Услуги налоговых консультантов будут платные
Основные нормы Указа № 338 (пп. 1 и 2) вступают в силу с 24 декабря 2017 г., иные положения – после его официального опубликования – с 24 сентября 2017 г. (официально опубликован на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь 23.09.2017).
Указ № 338 определил 3 основных элемента налогового консультирования, в число которых входит:
1) консультирование по вопросам налогообложения;
2) оказание услуг по ведению бухгалтерского и (или) налогового учета, составлению отчетности, налоговых деклараций (расчетов) и иных документов, в т.ч. жалоб;
3) представительство интересов консультируемых лиц в налоговых правоотношениях в налоговых и иных государственных органах, организациях.
Налоговое консультирование будет осуществляться на основе договора возмездного оказания услуг по налоговому консультированию, заключаемого в простой письменной форме.
Помимо этого, Указ № 338:
1) определил перечень лиц, которым разрешено заниматься налоговым консультированием.
До принятия Указа № 338 для своей защиты в сфере налогообложения субъекты хозяйствования обращались к адвокатам, аудиторским |*| и юридическим организациям, в суд и вышестоящие налоговые органы. Теперь у них появился еще один защитник – налоговый консультант.
* Цели и задачи проведения аудиторской проверки при ликвидации юридического лица
Ранее налоговым консультированием могли заниматься любые организации и индивидуальные предприниматели. Эта деятельность рассматривалась как обычная предпринимательская деятельность.
После вступления в силу Указа № 338 круг лиц, которые могут заниматься налоговым консультированием, ограничен.
Теперь такой деятельностью разрешено заниматься:
а) физическим лицам:
– получившим квалификационный аттестат налогового консультанта в порядке, установленном Указом № 338;
– являющимся членами Палаты налоговых консультантов (после ее образования) (далее – налоговый консультант);
– зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя;
б) коммерческим организациям, у которых в штате состоит работник – налоговый консультант. То есть данная организация должна являться для него основным местом работы, а трудовая книжка должна содержать запись о назначении на должность налогового консультанта;
2) ввел ответственность для налоговых консультантов и обязанность ее страхования.
После вступления в силу Указа № 338 деятельность по налоговому консультированию будет сопряжена с дополнительной ответственностью и расходами.
Коммерческие организации и ИП, осуществляющие деятельность по налоговому консультированию, несут ответственность (подп. 1.2 п. 1 Указа № 338):
– за неисполнение или ненадлежащее исполнение ими своих обязательств по договору возмездного оказания услуг по налоговому консультированию;
– разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну, и (или) иной конфиденциальной информации.
Убытки, причиненные консультируемым лицам в результате таких неисполнения или ненадлежащего исполнения и разглашения, должны возмещаться.
Под убытками в данном случае понимаются пени, начисленные в соответствии со ст. 52 Налогового кодекса (далее – НК) плательщикам налогов и сборов, заключившим договор возмездного оказания услуг по налоговому консультированию, и (или) сумма примененных к ним административных взысканий.
Ответственность, которая может наступить вследствие причинения субъектами хозяйствования, осуществляющими деятельность по налоговому консультированию, убытков при неисполнении или ненадлежащем исполнении ими обязательств по договору возмездного оказания услуг по налоговому консультированию, подлежит страхованию.
Страховая сумма по договору страхования ответственности не может быть менее 1 000 базовых величин (БВ) (в настоящее время размер БВ – 23 руб.).
Количество налоговых консультантов во многом будет зависеть от стоимости страховки, которую они должны будут приобрести;
3) предусмотрел уплату госпошлины за получение аттестата налогового консультанта.
Физические лица, претендующие на получение квалификационного аттестата налогового консультанта, за прием у них квалификационного экзамена должны уплатить в бюджет госпошлину в размере 5 БВ.
Палата налоговых консультантов за свою госрегистрацию, внесение изменений и (или) дополнений в ее устав, выдачу дубликата свидетельства о ее регистрации уплачивает в бюджет госпошлину в размере 2 БВ;
4) определил перечень лиц, на которых он не распространяет свое действие.
Действие Указа № 338 не распространяется на оказание услуг лицами, осуществляющими адвокатскую деятельность, деятельность по оказанию юридических услуг, аудиторскими организациями и (или) аудиторами, осуществляющими деятельность в качестве ИП, при оказании ими аудиторских и профессиональных услуг, а также на оказание услуг по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, осуществляемых организациями и (или) ИП на основании договора.
Физические лица, зарегистрированные в качестве ИП, но не являющиеся налоговыми консультантами, а также коммерческие организации, в штате которых не состоит работник, являющийся налоговым консультантом, осуществляющие на день вступления в силу Указа № 338 |*| деятельность по налоговому консультированию, вправе осуществлять такую деятельность по 31 декабря 2018 г.
Повлияет ли принятие Указа № 338 на порядок оказания налоговыми инспекциями консультаций плательщикам?
До принятия Указа № 338 налоговые инспекции оказывали плательщикам бесплатные консультации по всем вопросам налогообложения.
Для этого в наиболее крупных инспекциях были созданы даже специальные отделы (сектора) консультаций.
Как правило, консультации носили индивидуальный характер (по конкретным ситуациям, возникающим в процессе деятельности конкретного плательщика).
Как показывает налоговая практика, данный принцип работы устраивает плательщиков. Есть лишь пожелания улучшить качество и оперативность таких консультаций.
В то же время в налоговой сфере бытует иное мнение. Многие специалисты налоговых органов считают, что, оказывая консультационные услуги, налоговые инспекции выполняют не свойственные им функции. Эти услуги снижают результативность контрольной работы, уменьшают поступления в бюджет налогов и штрафов.
Свое мнение они обосновывают нормами ст. 82 (определяет обязанности налоговых органов и их должностных лиц) и 21 (определяет права плательщиков) НК.
Статья 82 НК не содержит обязательств по ежедневному и стационарному предоставлению плательщикам устных консультаций. Она предусматривает лишь предоставление письменных разъяснений плательщикам (иным обязанным лицам) по вопросам применения актов налогового законодательства, в т.ч. по согласованию с Минприроды Республики Беларусь или его территориальными органами (областными, Минским городским комитетами природных ресурсов и охраны окружающей среды) – по вопросам определения налоговой базы экологического налога и налога за добычу (изъятие) природных ресурсов (подп. 1.5 п. 1 ст. 82 НК).
Эта позиция закреплена и в ст. 21 НК.
В частности, плательщик имеет право:
– получать от налоговых органов независимо от места постановки на учет бесплатную информацию:
о действующих налогах, сборах (пошлинах), актах налогового законодательства;
правах |**| и обязанностях плательщиков, налоговых органов и их должностных лиц (подп. 1.1 п. 1 ст. 21 НК);
– получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения актов налогового законо-дательства (подп. 1.2 п. 1 ст. 21 НК).
Из приведенных норм видно, что перечень представляемой налоговыми органами информации носит ограничительный характер. Плательщик вправе получить консультацию по общим вопросам налогового законодательства, например, какие налоги применяются на территории республики в текущем году, какими нормами НК регулируется порядок их уплаты и т.д. А вот предоставление устных консультаций по вопросам налогообложения в конкретных ситуациях, возникающих в процессе деятельности плательщика, не предусмотрено.
С учетом вышеизложенного можно ожидать, что после вступления в силу Указа № 338 консультационная работа налоговых органов претерпит изменения.
Первая ласточка уже есть: с 1 сентября 2017 г. принята новая структура налоговых инспекций. Вместо отделов (секторов) консультаций в налоговых инспекциях созданы отделы (сектора) информационно-разъяснительной работы.
Чем их работа будет отличаться от работы отделов (секторов) консультаций, покажет время.