В трансфертном ценообразовании и контроле за ним установлены новые подходы
1. Статья 301 «Принципы определения цены на товары (работы, услуги) для целей налогообложения» НК изложена в новой редакции.
В 2016 г. значительные изменения коснулись состава сделок, подлежащих контролю, в части соответствия примененных плательщиком цен при исчислении налога на прибыль рыночным ценам |*|.
* Информация о контроле налоговых органов за трансфертным ценообразованием доступна для подписчиков электронного «ГБ»
Так, внутренние сделки, подлежащие контролю, дополнены сделками:
– по приобретению недвижимого имущества (до 2016 г. были сделки только по его реализации);
– в результате которых происходят передача дольщику объекта долевого строительства, а также передача владельцу жилищных облигаций жилого и (или) нежилого помещения;
– по реализации или приобретению жилищных облигаций в процессе их обращения (за исключением операций эмитентов с облигациями собственной эмиссии), совершенными после государственной регистрации создания объекта строительства.
Указанные сделки подвергаются контролю при отклонении цены сделки более чем на 20 % рыночной цены на идентичное (однородное) имущество.
2. С 2016 г. контролируемые сделки внутри Республики Беларусь не ограничатся сделками с недвижимостью.
В частности, контролю подлежат также внутренние сделки, совершенные со взаимозависимым лицом, которое, являясь резидентом Республики Беларусь, относится к отдельным категориям плательщиков, и (или) применяет особые режимы налогообложения, и (или) осуществляет деятельность на определенных законодательством территориях, в связи с чем освобождено от налога на прибыль в налоговом периоде, в котором совершена сделка.
Такие сделки подлежат контролю, если в течение налогового периода сумма цены (стоимости) сделок соответственно по реализации или приобретению товаров (работ, услуг) с одним лицом превышает 1 млрд. руб. без учета косвенных налогов.
3. Одновременно количество контролируемых сделок по внешнеторговой деятельности значительно сократится.
В частности, с 2016 г. по внешнеторговой деятельности контролю будут подлежать только сделки, совершенные:
– со взаимозависимым лицом, в т.ч. при участии (посредничестве) третьего лица (лиц);
– с лицом (в т.ч. при участии (посредничестве) третьего лица (лиц)), место нахождения (место жительства) которого находится в государстве (территории), включенном в перечень оффшорных зон, который определяется Президентом Республики Беларусь для целей применения оффшорного сбора.
Указанные сделки подлежат контролю, если в течение налогового периода сумма цены (стоимости) сделок соответственно по реализации или приобретению товаров (работ, услуг) с одним лицом превышает 1 млрд. руб. без учета косвенных налогов.
Важно! Указанные критерии не распространяются на организации:
– реализовавшие (приобретшие) товары по перечню, определяемому Правительством Республики Беларусь;
– включенные в перечень крупных плательщиков.
Внешнеторговые сделки данных организаций подлежат контролю независимо от того, с каким лицом они заключены, если в течение налогового периода сумма цены (стоимости) сделок по реализации и (или) приобретению товаров (работ, услуг) с одним лицом превышает 10 млрд. руб. без учета косвенных налогов.
4. В любых случаях контролю с 2016 г. не подлежат:
– сделки по реализации или приобретению товаров (работ, услуг), если цена (стоимость) сделки определена в международном договоре Республики Беларусь;
– банковские операции по перечню, определенному Банковским кодексом Республики Беларусь;
– операции с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг.
5. С 2016 г. определено, что следует понимать под товаром (работой, услугой) и под их реализацией (приобретением) для целей контроля соответствия примененных плательщиком цен при исчислении налога на прибыль рыночным ценам. Данные определения отличаются от приведенных в ст. 29 и 31 НК.
С учетом новых определений с 2016 г. под контроль будут подпадать сделки, связанные с реализацией (приобретением), в т.ч. имущественных прав |*|, а также с предоставлением (получением) в пользование имущества.
* Информация об имущественных правах доступна всем на портале GB.BY
6. Контроль соответствия цен, примененных плательщиком, рыночным ценам с 2016 г. налоговые органы осуществляют не только посредством выездных проверок, но и в рамках проведения камеральных проверок. Информация для них будет черпаться, в первую очередь, из вводимых в действие с 1 июля 2016 г. электронных счетов-фактур.
Налоговые льготы изменены
1. Появилась льгота по налогу на прибыль в виде освобождения от налогообложения прибыли (в размере не более 10 % валовой прибыли), переданной Международному благотворительному фонду помощи детям «Шанс», Международному общественному объединению «Понимание», Белорусскому республиканскому общественному объединению инвалидов «Реабилитация» (подп. 1.2 п. 1 ст. 140 НК).
2. Отменены льготы в отношении прибыли организаций от реализации производимой ими продукции растениеводства (за исключением цветоводства, выращивания декоративных растений), пчеловодства, животноводства и рыбоводства, а также прибыли, полученной от реализации товаров (работ, услуг) на объектах придорожного сервиса (подп. 1.6, 1.12 п. 1 ст. 140 НК).
3. Отменена пониженная ставка (10 %) в отношении организаций, осуществляющих производство лазерно-оптической техники, у которых доля этой техники в стоимостном выражении в общем объеме их производства составляет не менее 50 % (п. 2 ст. 142 НК).
4. В отношении убытков, подлежащих переносу на будущее, установлено, что в период проведения налоговым органом проверки перенос убытков, ранее не перенесенных, в т.ч. установленных и (или) скорректированных в сторону увеличения во время проверки, не производится. Также переносу не подлежат убытки, не заявленные плательщиком до начала проверки (за исключением камеральной), в т.ч. установленные и (или) скорректированные в сторону увеличения во время проверки (п. 7 ст. 1411 НК).
Изменены срок представления декларации по налогу на прибыль и порядок уплаты налога
Основным новшеством в части представления налоговых деклараций (расчетов) и уплаты налога на прибыль является изменение срока представления налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль за истекший налоговый период (год). Данную налоговую декларацию представляют не позднее 20 марта года, следующего за истекшим.
При этом организации, применяющие особые режимы налогообложения, будут представлять налоговую декларацию по итогам истекшего отчетного периода только при наличии сумм, участвующих при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Ранее указанные организации представляли налоговую декларацию независимо от наличия либо отсутствия объектов налогообложения (п. 3 ст. 143 НК) |*|.
* Информация о расчете налога на прибыль организациями, применяющими особые режимы налогообложения, доступна для подписчиков электронного «ГБ»
Одновременно с 2016 г. сохраняется действовавший в 2015 г. порядок уплаты налога на прибыль по сроку не позднее 22 декабря текущего налогового периода в размере 2/3 суммы налога на прибыль, исчисленной исходя из суммы налога на прибыль за III квартал текущего налогового периода с последующим перерасчетом в целом за налоговый период.
При этом исчисление суммы налога на прибыль к доплате или уменьшению по итогам истекшего налогового периода будет осуществляться не позднее 22 марта года, следующего за истекшим, а не 22 января, как это было ранее. Данная норма касается также и уплаты налога по итогам 2015 г. (п. 5 ст. 143 НК).