По заключению уполномоченного органа принято решение о прекращении действия аттестата соответствия |*| по строительной организации на выполнение функций генерального проектировщика и на разработку разделов проектной документации для объектов строительства первого – четвертого класса сложности. Основанием для принятия данного решения явились неоднократные нарушения в течение календарного года обладателем аттестата требований технических нормативных правовых актов в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.
* О новых квалификационных требованиях для аттестата соответствия в строительстве
Имеет ли право организация на проведение авторского надзора и прохождение экспертизы по ранее разработанной проектной документации (до прекращения аттестата соответствия) до момента получения нового аттестата соответствия?
Имеет право осуществлять авторский надзор.
Наличие отдельного аттестата соответствия для ведения авторского надзора не требуется, поэтому организация вправе осуществлять авторский надзор. Для передачи проектной документации в органы государственной экспертизы наличие аттестата соответствия обязательно.
Обоснуем приведенный вывод.
Основания, по которым принимается решение о прекращении аттестатов соответствия в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оговорены в п. 20 Положения об аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), выполнение работ по обследованию зданий и сооружений, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.03.2014 № 252 (далее – Положение № 252).
Одним из таких оснований может служить неоднократная в течение календарного года выдача отрицательных заключений государственной экспертизы по градостроительной или проектной документации, разработанной обладателями аттестатов соответствия, допустившими при ее разработке нарушения требований технических нормативных правовых актов в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.
Обладатель аттестата соответствия и органы государственной экспертизы, инициировавшие прекращение действия аттестата соответствия, информируются уполномоченной организацией о принятом решении Минстройархитектуры Республики Беларусь письменно. В случае принятия такого решения обладатель аттестата соответствия обязан в течение 10 рабочих дней со дня его принятия возвратить аттестат соответствия в уполномоченную организацию.
Не позднее чем через 10 рабочих дней со дня принятия решения о прекращении действия аттестата соответствия уполномоченная организация должна разместить эту информацию в реестре аттестатов соответствия.
Повторно обратиться в уполномоченную организацию за выдачей аттестата субъект хозяйствования вправе не ранее чем через месяц после принятия решения о прекращении действия аттестата соответствия и при условии поступления в уполномоченную организацию сведений об устранении причин, повлекших прекращение действия этого аттестата.
Справочно: осуществление видов архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющих), в т.ч. сельскохозяйственными организациями при строительстве объектов сельскохозяйственного назначения хозяйственным способом, выполнение работ по обследованию зданий и сооружений без аттестата соответствия, когда его наличие является обязательным, запрещено (подп. 1.11 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 14.01.2014 № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности»).
Ответственность за осуществление деятельности, когда такая деятельность является незаконной, установлена п. 2 ст. 12.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Для заключения и исполнения договоров на ведение авторского надзора за строительством предусмотрены требования по наличию у подрядчика документов, подтверждающих право на разработку проектной документации и (или) выполнение изыскательских работ. Данные условия оговорены в подп. 8.2 п. 8 Правил заключения и исполнения договоров подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и (или) ведение авторского надзора |*| за строительством, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.04.2014 № 297.
* Дополнительную информацию об инструкции об авторском надзоре за строительством
Для передачи документации в органы государственной экспертизы для выдачи заключения по архитектурному, строительному проекту, выделяемым в них очередям строительства, пусковым комплексам и сметам одним из представляемых документов является аттестат соответствия (подп. 3.8 п. 3 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156).
Если в уполномоченную организацию по аттестации поступят сведения об устранении причин, повлекших прекращение действия аттестата соответствия, и пути их устранения, то в этом случае возможны доработка проектной документации и устранение недостатков, повлекших прекращение действия аттестата соответствия.
Какие разрешающие документы должны быть у юридического лица к началу выполнения работ при капитальном ремонте, технической модернизации?
Уведомления о проведении работ в органы государственного строительного надзора.
Субъект хозяйствования вправе приступить к выполнению работ при капитальном ремонте со дня, следующего за днем направления уведомления о проведении таких работ в органы государственного строительного надзора, в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь. При выполнении капитального ремонта, технической модернизации не требуется наличие аттестата соответствия на осуществление функций заказчика.
Выполнение строительных работ при капитальном ремонте, по технической модернизации объектов возможно осуществлять на основании проектной документации без получения разрешительной документации, выдаваемой местными исполнительными и распорядительными органами (подп. 4.4 п. 4 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства»; далее – Декрет № 7).
Для выполнения работ по капитальному ремонту, технической модернизации выдача разрешительной документации в порядке, определенном в Положении о порядке подготовки и выдачи разрешительной документации на строительство объектов, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.02.2007 № 223 (далее – Положение № 223), не требуется.
На какие виды выполняемых работ при проведении капитального и текущего ремонта распространяются требования по техническому нормированию и стандартизации, включающие обеспечение устойчивости зданий и сооружений; пожарной безопасности; гигиены, защиты здоровья и охраны окружающей среды; защиты от шума и вибраций; экономии энергии и тепловой защиты?
На отдельные виды работ, предусмотренные в Техническом регламенте.
Вопросы технического нормирования и стандартизации в области строительства регулирует технический регламент Республики Беларусь «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность» (ТР 2009/013/BY), утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2009 № 1748 (далее – ТР).
В данном нормативном документе определено, что ТР распространяет свое действие:
– на завершенные строительством (возведенные, реконструированные, с завершенным капитальным ремонтом, реставрированные) и вводимые в эксплуатацию здания и сооружения, распределительную инженерную инфраструктуру первого – четвертого классов сложности на стадии проектирования, строительства, эксплуатации и сноса независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности;
– выпускаемую в обращение проектную документацию на возведение, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт объектов первого – четвертого классов сложности независимо от страны происхождения;
– выпускаемые в обращение строительные материалы и изделия (независимо от страны происхождения), работы в строительстве, подлежащие подтверждению соответствия существенным требованиям безопасности технического регламента согласно приложению к этому регламенту.
Из приведенной выше нормы ст. 1 ТР следует, что его действие на выполнение работ при текущем ремонте не распространяется.
При выполнении работ по текущему ремонту необходимо учитывать следующее.
Текущий ремонт производят на основании дефектного акта и сметы.
Для выполнения работ по текущему ремонту наличие аттестата соответствия, выдаваемого в порядке, определенном Положением № 252, не требуется.
Справочно: текущий ремонт объекта – совокупность работ, включая строительно-монтажные, пусконаладочные, и мероприятий по предупреждению износа, устранению мелких повреждений и неисправностей, улучшению эстетических качеств объекта, выполняемых в т.ч. с применением новых материалов и технологий (ст. 1 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь»; далее – Закон № 300-З). Перечень работ, относящихся к текущему ремонту, определен в техническом нормативном правовом акте ТКП 45-1.04-206-2010.
При выполнении работ по текущему ремонту инженерных систем и оборудования возникает необходимость в выполнении отделочных работ (заделка отверстий, замена плитки и др.).
Требуются ли для выполнения таких работ сертификация и аттестация?
Не требуются.
Перечень работ, для выполнения которых требуется наличие аттестата соответствия, определен в приложении 1 к Положению № 252. При выполнении работ по текущему ремонту наличие аттестата соответствия не требуется.
Заключен договор аренды нежилого помещения между юридическими лицами.
Может ли арендатор при наличии письменного согласия арендодателя производить реконструкцию (модернизацию) нежилых помещений и получать необходимую разрешительную документацию (разрешение на проектирование и строительство)?
Может по технической модернизации.
Арендатору |*| предоставлено право выполнять работы только по капитальному ремонту и технической модернизации с согласия арендодателя. Работы по реконструкции нежилого помещения должен выполнять собственник этого помещения самостоятельно при наличии у него необходимых аттестатов соответствия либо с привлечением инженерной организации и при наличии у такой организации аттестата соответствия на оказание инженерных услуг.
Обоснуем приведенный вывод.
Субъекты хозяйствования выполняют строительные работы по технической модернизации объектов на основании проектной документации без получения разрешительной документации, выдаваемой местными исполнительными и распорядительными органами (подп. 4.4 п. 4 Декрета № 7).
Техническую модернизацию, капитальный ремонт объектов осуществляют собственники объектов либо с их письменного согласия субъекты хозяйствования, у которых объекты находятся на ином вещном праве или на основании гражданско-правового договора. Для выполнения таких работ не требуется наличие аттестата соответствия заказчика.
Разрешительная документация выдается заказчику, застройщику, генеральным подрядчикам при строительстве объектов «под ключ», инженерной организации при заключении договора на комплексное управление строительной деятельностью (п. 1 Положения № 223).
Финансирование работ осуществляют с учетом заключенного договора аренды нежилых помещений.
Справочно: заказчик в строительной деятельности – юридическое или физическое лицо, в т.ч. индивидуальный предприниматель, финансирующее возведение, реконструкцию, реставрацию, ремонт, благоустройство объекта, снос, осуществляющее строительную деятельность с привлечением подрядчика в строительной деятельности, с привлечением либо без привлечения инженера (инженерной организации) на основании заключенного договора (ст. 1 Закона № 300-З).