Член приемочной комиссии по сдаче в эксплуатацию объекта строительства отказывается от подписания акта приемки объекта без обоснования причин такого отказа.
Правомерны ли действия члена приемочной комиссии в данном случае и каким образом поступать в дальнейшем?
Действия неправомерны, может наступить административная ответственность.
Приемка объектов строительства должна быть оформлена актом приемки в эксплуатацию по формам, утверждаемым Минстройархитектуры Республики Беларусь в порядке, установленном п. 6 Положения о порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.06.2011 № 716.
Справочно: формы актов приемки объектов в эксплуатацию, гарантийного паспорта объекта строительства, перечней документов, представляемых приемочной комиссии, утверждены постановлением Минстройархитектуры Республики Беларусь от 06.12.2018 № 40 «Об установлении форм актов приемки объектов в эксплуатацию, гарантийного паспорта объекта строительства, перечней документов, представляемых приемочной комиссии» (далее – постановление № 40).
Акт приемки объекта в эксплуатацию |*| должен быть подписан всеми членами приемочной комиссии. Отказ члена приемочной комиссии от подписания акта необходимо оформить письменно не позднее даты окончания работы приемочной комиссии с обоснованием причин такого отказа.
С учетом изложенного у члена приемочной комиссии есть два варианта действий: подписать акт либо представить письменное обоснование причин отказа от подписания акта.
Важно! Если член приемочной комиссии отказывается от подписания акта и не представляет письменное обоснование, то это можно квалифицировать как нарушение порядка приемки в эксплуатацию объектов строительства. За такое нарушение предусмотрена ответственность по ст. 21.6 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП). Так, нарушение председателем, членами приемочной комиссии установленного порядка приемки в эксплуатацию объектов строительства (очереди строительства, пускового комплекса), за исключением случаев, предусмотренных ч. 5 ст. 21.6 КоАП, влечет наложение штрафа в размере от 4 до 10 базовых величин (БВ).
Организация планирует снести здание без начала строительства на этом на месте.
Требуется ли ей аттестат соответствия на выполнение работ по сносу здания, в т.ч. на функции генерального подрядчика, если стоимость работ по сносу здания превышает 5 000 БВ?
Не требуется.
Для выполнения работ по сносу объекта организации не требуется наличие аттестата соответствия. Снос объекта – это вид деятельности, который не подлежит аттестации, и поэтому для выполнения данных работ не нужно иметь аттестат на выполнение функций генерального подрядчика.
Справочно: порядок выдачи разрешительной документации |*| на снос объекта определен в Положении о порядке подготовки и выдачи разрешительной документации на строительство объектов, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.02.2007 № 223 (далее – Положение № 223).
Разрешительная документация при сносе неиспользуемых объектов должна включать:
– решение исполкома о разрешении сноса объекта с указанием в таком решении необходимости разработки проектной документации;
– согласование исполкомом порядка, способа сноса неиспользуемого объекта, порядка обращения с материалами и отходами, образующимися при сносе неиспользуемого объекта, и порядка восстановления плодородия нарушенных земель и вовлечения их в хозяйственный оборот;
– по иным объектам – решение исполкома о разрешении проведения проектных и изыскательских работ сноса объекта, включающее информацию об отключении объекта от инженерной инфраструктуры.
Приведенный порядок оговорен в подп. 4.4 п. 4 Положения № 223.
Справочно: определение терминов «строительная деятельность» и «снос объекта» приведены в ст. 1 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь»:
– строительство – деятельность по возведению, реконструкции, ремонту, реставрации, благоустройству объекта, сносу, консервации не завершенного строительством объекта, включающая выполнение организационно-технических мероприятий, в т.ч. оказание инженерных услуг в строительстве, подготовку разрешительной и проектной документации, выполнение строительно-монтажных, пусконаладочных работ;
– снос – освобождение строительной площадки от находящихся на ней объектов недвижимого имущества, а также незаконсервированных, не завершенных строительством объектов, осуществляемое путем демонтажа конструкций в целях их дальнейшего использования и (или) с применением разрушающих технологий при нецелесообразности или невозможности их дальнейшего использования.
В перечне видов деятельности в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, определяющих необходимость аттестации юридических лиц и содержащихся в приложении 1 к Положению № 252*, не указан такой вид деятельности, как снос объекта.
__________________
* Положение об аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), выполнение работ по обследованию зданий и сооружений, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.03.2014 № 252.
Организация имеет аттестат соответствия 2-й категории.
Имеет ли право такая организация заключить договор субподряда с генеральным подрядчиком на выполнение работ на объекте 1-го класса сложности при условии, что организация будет выполнять работы по монтажу объекта, который относится по своим параметрам к объекту 2-го класса сложности?
Да, имеет.
Одним из существенных условий договора строительного подряда является указание на выполнение работ собственными силами либо с привлечением субподрядчиков (п. 10 Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450; далее – Правила № 1450). При этом договор субподряда необходимо заключить в порядке, установленном Правилами № 1450.
Если из акта законодательства или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика (ст. 660 Гражданского кодекса Республики Беларусь). Согласно квалификационным требованиям, содержащимся в постановлении Минстройархитектуры Республики Беларусь от 02.05.2014 № 25, субподрядчик вправе заключить договор с генеральным подрядчиком, имея при этом аттестат соответствия любой категории (от 1-й до 4-й).
Организация осуществляет в установленном порядке техническую модернизацию объекта.
Какими первичными документами необходимо оформлять приемку объектов по мере завершения технической модернизации?
Локальным нормативным правовым актом, включая составление акта по приемке.
Работы по технической модернизации объектов выполняют на основании проектной документации без получения разрешительной документации, выдаваемой местными исполнительными и распорядительными органами.
Справочно: под технической модернизацией понимается замена (установка нового) технологического оборудования с выполнением сопутствующих работ по устройству несущих оснований под оборудование, прокладке или замене отдельных внутренних инженерных сетей, связанных с функционированием технологического оборудования, устройству перегородок, отделочных и других работ, производимых внутри здания и не затрагивающих несущую способность конструкций (подп. 4.4 п. 4 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства»). Порядок выдачи разрешительной документации определен Положением № 223.
Приемку объектов после выполнения работ по технической модернизации осуществляет субъект хозяйствования на основании локального нормативного правового акта, в т.ч. и составление акта по приемке. Требования постановления № 40 не распространяются на объекты технической модернизации.