По результатам проведенного тендера на строительство объекта организация заключила договор строительного подряда. Возникла необходимость внесения изменений в проектную документацию, в связи с чем объем работ увеличился более чем на 10 % и заключено дополнительное соглашение к договору подряда.
Необходимо ли проводить в данной ситуации повторный тендер?
Проводить повторный тендер необходимо при бюджетном финансировании строительства объекта.
В случае обоснованного увеличения в процессе строительства работ и расходов (и в результате – стоимости отдельных объектов), в т.ч. за счет необходимости выполнения дополнительных работ и расходов, стоимость которых определяет проектная организация – разработчик проектной документации, компенсацию этого увеличения производят за счет средств на непредвиденные работы и затраты, других статей в пределах стоимости строительства в целом. Выполнение дополнительных работ отражают путем составления смет на основании актов, оформленных заказчиком и проектной организацией с участием подрядчика. В случае исчерпания общей сметной стоимости строительства объекта или внесения изменений в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, осуществляют корректировку сметной стоимости строительства с повторным утверждением проектно-сметной документации в установленном порядке. Приведенные подходы к обоснованию дополнительных работ в процессе строительства оговорены в п. 38 Инструкции о порядке определения сметной стоимости строительства и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, утвержденной постановлением Минстройархитектуры Республики Беларусь от 18.11.2011 № 51 «О некоторых вопросах по определению сметной стоимости строительства объектов».
Документально приемку-сдачу работ по текущему ремонту |*|, при выполнении дополнительных работ следует оформлять путем составления акта формы С-2а (п. 9 Инструкции о порядке применения и заполнения форм актов сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ, утвержденной постановлением Минстройархитектуры Республики Беларусь от 20.07.2018 № 29).
* О подходах к возмещению расходов по текущему ремонту при сдаче объекта в аренду
Справочно: в случае выявления в процессе строительства необходимости выполнения работ (услуг), не предусмотренных в проектной документации, стоимость дополнительных работ определяется разработчиком проектной документации на основании 3-стороннего акта, подписанного заказчиком, подрядчиком и разработчиком проектной документации, и отражается в актах сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ. Порядок формирования стоимости дополнительных работ предусматривается договором строительного подряда (п. 12 Положения о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.11.2011 № 1553 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 11 августа 2011 г. № 361»; далее – Положение № 1553).
К дополнительным работам, приемку которых осуществляют с оформлением акта формы С-2а, относят работы, не предусмотренные проектной документацией на строительство объекта, необходимость выполнения которых возникла в ходе строительства и оплату которых осуществляет заказчик за счет резерва средств на непредвиденные работы и затраты. Недостатки в сметной документации, выявленные в процессе строительства объекта, к дополнительным работам не относят.
Важно! Выявленные в ходе строительства работы, не учтенные в проектной документации, следует относить к дополнительным работам, если они непосредственно связаны с работами по строительству объекта (согласно проектной документации) и без них невозможно дальнейшее строительство этого объекта.
Организация (заказчик) заключила договор с подрядчиком на реконструкцию |*|*| объекта социально-культурного назначения, финансирование которого производится за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, включая государственные целевые бюджетные фонды.
Распространяются ли нормы постановления Минстройархитектуры Республики Беларусь от 07.02.2019 № 9 «Об установлении размера одного человеко-часа рабочих-строителей четвертого разряда в денежном выражении» (далее – постановление № 9) на строительные организации при выполнении строительных работ (реконструкции, ремонта, реставрации, благоустройства) на объектах социально-культурного назначения?
В случае финансирования строительства полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, включая государственные целевые бюджетные фонды, а также за счет государственных внебюджетных фондов функции заказчика, застройщика определяются актами Президента Республики Беларусь, Совета Министров, иных органов государственного управления, а в случаях, установленных законодательными актами, – также решениями государственных организаций (п. 1 ст. 55 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь»; далее – Закон № 300-З).
Обязательным условием при составлении проектной (сметной) документации на объектах строительства, в т.ч. и по объектам жилищного, социально-культурного, коммунально-бытового назначения, финансируемым полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местного бюджетов, является исполнение норм постановления № 9. Решение о внесении изменений в утвержденную проектную документацию заказчику необходимо принимать, руководствуясь требованиями, указанными в п. 10 Положения № 1553, а также договором строительного подряда, заключенным в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450 (далее – Правила № 1450).
Организация осуществляет деятельность в области строительства 1–4-го класса сложности. В марте 2019 г. у организации истекает срок действия аттестата соответствия.
Требуется ли подтверждение квалификационных требований специалистов, осуществляющих надзор за благоустройством территории, с подписанием документов по объектам благоустройства?
Необходимо ли подтверждение квалификационных требований таких специалистов для получения аттестата соответствия юридическому лицу?
Не требуется.
Из перечня видов деятельности, для осуществления которых необходимо наличие аттестата соответствия, исключен подп. 5.15 «технический надзор за благоустройством территории». Для осуществления функций инженера технического надзора назначают специалистов с высшим образованием, соответствующим виду профессиональной деятельности, или специалистов со средним специальным образованием, соответствующим виду профессиональной деятельности, в соответствии с квалификационными требованиями, установленными действующими актами законодательства, и аттестованных (сертифицированных) в порядке, установленном Минстройархитектуры Республики Беларусь (подп. 3.4 п. 3 ТКП 45-1.03-162-2009 (022250) «Технический надзор в строительстве. Порядок проведения»).
Если выполняемые работы на объекте строительства входят в состав работ в соответствии с ТКП 45-3.02-7-2005 «Благоустройство территорий. Дорожные одежды с покрытием из плит тротуарных. Правила устройства», ТКП 43-3.02-69-2007 «Благоустройство территорий. Озеленение. Правила проектирования и устройства», ТКП 45-3.02-70-2009 «Благоустройство территорий. Асфальтобетонные покрытия. Правила устройства», то осуществлять технический надзор за этими работами имеют право юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель, имеющие в штате специалиста с квалификационным аттестатом «инженер по техническому надзору за строительством (благоустройство территорий)».
В случае истечения срока действия аттестата соответствия, на который он был выдан, не предусмотрена процедура подтверждения аттестатов соответствия (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21.03.2014 № 252 «О некоторых вопросах аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, руководителей, специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области строительства»).
Справочно: квалификационные требования к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для аттестации установлены в приложении к постановлению Минстройархитектуры Республики Беларусь от 02.05.2014 № 25).
Исходя из квалификационных требований юридическому лицу на получение аттестата соответствия на ведение технического надзора за строительством требуется наличие не менее одного специалиста по каждой из указанных в заявлении о получении аттестата соответствия работ, составляющих заявленный вид деятельности, имеющего квалификационный аттестат по виду деятельности в области строительства «оказание инженерных услуг при осуществлении деятельности в области строительства объектов» по соответствующей специализации аттестации, работающего по основному месту работы, при общем количестве указанных специалистов по запрашиваемой категории.
В связи с тем что из перечня работ исключен такой вид деятельности, как выполнение функций технического надзора по благоустройству территории на объектах строительства 1–4-го класса сложности, квалификационный аттестат «инженер по техническому надзору за строительством (благоустройство территорий)» не учитывается при получении аттестата соответствия организацией.