ИЗМЕНЕНА СФЕРА ДЕЙСТВИЯ ЗАКОНА
Действие Закона распространяется на обращения граждан и юридических лиц, в т.ч. поступившие от юридических лиц, на которые возложены функции редакций средств массовой информации, за исключением обращений, подлежащих рассмотрению в соответствии с законодательством о конституционном судопроизводстве, гражданским, гражданским процессуальным, хозяйственным процессуальным, уголовно-процессуальным законодательством, определяющим порядок административного процесса, законодательством об административных процедурах, обращений работника к нанимателю, а также иных обращений, в отношении которых законодательными актами установлен иной порядок их подачи и рассмотрения.
Обращения работника к нанимателю регулируются Трудовым кодексом Республики Беларусь (далее – ТК). Так, наниматель обязан не позднее чем в 5-дневный срок по просьбе работника, в т.ч. уволенного, выдать справку с указанием специальности, квалификации, должности, времени работы и размера заработной платы, а также другие документы о работе, предусмотренные законодательством (ст. 51 ТК).
Справочно: в систему нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы работы с гражданами, также входят:
– Закон Республики Беларусь от 28.10.2008 № 433-З "Об основах административных процедур";
– Положение о порядке ведения делопроизводства по обращениям граждан и юридических лиц в государственных органах, иных организациях, у индивидуальных предпринимателей, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2011 № 1786;
– Положение о порядке выдачи, регистрации, ведения и хранения книги замечаний и предложений, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.03.2005 № 285.
ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН МОГУТ БЫТЬ ОСТАВЛЕНЫ БЕЗ РАССМОТРЕНИЯ
Письменные обращения могут быть оставлены без рассмотрения по существу, если:
– обращения подлежат рассмотрению в соответствии с законодательством о конституционном судопроизводстве, гражданским, гражданским процессуальным, хозяйственным процессуальным, уголовно-процессуальным законодательством, законодательством, определяющим порядок административного процесса, законодательством об административных процедурах;
– обращения являются обращениями работника к нанимателю либо в соответствии с законодательными актами установлен иной порядок подачи и рассмотрения таких обращений;
– заявителем подано повторное обращение, в т.ч. внесенное в книгу замечаний и предложений |*|, и в нем не содержатся новые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения обращения по существу (ст. 15 Закона).
* Информация, позволяющая проверить правильность ведения книги замечаний и предложений, доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Справочно: повторное обращение – письменное или электронное обращение, поступившее от одного и того же заявителя по одному и тому же вопросу в одну и ту же организацию, в т.ч. направленное из других организаций, либо замечание и (или) предложение, внесенные в книгу замечаний и предложений одним и тем же заявителем по одному и тому же вопросу одному и тому же индивидуальному предпринимателю, поступившие в течение 3 лет со дня поступления в организацию, к индивидуальному предпринимателю первоначального обращения, если на первоначальное обращение заявителю был дан ответ (направлено уведомление).
Данные изменения позволят сократить количество документооборота в организациях, что имеет немаловажное значение для эффективности работы организации.
Решение об оставлении письменного обращения без рассмотрения по существу принимают руководитель организации, индивидуальный предприниматель, к которым поступило обращение, или уполномоченное ими должностное лицо. Решение об оставлении устного обращения, изложенного в ходе личного приема, без рассмотрения по существу объявляется заявителю в ходе этого приема должностным лицом, проводящим личный прием, с указанием причин принятия такого решения.
ГРАЖДАНАМ МОЖНО ОТКАЗАТЬ В ЛИЧНОМ ПРИЕМЕ: ОСНОВАНИЙ СТАЛО БОЛЬШЕ
Дополнен перечень оснований для отказа гражданам в личном приеме, записи на личный прием.
К данным основаниям отнесены обращения по вопросам, не относящимся к компетенции этих организаций, обращения в неустановленные дни и часы, когда заявителю в ходе личного приема уже был дан исчерпывающий ответ на интересующие его вопросы, когда с заявителем прекращена переписка по изложенным в обращении вопросам (ст. 6 Закона).
Ранее гражданам нельзя было отказать в личном приеме. Однако практика показывает, что граждане этим нередко злоупотребляли, отнимали немало времени, придя просто "поговорить".
Закреплена также обязанность заявителя подавать обращения в организации, индивидуальным предпринимателям в соответствии с их компетенцией (ст. 8 Закона).
ЗАКРЕПЛЕНЫ ПРАВА ОРГАНИЗАЦИЙ
В Закон введена новая статья о правах организаций, индивидуальных предпринимателей. Так, организации, индивидуальные предприниматели имеют право:
– запрашивать в установленном порядке документы и (или) сведения, необходимые для решения вопросов, изложенных в обращениях;
– обращаться в суд для взыскания с заявителей расходов, понесенных в связи с рассмотрением систематически направляемых (3 и более раза в течение года) необоснованных обращений в одну и ту же организацию, к одному и тому же индивидуальному предпринимателю от одного и того же заявителя, а также обращений, содержащих заведомо ложные сведения;
– осуществлять иные права, предусмотренные Законом и иными актами законодательства (ст. 81 Закона).
ИЗМЕНЕН ПОРЯДОК ПОДАЧИ И РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ
Внесены изменения в порядок подачи обращений и направления их для рассмотрения в соответствии с компетенцией (ст. 10 Закона). В частности:
1) электронные обращения подаются в порядке, установленном ст. 25 Закона;
2) организации при поступлении к ним письменных обращений, содержащих вопросы, решение которых не относится к их компетенции, в течение 5 рабочих дней направляют обращения для рассмотрения организациям в соответствии с их компетенцией и уведомляют заявителей в тот же срок либо в тот же срок в порядке, установленном Законом, оставляют обращение без рассмотрения по существу и уведомляют об этом заявителей с разъяснением, в какую организацию и в каком порядке следует обратиться для решения вопросов, изложенных в обращениях. Письменные обращения, в которых обжалуются судебные постановления, не позднее 5 рабочих дней возвращают заявителям с разъяснением им порядка обжалования судебных постановлений;
3) обращения, содержащие информацию о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении либо ином правонарушении, не позднее 5 рабочих дней направляются организациями, в которые они поступили, в соответствующие правоохранительные или другие государственные органы.
Изменения в исчислении сроков позволят устранить проблемы, связанные, например, с изменением режима работы в организации (на праздники и др.).
Изменения коснулись и сроков, предоставленных для рассмотрения обращений. Так, течение сроков, определяемых месяцами или днями, начинается со дня, следующего за днем регистрации обращения в организации, внесения замечаний и (или) предложений в книгу замечаний и предложений организации, индивидуального предпринимателя (ст. 17 Закона).
ОПРЕДЕЛЕН ПЕРЕЧЕНЬ РАСХОДОВ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ ВЗЫСКАНЫ С ЗАЯВИТЕЛЕЙ В СУДЕБНОМ ПОРЯДКЕ
Расходы, понесенные организациями, индивидуальными предпринимателями в связи с рассмотрением систематически направляемых (3 и более раза в течение года) необоснованных обращений в одну и ту же организацию, к одному и тому же индивидуальному предпринимателю от одного и того же заявителя, а также обращений, содержащих заведомо ложные сведения, могут быть взысканы с заявителей в судебном порядке в соответствии с законодательством (ст. 19 Закона). Это могут быть суммы, подлежащие выплате экспертам и другим специалистам, привлекаемым к рассмотрению обращений, почтовые расходы, расходы, связанные с выездом на место рассмотрения обращения, и другие расходы, за исключением оплаты рабочего времени работников, рассматривающих обращения. Порядок расчета таких расходов устанавливает Совет Министров Республики Беларусь.
Ранее поступало немало необоснованных обращений от граждан, в т.ч. содержащих заведомо ложную информацию. Предполагается, что внесенные изменения помогут их сократить.
АНОНИМНОЕ ОБРАЩЕНИЕ – ЭТО…
Уточнены и признаки анонимного обращения |*|. Такими будут признаваться не только обращения, в которых не указаны фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы гражданина или адрес его места жительства (пребывания) либо наименование юридического лица (полное или сокращенное) или его место нахождения, но и обращения, в которых указанные данные не соответствуют действительности и не содержат сведений о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении.
* Информация о том, что нарушителей порядка подачи или рассмотрения обращений привлекают к ответственности, доступна всем на портале GB.BY
КАК РАССМАТРИВАЮТСЯ ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЩЕНИЯ
Уточнен порядок рассмотрения электронных обращений, который изложен в ст. 25 Закона.
Справочно: электронное обращение – обращение заявителя, поступившее на адрес электронной почты организации либо размещенное в специальной рубрике на официальном сайте организации в глобальной компьютерной сети Интернет.
К нововведениям относится, например, то, что на официальном сайте государственного органа, иной государственной организации в Интернете должна быть размещена информация о способе либо способах подачи электронных обращений в этот государственный орган, иную государственную организацию (направление на адрес электронной почты и (или) размещение в специальной рубрике на официальном сайте в Интернете).
Требования к специальной рубрике на официальных сайтах государственных органов и иных государственных организаций в глобальной компьютерной сети Интернет, предназначенной для размещения электронных обращений, определяет Совет Министров Республики Беларусь.
Ответы (уведомления) на электронные обращения направляются на адрес электронной почты заявителей, указанный в электронных обращениях, за исключением случаев, предусмотренных Законом.
Ответ будет отправлен в письменном виде
На электронные обращения даются письменные ответы (направляются письменные уведомления) в случаях, если:
– заявитель в своем электронном обращении просит направить письменный ответ либо одновременно направить письменный ответ и ответ на адрес его электронной почты;
– в электронном обращении указан адрес электронной почты, по которому по техническим причинам не удалось доставить ответ (уведомление).
Теперь установлено, что к электронным обращениям, подаваемым представителями заявителей, должны прилагаться электронные копии документов, подтверждающих их полномочия.
Когда ответ может быть размещен на официальном сайте
Если поступающие электронные обращения аналогичного содержания от разных заявителей носят массовый характер (более 10 обращений), ответы на такие обращения по решению руководителя государственного органа или иной государственной организации либо лица, уполномоченного им подписывать в установленном порядке ответы на обращения, могут размещаться на официальном сайте государственного органа или иной государственной организации в Интернете без направления ответов (уведомлений) заявителям.
Как видим, придается важное значение повышению открытости и доступности власти путем расширения сферы применения информационных технологий в государственном управлении и, прежде всего, налаживании эффективных каналов электронного взаимодействия между органами власти и гражданами.
Отметим, что обращения как реализация конституционного права граждан будут актуальны всегда, так как они являются важным источником информации, полезной для решения государственных вопросов, содержат сведения о процессах, происходящих в обществе, и об отношении граждан к органам государственной власти.