__________________________
* Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2015 № 537 "О некоторых вопросах Министерства по налогам и сборам" (далее – постановление № 537).
Принятие постановления № 537 вызвано необходимостью комплексной корректировки Положения о Министерстве по налогам и сборам Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.10.2001 № 1592 (далее – Положение о МНС), в целях приведения его норм в соответствие с ранее принятыми актами законодательства, а также с учетом практики его применения.
Перечень функций, закрепленных за МНС, дополнен "новыми" позициями
Новые функции МНС, внесенные в Положение о МНС, являются новыми лишь формально. Они были закреплены за налоговыми органами иными нормативными документами (подробнее см. ниже).
Итак, с учетом внесенных постановлением № 537 изменений в Положении о МНС за налоговыми органами закреплены функции:
1) по ведению реестра коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере и реестра лиц, обладающих статусом "Лучший плательщик налогов, сборов".
Реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере ведется МНС на основании Указа Президента Республики Беларусь от 23.10.2012 № 488 "О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств".
В него включают субъектов хозяйствования по одному или нескольким из нижеуказанных оснований:
– в деятельности субъекта предпринимательской деятельности согласно вступившему в законную силу приговору суда установлены признаки лжепредпринимательства либо бланки строгой отчетности субъекта предпринимательской деятельности и (или) его текущие счета в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях использовались в совершении преступлений, предусмотренных ст. 233 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее – УК) |*|;
* Последствия неправильного оформления товарных и товарно-транспортных накладных доступны для подписчиков электронного "ГБ"
– на счета субъекта предпринимательской деятельности в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях поступала выручка от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и при этом при наличии соответствующих объектов налогообложения в налоговые органы представлены налоговые декларации (расчеты) по налогам и сборам, уплачиваемым из выручки (валовой выручки), данные которых свидетельствуют об отсутствии этих объектов налогообложения, либо такие налоговые декларации (расчеты) не представлены в течение 2 отчетных периодов подряд;
– сумма денежных средств, поступившая на счета субъекта предпринимательской деятельности в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях за месяц, превысила 5 000 базовых величин. При этом его руководитель, индивидуальный предприниматель или иное лицо, уполномоченное в установленном порядке действовать от имени субъекта предпринимательской деятельности, не располагает сведениями о фактических обстоятельствах осуществления предпринимательской деятельности, в результате которой поступили указанные средства;
– фактически от имени субъекта предпринимательской деятельности действует не уполномоченное в установленном порядке лицо, или печати, бланки документов с определенной степенью защиты и платежные инструменты субъекта предпринимательской деятельности переданы лицу, не уполномоченному на их хранение и (или) использование, либо лицу, передача которому этих печатей, бланков и платежных инструментов не допускается в соответствии с законодательством;
– субъект предпринимательской деятельности не расположен по месту нахождения, указанному в учредительных документах коммерческой организации (месту жительства, указанному в свидетельстве о государственной регистрации индивидуального предпринимателя), и не уведомил в установленные законодательными актами порядке и сроки регистрирующий орган об изменении места нахождения (не обратился в регистрирующий орган для внесения изменений в свидетельство о государственной регистрации в случае изменения места жительства). При этом руководитель коммерческой организации, индивидуальный предприниматель или иное лицо, уполномоченное в установленном порядке действовать от имени субъекта предпринимательской деятельности, не представляют без уважительных причин документы, запрашиваемые органами, либо не являются по вызовам (приглашениям) этих органов.
Реестр лиц, обладающих статусом "Лучший плательщик налогов, сборов", ведется в соответствии с п. 3 ст. 271 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК).
Порядок присвоения (прекращения действия) статуса "Лучший плательщик налогов, сборов", ведения реестра лиц, обладающих статусом "Лучший плательщик налогов, сборов", установлен постановлением МНС Республики Беларусь от 07.03.2012 № 12 |*|;
* Процедура получения статуса "Лучший плательщик налогов, сборов" доступна всем на портале GB.BY
2) по списанию задолженности, признанной безнадежным долгом в установленном законодательством порядке.
Порядок такого списания изложен в Указе Президента Республики Беларусь от 13.06.2008 № 329 "О некоторых вопросах признания задолженности безнадежным долгом и ее списания" (далее – Указ № 329).
Задолженность белорусских организаций (в т.ч. физических лиц, имеющих место жительства в Республике Беларусь*, физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей в Республике Беларусь) по налогам, сборам (пошлинам), отчислениям в государственные целевые бюджетные фонды, арендной плате за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, обязательным страховым взносам и иным платежам в ФСЗН Минтруда и соцзащиты признается безнадежным долгом и списывается в случаях:
__________________________
* Для целей применения Указа № 329 место жительства физического лица определяется в соответствии со ст. 18 НК.
– ликвидации коммерческой организации (за исключением казенного предприятия) либо некоммерческой организации, действующей в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве);
– ликвидации казенного предприятия либо некоммерческой организации (за исключением потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда) по решению уполномоченного государственного органа или суда, если денежных средств организации, в т.ч. полученных от реализации ее имущества, недостаточно для погашения в полном объеме задолженности по обязательным платежам, а оставшаяся часть задолженности по обязательным платежам не может быть погашена собственником имущества организации, ее учредителями (участниками) в соответствии с законодательными актами;
– наличия у организации и индивидуального предпринимателя в совокупности следующих обстоятельств:
истечение 3-летнего срока со дня выявления задолженности по обязательным платежам, а по задолженности по обязательным платежам в ФСЗН и по государственной пошлине – со дня ее образования;
неосуществление организацией и индивидуальным предпринимателем деятельности в течение последних 6 месяцев подряд, предшествующих дню начала проверки данного факта;
отсутствие имущества для погашения задолженности по обязательным платежам;
отсутствие оснований, предусмотренных законодательными актами, для привлечения к субсидиарной ответственности по обязательствам организации собственников имущества организации, ее учредителей (участников) или невозможность исполнения решения экономического суда области (г. Минска) о привлечении таких лиц к субсидиарной ответственности;
отсутствие общественно опасного деяния индивидуального предпринимателя или работников организации, предусмотренного ст. 231, 243 УК, либо отсутствие в деяниях этих лиц указанного состава преступления, либо прекращение предварительного следствия при неустановлении виновных лиц за истечением срока давности или в отношении умершего;
– смерти или объявления судом умершим физического лица – в части задолженности по обязательным платежам, не погашенной по причине недостаточности (отсутствия) наследственного имущества, в размере, превышающем стоимость наследственного имущества, либо в случае признания наследственного имущества выморочным;
– признания судом безвестно отсутствующим физического лица – в части задолженности по обязательным платежам, не погашенной по причине недостаточности (отсутствия) имущества такого лица, в размере, превышающем стоимость данного имущества;
– признания судом недееспособным физического лица – в части задолженности по обязательным платежам, не погашенной по причине недостаточности (отсутствия) имущества этого лица, в размере, превышающем стоимость указанного имущества;
3) по обеспечению электронного взаимодействия с плательщиками (иными обязанными лицами), в т.ч. с использованием системы электронного декларирования.
Web-портал МНС предназначен для электронного взаимодействия налоговых органов с плательщиками, в т.ч. представления, приема и обработки налоговых деклараций и иных документов в виде электронного документа.
Эти вопросы регулируют ст. 63 НК и Инструкция о порядке представления (направления), приема и обработки налоговых деклараций (расчетов) по налогам, сборам (пошлинам), иным обязательным платежам в бюджет, а также иных документов в виде электронного документа, утвержденная постановлением МНС Республики Беларусь от 29.02.2012 № 7 |*|;
* Формы и форматы сообщений, заявлений, решений, которые налоговые органы направляют плательщикам в электронном виде, а также порядок их направления доступны всем на портале GB.BY
4) по осуществлению подготовки предложений и реализации планов по участию Республики Беларусь в интеграционных процессах в рамках Союзного государства, Евразийского экономического союза, Содружества Независимых Государств (абз. 4 подп. 5.14 п. 5 Положения о МНС);
5) по взаимодействию с налоговыми органами иностранных государств, участию в работе Внутриевропейской организации налоговых администраций, Координационного совета руководителей налоговых служб стран – участников Содружества Независимых Государств, Совета руководителей налоговых служб государств – членов Евразийского экономического союза, иных международных организаций и межгосударственных образований, создаваемых в целях координации деятельности налоговых органов Республики Беларусь и иностранных государств (подп. 5.15 п. 5 Положения о МНС).
Отметим, что внесение изменений в функции МНС, указанные в абз. 4 подп. 5.14 и 5.15 п. 5 Положения о МНС, вызвано вступлением в силу с 1 января 2015 г. Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 и одновременно утратой силы Договором о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26.02.1999;
6) по взаимодействию с республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными Советами депутатов, местными исполнительными и распорядительными органами (п. 2 Положения о МНС).
Это вызвано тем, что МНС в своей деятельности осуществляет взаимодействие с регистрирующими органами по вопросам постановки на учет и ликвидации (прекращения деятельности) плательщиков (иных обязанных лиц), органами главного государственного казначейства Минфина и местными финансовыми органами по вопросам зачисления, распределения и возврата доходов республиканского и местного бюджетов, а также другими органами по вопросам, относящимся к компетенции МНС.
Положение о МНС дополнилось "новыми" правами
Права, введенные постановлением № 537 в Положение о МНС, налоговые органы применяли и ранее на основании НК, Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь" (далее – Указ № 510) и других законодательных актов.
Итак, в Положение о МНС включены позиции, в соответствии с которыми налоговые органы вправе:
– на основании письменного запроса требовать от банков проведения идентификации держателей электронного кошелька и представления сведений обо всех его операциях с электронными деньгами, если держатель электронного кошелька предлагает неопределенному кругу лиц перечислить ему электронные деньги в качестве оплаты за товары (работы, услуги), имущественные права (подп. 6.22 п. 6 Положения о МНС);
– вводить временное ограничение на снятие плательщиками (иными обязанными лицами), имеющими задолженность по платежам в бюджет, транспортных средств с учета в компетентном органе (подп. 6.32 п. 6 Положения о МНС);
– проводить мониторинг в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь (подп. 6.41 п. 6 Положения о МНС).
Справочно: порядок проведения мониторинга изложен в Положении, утвержденном Указом № 510;
– в случаях и порядке, установленных законодательством, при проведении проверки (за исключением камеральной) на срок, не превышающий срока проведения проверки, направлять с изъятием или без изъятия игровые автоматы на техническое освидетельствование (подп. 6.171 п. 6 Положения о МНС).
Справочно: указанные права, предоставленные МНС, закреплены в подп. 1.52, 1.72, 1.81 и 1.18 ст. 81 НК |*|.
* Способы налогового контроля в виде мониторинга и хронометражного метода и их отличия доступны для подписчиков электронного "ГБ"
Постановление № 537 уточнило некоторые нормы Положения о МНС
Постановлением № 537 уточнен показатель общего количества инспекций МНС, указанных в приложении 1 к Положению о МНС.
В данном приложении указано реальное количество налоговых инспекций, действующих в настоящее время.
Приложение 2 к Положению о МНС (перечень нормативных правовых актов, принимаемых МНС на основании и во исполнение нормативных правовых актов большей юридической силы) также приведено в соответствие с ранее принятыми актами законодательства. Так, в этом приложении:
– п. 1 приведен в соответствие с терминологией п. 5 ст. 67 "Обязанности органов, уполномоченных лиц, осуществляющих государственную регистрацию организаций и индивидуальных предпринимателей, учет и государственную регистрацию имущества и прав на него, опеку, попечительство или управление имуществом подопечного, выдачу свидетельств о праве на наследство и удостоверение договоров отчуждения, а также ведение учета персональных данных физических лиц" НК;
– п. 5 исключен в целях недопущения дублирования норм, поскольку в п. 10 ст. 143 "Налоговый и отчетный периоды налога на прибыль. Порядок исчисления налога на прибыль. Сроки представления налоговых деклараций (расчетов) и уплаты налога на прибыль" НК указана прямая компетенция МНС на установление формы справки о сумме уплаченного в бюджет налога на прибыль иностранной организацией;
– в п. 6 актуализирована ссылка на источник официального опубликования последней новой редакции Положения о ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1, а также исключена ссылка на Указ Президента Республики Беларусь от 18.06.2005 № 285 в связи с исключением из него нормы, предусматривающей полномочия МНС на установление соответствующих документов;
– в п. 12 изменено основание для принятия нормативного правового акта в связи с определением соответствующего полномочия МНС в ст. 16 Закона Республики Беларусь от 30.06.2014 № 165-З "О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения";
– из п. 14 исключены указания:
на п. 2 ст. 308 НК, как дублирующие прямые полномочия МНС, содержащиеся в этой статье;
на часть третью п. 8 Положения о порядке содержания зала игровых автоматов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.02.2011 № 211, в связи с отменой требования о ведении игорными заведениями журнала учета показаний накапливающих счетчиков игрового автомата и утратой силы уполномочивающей нормы.