В Закон № 165* введено 2 новых понятия:
– блокирование финансовой операции – запрет на осуществление финансовой операции переводов, зачисления ценных бумаг на счета «депо», участником которой или выгодоприобретателем по которой являются организация, физическое лицо, в т.ч. индивидуальный предприниматель (ИП), включенные в определяемый в установленном порядке перечень организаций и физических лиц, причастных к террористической деятельности (далее – Перечень), либо организация, бенефициарным владельцем которой является физическое лицо, включенное в этот Перечень. Запрет не распространяется на поступление денежных (банковских, почтовых) переводов;
– замораживание средств – запрет на распоряжение, пользование средствами, если собственником или владельцем средств являются организация, физическое лицо, в т.ч. ИП, включенные в Перечень, либо организация, бенефициарным владельцем которой является физическое лицо, включенное в этот Перечень. Исключение – операции по использованию недвижимого имущества для собственных нужд.
__________________________
* Закон Республики Беларусь от 13.06.2016 № 376-З (далее – Закон № 376-З), вступивший в силу с 18 сентября 2016 г., внес изменения в Закон Республики Беларусь от 30.06.2014 № 165-З «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения» (далее – Закон № 165-З).
Для их регламентации в Закон № 165-З добавлена новая ст. 9-1. В ней установлено, что банки и другие лица, осуществляющие финансовые операции**, не позднее 1 рабочего дня по получении соответствующих сведений от уполномоченного органа (Департамента финансового мониторинга КГК) должны блокировать операцию и заморозить средства. Кроме того, они обязаны не реже 1 раза в 3 месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций, физических лиц, в т.ч. ИП, включенных в Перечень |*|.
__________________________
** Под лицами, осуществляющими финансовые операции, ст. 1 Закона № 165-З понимает помимо банков лизинговые организации, форекс-компании, страховые организации, профучастников рынка ценных бумаг, ломбарды, регистраторов недвижимости, нотариусов и др.
* Информация о контрольных мероприятиях банков по предотвращению легализации преступных доходов
Закон оставляет возможность для физического лица (в т.ч. ИП), не имеющего иных источников существования, обратиться с ходатайством в Департамент финансового мониторинга, чтобы разрешить финансовую операцию в размере прожиточного минимума в среднем на душу населения в месяц. Правда, ходатайство должно сопровождаться заключением Комитета ООН, учрежденного Резолюцией Совета Безопасности ООН № 1267 (1999) в отношении движения «Талибан».
Блокирование и замораживание средств применяются помимо других мер, таких как приостановление операций и арест средств (имущества), которые регламентированы не только Законом № 165-З, но и другими актами законодательства.
Замораживание средств осуществляется без предварительного информирования собственника или владельца средств. Запрещено информирование собственника или владельца средств, участника финансовой операции о направлении спецформуляра в орган финансового мониторинга. Период замораживания бессрочный – до момента размораживания (пп. 11, 13 Положения о порядке применения мер, связанных с замораживанием средств |*| и (или) блокированием финансовых операций лиц, причастных к террористической деятельности, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.09.2016 № 735).
От редакции:
По данной теме в редакции нашего журнала прошла «Прямая линия» с Хаданович Анжеликой Васильевной, заместителем начальника управления финансового мониторинга и контроля Нацбанка Республики Беларусь. Публикацию «Контрольные мероприятия банков по предотвращению легализации преступных доходов: что изменилось с 18 сентября?» см. в «ГБ», 2016, № 42 и № 43.