ВНЕСЕНЫ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРАВИЛА ПОСТАНОВКИ НА УЧЕТ ИНОСТРАННЫХ КОМПАНИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
В ст. 66 НК внесены дополнения, уточняющие правила постановки на учет иностранных компаний, осуществляющих деятельность на территории Республики Беларусь (подп. 2.6 п. 2). Рассмотрим в таблице, в чем их суть:
МОЖЕТ ЛИ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ИНОСТРАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ТОРГОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ?
Как видим, из нормы подп. 2.6 п. 2 ст. 66 НК исключено указание на постановку на учет иностранной компании, которая на территории Республики Беларусь осуществляет иную не запрещенную законодательством деятельность, теперь упоминается только о выполнении работ (оказании услуг).
По этой причине возникает пробел в законодательстве в части постановки на учет тех иностранных компаний, которые будут вести на территории Республики Беларусь такую иную деятельность, например торговую. Дело в том, что законодательство не запрещает осуществлять эту деятельность иностранным компаниям через постоянное представительство.
Так, постоянным представительством иностранной организации |*|, расположенным на территории Республики Беларусь, признается, в частности, постоянное место деятельности, через которое иностранная организация полностью или частично осуществляет предпринимательскую и иную деятельность на территории Республики Беларусь, в т.ч. связанную (ст. 139 НК):
* Информация о том, что с 2015 г. налоговое законодательство обязало постоянные представительства иностранных организаций вести бухгалтерский учет, доступна для подписчиков электронного "ГБ"
– с выполнением предусмотренных договором (договорами) работ и (или) оказанием услуг по строительству, а также по установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования (иного имущества), компьютерных программ;
– продажей товаров с расположенных на территории Республики Беларусь складов;
– выполнением работ и (или) оказанием услуг на территории Республики Беларусь, осуществлением иной не запрещенной законодательством деятельности.
Иными словами, осуществление торговой деятельности на территории Республики Беларусь может приводить к возникновению постоянного представительства, но стать на налоговый учет в этом случае иностранная организация по подп. 2.6 п. 2 ст. 66 НК не может. Иные нормы НК также не предусматривают постановку на учет такой компании. Возникает закономерный вопрос: каким образом данная компания должна уплачивать налоги в Республике Беларусь? С одной стороны, согласно ст. 126 и 139 НК она должна уплачивать налог на прибыль от деятельности на территории Республики Беларусь, с другой – у нее возникают сложности с реализацией этих обязанностей, поскольку законодательство не регулирует вопросы постановки на учет таких плательщиков. Отказ налоговых органов таким иностранным компаниям в постановке на учет будет, по сути, отказом в принятии исполнения плательщиком основной его обязанности – уплаты налогов.
НОВЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, СОСТОЯЩИХ НА УЧЕТЕ В НАЛОГОВОМ ОРГАНЕ
На иностранные организации, состоящие на учете в налоговом органе, возложены новые обязанности (п. 6 ст. 66 НК). Они, в частности, должны сообщать в налоговый орган:
– по месту осуществления деятельности через постоянное представительство на территории Республики Беларусь, включая проведение аттракционов, зверинцев и (или) организацию и проведение культурно-зрелищных мероприятий, а также об осуществлении деятельности на основании договора (договоров), указанного (указанных) в подп. 2.6 п. 2 ст. 66 НК, об осуществлении такой деятельности до ее начала;
– по месту нахождения представительства иностранной организации, получившей в МИД Республики Беларусь или ином уполномоченном органе разрешение на открытие представительства, о получении такого разрешения в срок не позднее 10 рабочих дней со дня его получения.
Последнее обязательство с точки зрения сокращения и оптимизации документооборота выглядит лишним, так как соответствующее уведомление налоговые органы получают от МИД, которое ежемесячно письменно информирует МНС об открытых и прекративших свою деятельность на территории Республики Беларусь представительствах иностранных организаций (п. 19 Положения о порядке открытия и деятельности в Республике Беларусь представительств иностранных организаций, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2013 № 1189).
СФЕРА КОНТРОЛЯ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ СУЩЕСТВЕННО РАСШИРЕНА
Значительно расширяются полномочия налоговых органов в сфере контроля. В частности, банк обязан не позднее 3 рабочих дней после получения от налогового органа запроса на бумажном носителе либо в электронном виде представить информацию о движении денежных средств по счетам плательщиков на бумажном носителе либо в виде электронного документа (подп. 23.4 п. 2 ст. 68 НК).
Кроме того, в случаях, предусмотренных международными договорами Республики Беларусь, содержащими обязательства Республики Беларусь предоставлять налоговым органам иностранных государств информацию, необходимую для обеспечения полноты уплаты налогов, сборов (пошлин), в МНС за 10 рабочих дней до истечения сроков, установленных такими договорами, обязаны сообщать информацию (п. 25 ст. 68 НК):
– банки и юридические лица Республики Беларусь, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг и осуществляющие депозитарную деятельность, – о номере счета, владельце счета, об остатках денежных средств на счете и иную информацию, предусмотренную международным договором, в отношении открытых, закрытых, переоформленных счетов иностранной организации или физического лица, являющегося гражданином и (или) налоговым резидентом иностранного государства;
– страховые организации Республики Беларусь – о сведениях, содержащихся в договорах добровольного страхования, относящихся к страхованию жизни, и иную информацию, предусмотренную международным договором, в отношении заключенных с иностранной организацией или физическим лицом, являющимся гражданином и (или) налоговым резидентом иностранного государства, либо в их пользу договоров добровольного страхования, относящегося к страхованию жизни.
Банк обязан представить сведения о коммерческой организации или индивидуальном предпринимателе в налоговый орган по месту их постановки на учет не позднее 3 рабочих дней с даты окончания месяца, в котором сумма денежных средств, поступившая на счета коммерческой организации или индивидуального предпринимателя за месяц, превысила 5 000 базовых величин (п. 26 ст. 68 НК). Форму и формат таких сообщений, а также порядок их представления устанавливают МНС и Нацбанк.
Банк обязан представлять иные сведения, составляющие банковскую тайну физических лиц, на основании соглашения, заключенного с МНС. Перечень таких сведений определяют МНС и Нацбанк (п. 27 ст. 68 НК).
Данный подход, по мнению автора, с точки зрения института банковской тайны неприемлем, так как нивелирует само понятие такой тайны и ее защиту на уровне законодательных актов. Статьей 121 Банковского кодекса Республики Беларусь (далее – БК) установлено, что сведения, составляющие банковскую тайну физических или юридических лиц, банк представляет в иных случаях лицам, не указанным в этой статье, если это предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь.
Представляется, что именно законодательный акт должен предусматривать порядок, случаи, объем и иные условия раскрытия банковской тайны.
Предложенная же схема, по сути, свидетельствует о том, что институт банковской тайны не работает, так как условия ее раскрытия определяются сторонами указанного соглашения, которое не является не только законодательным актом, но даже актом законодательства.
Справочно: законодательные акты – Конституция Республики Беларусь, законы Республики Беларусь, декреты и указы Президента Республики Беларусь;
акты законодательства – нормативные правовые акты, составляющие законодательство Республики Беларусь (Закон Республики Беларусь от 10.01.2000 № 361-З "О нормативных правовых актах Республики Беларусь").
Иными словами, если исключить нормы БК и НК, остается правило, согласно которому банковская тайна раскрывается по соглашению указанных органов в порядке, объемах и случаях, определенных этими же органами, т.е. вне правоотношений, регулируемых законодательством, что вообще не позволяет вести речь о банковской тайне, так как соответствующие сведения в этом случае никак не защищаются на уровне законодательных актов.
ХРОНОМЕТРАЖНЫЙ МЕТОД ПРОВЕРКИ: ПРОИЗОШЛИ ИЗМЕНЕНИЯ
Теперь для расчета применяется индекс потребительских цен
Напомним, что наблюдение хронометражным методом |*| – метод проверки, имеющий целью установление фактической выручки (дохода) плательщика за период, в течение которого проводится наблюдение.
* Информация о практике применения нового вида налогового контроля – хронометражного метода доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Определенные изменения коснулись проведения такой проверки.
В частности, ранее было определено, что сравнение среднедневных выручек (доходов) производится в сопоставимых ценах с применением индекса дефлятора валового внутреннего продукта (ВВП), устанавливаемого Белстатом и действующего на дату начала проверки (п. 5 ст. 783 НК).
Справочно: дефлятор валового национального продукта – самый общий показатель темпов инфляции, который представляет собой индекс цен, подсчитываемый как среднее изменение стоимости продаж набора самых различных товаров народного потребления и производственного назначения.
Теперь вместо индекса дефлятора ВВП предусмотрено применение индекса потребительских цен, устанавливаемого Белстатом и действующего на дату начала проверки.
Можно предположить, что данный индекс в большей степени отвечает условиям его применения для сравнения выручек (доходов), так как рассчитывается на основе определенного более узкого перечня товаров (услуг), включаемых в расчет, по сравнению с дефлятором ВВП.
Однако, например, для общепита и новый метод сравнения не позволяет проводить достаточно точную корректировку. Ведь индекс потребительских цен отражает изменение стоимости жизни на базе стоимости товаров, включаемых в потребительскую корзину. Проверяемая же сфера общественного питания является достаточно узкой, и индекс потребительских цен может не отражать изменение цен в сфере общественного питания, тем более в отдельных компаниях.
Для проверяемого субъекта в такой ситуации важно знание положений части второй п. 6 ст. 783 НК: корректировка выручки (дохода) и пересчет налогов, сборов (пошлин) не производятся, если в отчетном периоде, предшествующем началу проверки, или позднее имели место обстоятельства экономического характера, которые могли оказать существенное влияние на размер выручки (дохода) плательщика. В частности, к таким обстоятельствам можно отнести и изменения в сфере общественного питания, вызванные существенными колебаниями курса белорусского рубля и цен на отдельные группы товаров (работ, услуг), использованных при осуществлении деятельности и приведших к существенному росту выручки (дохода).
Проверяющие могут корректировать большее количество налогов
В случае превышения суммы расчетной среднедневной выручки (дохода), полученной в результате применения хронометражного метода проверки, над суммой среднедневной выручки (дохода) исходя из сведений, указанных плательщиком в соответствующей налоговой декларации (расчете), на 30 % и более налоговый орган производит корректировку выручки (дохода) в целях исчисления:
– НДС;
– налога на прибыль;
– единого налога на вмененный доход;
– налога при упрощенной системе налогообложения (УСН);
– единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц;
– подоходного налога с физических лиц –и пересчет налогов, сборов (пошлин) за соответствующий отчетный период.
Ранее налоговый орган мог произвести корректировку налоговой базы по налогу на прибыль, налогу при УСН, единому налогу с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, подоходному налогу с физических лиц. Указанные изменения произошли в п. 6 ст. 783 НК.