Ситуация 1. Сельскохозяйственная организация имеет неиспользуемый склад
У сельскохозяйственной организации имеется заброшенное здание склада. Областной Совет депутатов в декабре 2013 г. утвердил перечень неиспользуемых (неэффективно используемых) капитальных строений (зданий, сооружений), их частей и установил повышающий коэффициент 5 к ставкам налога на недвижимость. Здание склада включено в этот перечень.
Должна ли организация платить налог на недвижимость по зданию склада по ставке 5 %.
Не должна.
Налог на недвижимость не уплачивается по капитальным строениям (зданиям, сооружениям), в отношении которых согласно ст. 186 Налогового кодекса РБ (далее – НК) может быть реализовано право на применение льгот, вне зависимости от статуса этого капитального строения.
Здания и сооружения сельскохозяйственного назначения, как используемые, так и неиспользуемые, освобождаются от налога на недвижимость (подп. 1.9 п. 1 ст. 186 НК).
Поэтому сельскохозяйственная организация не должна уплачивать налог на недвижимость по зданию склада, включенному в перечень, утвержденный областным Советом депутатов.
Обоснуем наш вывод.
Областные (Минский городской) Советы депутатов имеют право увеличивать, но не более чем в 5 раз ставки налога на недвижимость по неиспользуемым (неэффективно используемым) капитальным строениям (зданиям, сооружениям), их частям по перечню, утверждаемому ежегодно до 1 января каждого налогового периода областными (Минским городским) Советами депутатов или по их поручению областными (Минским городским) исполкомами в порядке и на условиях, установленных Советом Министров (часть пятая ст. 188 НК).
В настоящее время такие порядок и условия предусмотрены Положением о порядке и условиях утверждения перечня неиспользуемых (неэффективно используемых) капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 06.11.2013 № 957 (далее – Положение № 957).
Так, в целях применения Положения № 957 под неиспользуемыми капитальными строениями (зданиями, сооружениями), их частями следует понимать капитальные строения (здания, сооружения), их части, являющиеся собственностью или находящиеся в хозяйственном ведении или оперативном управлении плательщиков налога на недвижимость – организаций и не используемые ими более 9 месяцев суммарно в течение текущего календарного года в хозяйственном обороте, предпринимательской деятельности, а также путем предоставления этих капитальных строений (зданий, сооружений), их частей в аренду (финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование.
Положение № 957 официально опубликовано на Национальном правовом Интернет-портале 12 ноября 2013 г. и вступило в силу после его официального опубликования. Таким образом, с этого времени у областных (Минского городского) Советов депутатов появилась возможность утверждать перечни неиспользуемых (неэффективно используемых) капитальных строений (зданий, сооружений), их частей.
Исчисление и уплата налога на недвижимость по ставкам, увеличенным в соответствии с решениями областных (Минского городского) Советов депутатов, принятыми согласно части пятой ст. 188 НК, производятся с 1 января года, следующего за годом, в котором соответствующее решение принято.
Так как областной Совет депутатов принял решение в декабре 2013 г., то оно применяется с 1 января 2014 г. независимо от даты его официального опубликования. Таким образом, по капитальным строениям, включенным в перечень, организации должны уплачивать налог на недвижимость по ставке 5 %.
В то же время на основании ст. 43 НК налоговыми льготами признаются предоставляемые отдельным категориям плательщиков предусмотренные НК и иными актами налогового законодательства, а также международными договорами Республики Беларусь, таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законами о таможенном регулировании в Республике Беларусь преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог, сбор (пошлину) либо уплачивать их в меньшем размере.
Налоговые льготы могут устанавливаться в т.ч. и в виде освобождения от налога, сбора (пошлины).
Льготы по налогу на недвижимость, предусмотренные ст. 186 НК, установлены именно в виде освобождения от налога.
Так, освобождаются от налога на недвижимость капитальные строения (здания, сооружения), их части сельскохозяйственного назначения, используемые (предназначенные для использования) организациями для производства продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства (подп. 1.9 п. 1 ст. 186 НК).
Таким образом, освобождаются от обложения налогом на недвижимость здания и сооружения, используемые или подлежащие использованию для производства продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства независимо от того, в какой степени они задействованы в производственном процессе (прямо или косвенно).
В связи с этим все здания и сооружения сельскохозяйственного назначения, как используемые, так и неиспользуемые, освобождаются от налога на недвижимость. Здания и сооружения, не относящиеся прямо к объектам сельскохозяйственного назначения, однако опосредованно участвующие в производстве сельскохозяйственной продукции, также освобождаются от налога на недвижимость. К таким зданиям и сооружениям могут быть отнесены административные здания, здания котельной, столовая, в которой питаются работники организации, гаражи, заборы, склады и т.п.
При этом отсутствует ограничение на применение льгот по капитальным строениям (зданиям, сооружениям), поименованным в соответствующем перечне как неиспользуемые или неэффективно используемые объекты.
Таким образом, по капитальным строениям (зданиям, сооружениям), в отношении которых согласно ст. 186 НК может быть реализовано право на применение льгот, налог на недвижимость не уплачивается вне зависимости от статуса капитального строения (здания, сооружения).
Ситуация 2. Районный комбинат бытового обслуживания имеет пустующее здание
У районного комбината бытового обслуживания населения (далее – РКБО) имеется пустующее здание. Районный Совет депутатов в 2012 г. принял решение установить для организаций, оказывающих бытовые услуги населению, понижающий коэффициент 0,5 к ставкам налога на недвижимость.
Областной Совет депутатов своим решением от 31.12.2013 утвердил перечень неиспользуемых (неэффективно используемых) капитальных строений (зданий, сооружений), их частей и установил по таким объектам повышающий коэффициент 5 к ставкам налога на недвижимость. Пустующее здание комбината бытового обслуживания населения было включено в указанный перечень.
2.1. По какой ставке РКБО должен платить налог на недвижимость в 2014 г. по пустующему зданию: 0,5 %, 1 % или 5 %?
По ставке 5 %.
Решения местных Советов депутатов об уменьшении ставок налога на недвижимость не распространяются на капитальные строения, по которым областные Советы депутатов увеличили ставки налога на недвижимость в соответствии с Положением № 957.
Поэтому в изложенной ситуации РКБО по пустующему зданию должен уплачивать налог на недвижимость не по ставке 1 % или 0,5 %, а по ставке 5 %.
Обоснуем наш вывод.
Для большинства организаций годовая ставка налога на недвижимость установлена в размере 1 %.
Право увеличивать ставки налога на недвижимость предоставлено:
1) местным Советам депутатов (части третья и четвертая ст. 188 НК).
Они имеют право увеличивать (уменьшать) не более чем в 2 раза ставки налога на недвижимость отдельным категориям плательщиков, за исключением случая, указанного в части пятой ст. 188 НК.
Исчисление и уплата налога на недвижимость по ставкам, увеличенным (уменьшенным) в соответствии с решениями местных Советов депутатов, производятся с 1 января года, следующего за годом, в котором соответствующее решение принято.
Так как районный Совет депутатов принял решение об уменьшении годовой ставки налога на недвижимость для организаций, оказывающих бытовые услуги населению, в 2012 г., то это решение применяется с 1 января 2013 г.;
2) областным (Минскому городскому) Советам депутатов (часть пятая ст. 188 НК).
Эти Советы депутатов имеют право увеличивать, но не более чем в 5 раз, ставки налога на недвижимость по неиспользуемым (неэффективно используемым) капитальным строениям (зданиям, сооружениям), их частям по перечню, утверждаемому ежегодно до 1 января каждого налогового периода областными (Минским городским) Советами депутатов или по их поручению областными (Минским городским) исполкомами в порядке и на условиях, установленных Советом Министров в Положении № 957 (вступило в силу 13 ноября 2013 г.).
Исчисление и уплата налога на недвижимость по увеличенным ставкам производятся с 1 января года, следующего за годом, в котором соответствующее решение принято.
Так как областной Совет депутатов принял решение 31 декабря 2013 г., то оно применяется с 1 января 2014 г., независимо от даты его официального опубликования.
Согласно вышеизложенным нормам ст. 188 НК решения местных Советов депутатов об уменьшении ставок налога на недвижимость не распространяются на капитальные строения, по которым областные Советы депутатов увеличили ставки налога на недвижимость в соответствии с Положением № 957.
То есть организации должны по неиспользуемым (неэффективно используемым) зданиям и сооружениям уплачивать налог на недвижимость по ставке, утвержденной областным (Минским городским) Советом депутатов.
Из вышеуказанных правил есть исключение. Решения местных и областных (Минского городского) Советов депутатов не распространяются на юридические лица, получающие государственную поддержку в виде изменения установленного законодательством срока уплаты налогов, сборов (пошлин) и пени, финансовой помощи из республиканского бюджета.
Пример 1. Рассрочка по уплате задолженности по налогам
РКБО предоставлена рассрочка на 2 года по уплате задолженности по платежам в бюджет, образовавшейся на 1 января 2013 г.
Такой РКБО не должен в 2014 г. применять повышающий коэффициент 5, установленный областным Советом депутатов, к ставке налога на недвижимость по пустующему зданию.
В то же время этот РКБО может применять понижающий коэффициент 0,5, установленный районным Советом депутатов.
2.2. Может ли РКБО в течение года прекратить платить налог на недвижимость по ставке 5 %?
Может.
РКБО в течение года может прекратить платить налог на недвижимость по ставке 5 % по пустующему зданию:
– при вовлечении здания в хозяйственный оборот, использовании его в предпринимательской деятельности, предоставлении его в аренду (финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование;
– значении коэффициента использования здания, равном 0,3 и более;
– принятии областным Советом депутатов или по его поручению облисполкомом решения об исключении данного здания из перечня неиспользуемых (неэффективно используемых) капитальных строений (зданий, сооружений), их частей.
Исчисление и уплата налога на недвижимость по увеличенным ставкам прекращаются с квартала, следующего за кварталом, в котором принято указанное решение (часть шестая ст. 188 НК).
Вышеизложенные условия определены п. 7 Положения № 957.
РКБО при вовлечении здания в хозяйственный или предпринимательский оборот должен представить в районный исполком заявление о его исключении из перечня по форме согласно приложению 2 к Положению № 957 и документ (документы), подтверждающий вовлечение этого здания в хозяйственный оборот.
Коэффициент использования определяется по капитальному строению как отношение используемой площади капитального строения к общей площади капитального строения на 1-е число первого месяца квартала, в котором РКБО обратился с заявлением об исключении здания из перечня.
Пример 2. Частичное использование пустующего здания
Общая площадь пустующего здания РКБО составляет 1 000 м2. В марте 2014 г. комбинат предоставил 300 м2 площади этого здания в аренду другой организации.
На 1 апреля 2014 г. коэффициент использования здания будет равен 0,3. Поэтому во II квартале 2014 г. комбинат имеет право обратиться в райисполком с заявлением установленной формы об исключении здания из перечня.
Райисполком в течение 3 рабочих дней должен рассмотреть заявление РКБО об исключении капитального строения из перечня и в 3-дневный срок направить информацию в облисполком для подготовки соответствующего решения. Решение об исключении либо отказе в исключении капитального строения из перечня будет принимать областной Совет депутатов или по его поручению облисполком.
После принятия решения об исключении капитального строения из перечня информация о принятом решении в течение 3 рабочих дней после его принятия будет размещена на официальном сайте облисполкома в Интернете.
С квартала, следующего за кварталом, в котором было принято решение об исключении здания из перечня, комбинат может прекратить уплачивать налог на недвижимость по увеличенной ставке 5 % в год и начать уплачивать налог на недвижимость по ставке 0,5 % в год.