п. 1 Указа № 345).
Действие указанной нормы распространяется на населенные пункты и территории вне населенных пунктов, относящиеся к территории сельской местности, перечень которых определяется областными Советами депутатов.
В нашем случае организация-арендодатель не осуществляет торговую деятельность в магазине, поскольку сдала его в аренду. Поэтому она не имеет права пользоваться льготой по налогу на недвижимость, установленной Указом № 345.
Справочно: если бы организация потребкооперации оставила бы хоть какую-нибудь часть магазина за собой и осуществляла там розничную торговлю, то она вправе была бы применить льготу по налогу на недвижимость, установленную Указом № 345, в отношении всего здания магазина. Так как она этого не сделала, она является плательщиком налога на недвижимость по зданию магазина.
Организация-арендатор тоже не может воспользоваться льготой по налогу на недвижимость, установленной Указом № 345, поскольку не признается плательщиком налога на недвижимость по арендованному магазину: ведь она взяла его в аренду у белорусской организации, а не у физического лица или у иностранной организации, не осуществляющей деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство.
Справочно: по капитальным строениям (зданиям, сооружениям), их частям, машино-местам, расположенным на территории Республики Беларусь и взятым организациями в аренду (финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование у иностранных организаций, не осуществляющих деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, или у физических лиц (как признаваемых, так и не признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь), плательщиком налога на недвижимость признается организация-арендатор (лизингополучатель, ссудополучатель) (п. 1 ст. 184 НК) |*|.