Услуги по подготовке клинических ординаторов
Проект предусматривает освободить от НДС услуги по подготовке клинических ординаторов.
Справочно: клиническая ординатура – это форма профессиональной подготовки врачей-специалистов, лиц, получивших высшее медицинское образование за пределами Республики Беларусь, основанная на принципе индивидуального обучения, в целях углубления профессиональных знаний и совершенствования практических навыков, освоения передовых медицинских технологий, решения задач кадрового обеспечения здравоохранения (ст. 61 Закона Республики Беларусь от 18.06.1993 № 2436-XII «О здравоохранении»).
Подготовка в клинической ординатуре осуществляется в государственных учреждениях образования, осуществляющих подготовку, повышение квалификации и (или) переподготовку специалистов с высшим или средним специальным медицинским, фармацевтическим образованием, а также в государственных медицинских научных организациях.
Обучение в клинической ординатуре предусматривает подготовку на принципах индивидуального обучения и включает в себя:
– вступительные экзамены;
– проведение конкурса;
– назначение стипендии;
– предоставление каникул;
– текущую и итоговую аттестацию;
– государственное распределение;
– возмещение денежных средств;
– присвоение квалификации.
Таким образом, обучение в клинической ординатуре сродни послевузовскому образованию, платные услуги по оказанию которого освобождаются от НДС.
Услуги почтовой связи, оказываемые индивидуальными предпринимателями
В настоящее время освобождены от НДС обороты по реализации услуг:
– оказываемых физическим лицам по приему подписки на печатные СМИ и их доставке;
– почтовой связи по пересылке посылок и (или) денежных переводов, принятых от физических лиц операторами почтовой связи для доставки (вручения) адресату (подп. 1.21, 1.49 п. 1 ст. 94 НК).
Индивидуальными предпринимателями признают физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей. При этом указанные лица осуществляют хозяйственную деятельность и признаются плательщиками налогов, сборов (пошлин) в зависимости от избранной ими системы налогообложения (ст. 19 НК).
Операторы устанавливают тарифы на услуги почтовой связи отдельно для физических и юридических лиц. По мнению разработчиков НК, на индивидуальных предпринимателей, заключивших договор (осуществляющих хозяйственные операции) с операторами связи, не должны распространяться льготы по вышеуказанным услугам, предусмотренные для физических лиц.
Данные льготы, как социально значимые, призваны удешевлять стоимость услуг почтовой связи для физических лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность. Субъекты хозяйствования (юридические лица, индивидуальные предприниматели), несущие данные расходы в рамках осуществления предпринимательской деятельности, вправе включать их в затраты (расходы) плательщика по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении.
Поэтому в подп. 1.21 и 1.49 п. 1 ст. 94 НК предложено внести ограничения, исключающие возможность применения освобождения от НДС в отношении индивидуальных предпринимателей, выступающих посредниками при оказании услуг (например, пересылка посылок), фактическими заказчиками которых выступают юридические лица.