Плательщиками оффшорного сбора признаются белорусские организации.
Напомним, что порядок исчисления и уплаты оффшорного сбора регулирует Налоговый кодекс РБ (далее – НК). Оффшорный сбор относят к республиканским налогам, сборам (пошлинам) (ст. 8 НК).
Плательщиками оффшорного сбора являются белорусские организации и белорусские индивидуальные предприниматели (ст. 231 НК). Следует отметить, что обязанность уплачивать оффшорный сбор действует и в отношении организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН), и резидентов свободных экономических зон (п. 3 ст. 286, подп. 1.1 п. 1 ст. 327 НК).
На территории Республики Беларусь зарегистрировано представительство иностранной организации, не осуществляющее хозяйственную деятельность.
Является ли оно плательщиком оффшорного сбора?
Как отмечалось выше, плательщиками оффшорного сбора являются белорусские организации. Причем белорусская организация – это организация, местом нахождения которой признается Республика Беларусь (п. 1 ст. 14 НК).
Представительство иностранной организации – это ее обособленное подразделение, расположенное на территории Республики Беларусь, осуществляющее защиту и представительство интересов иностранной организации и иные не противоречащие законодательству функции. Представительства не являются юридическими лицами (п. 3 ст. 51, п. 1 ст. 51-1 Гражданского кодекса РБ).
Иностранные организации не являются налоговыми резидентами РБ и несут налоговую обязанность только по деятельности, осуществляемой в Республике Беларусь, или по доходам от источников в Республике Беларусь и по имуществу, расположенному на территории Беларуси (п. 3 ст. 14 НК).
С учетом вышеизложенного представительства иностранных компаний, не осуществляющие хозяйственную деятельность на территории Республики Беларусь, не являются плательщиками оффшорного сбора.
Организация применяет УСН.
Является ли она плательщиком оффшорного сбора?
Для организаций, применяющих упрощенную систему, сохраняется общий порядок исчисления и уплаты оффшорного сбора (подп. 3.5 п. 3 ст. 286 НК).
Организация зарегистрирована в сельской местности.
Является ли она плательщиком оффшорного сбора?
Коммерческие организации, зарегистрированные в Республике Беларусь с местом нахождения на территории средних, малых городских поселений, сельской местности и осуществляющие на территории средних, малых городских поселений, сельской местности деятельность по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг), в течение 7 календарных лет со дня их государственной регистрации:
– вправе не исчислять и не уплачивать налог на прибыль в отношении прибыли, полученной от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства;
– освобождаются от уплаты государственной пошлины за выдачу специального разрешения (лицензии) на осуществление юридическими и физическими лицами отдельных видов деятельности (в т.ч. связанной со специфическими товарами (работами, услугами), внесение в такое специальное разрешение (лицензию) изменений и (или) дополнений, продление срока его (ее) действия;
– вправе не исчислять и не уплачивать иные налоги, сборы (пошлины), за исключением НДС (в т.ч. НДС, взимаемого при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь), акцизов, гербового и оффшорного сборов, государственной пошлины, патентной пошлины, таможенных пошлин и сборов, земельного налога, экологического налога, налога за добычу (изъятие) природных ресурсов и иных налогов, исчисляемых, удерживаемых и (или) перечисляемых при исполнении обязанностей налогового агента, если Декретом Президента РБ от 07.05.2012 № 6 "О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых, сельских поселений" (далее – Декрет № 6) не предусмотрено иное (подп. 1.1 п. 1 Декрета № 6).
Таким образом, организация, зарегистрированная в сельской местности, является плательщиком оффшорного сбора.
Объектом обложения сбором может быть исполнение обязательства в денежной и неденежной формах
Объекты обложения оффшорным сбором определены в ст. 232 НК. К ним отнесены:
– перечисление денежных средств резидентом РБ нерезиденту РБ, зарегистрированному в оффшорной зоне, иному лицу по обязательству перед этим нерезидентом или на счет, открытый в оффшорной зоне;
– исполнение обязательства в неденежной форме перед нерезидентом РБ, зарегистрированным в оффшорной зоне, кроме случаев исполнения нерезидентом РБ встречного обязательства путем перечисления на счет резидента РБ денежных средств;
– переход в соответствии с законодательством имущественных прав и (или) обязанностей в связи с переменой лиц в обязательстве, сторонами которого выступают резидент РБ и нерезидент РБ, зарегистрированный в оффшорной зоне.
Белорусская организация имеет задолженность за поставленные товары перед иностранной компанией, зарегистрированной в оффшорной зоне. Обязательство белорусской организации по оплате товара было заменено на обязательство по поставке другого товара по соглашению о новации.
Белорусская организация арендует на территории Республики Беларусь помещение в здании, принадлежащем иностранной компании, зарегистрированной в оффшорной зоне. Иностранная организация (арендодатель) выставила счет по аренде за текущий месяц. Белорусская организация (арендатор) не перечисляла арендную плату. Иностранная компания (арендодатель) уступила право требования причитающейся ей суммы арендной платы другой иностранной организации, не зарегистрированной в оффшорной зоне.
Белорусская организация приобретает услуги у иностранной компании, не зарегистрированной в оффшорной зоне. Иностранная компания уступила право требования причитающейся ей суммы по договору купли-продажи другой иностранной организации, зарегистрированной в оффшорной зоне.
В установленных законодательством случаях организации освобождены от уплаты сбора
Законодательством установлены случаи освобождения от исчисления оффшорного сбора. В частности, сбор не взимают при перечислении денежных средств:
– государственными органами и государственными организациями, подчиненными Правительству, в соответствии с обязательствами Беларуси перед международными организациями, по межгосударственным и межправительственным договорам;
– в целях возврата резидентами РБ денежных средств, полученных от нерезидентов в качестве кредитов и займов, процентов за пользование ими, а также ранее полученных от нерезидентов РБ денежных средств по иным основаниям согласно законодательству Беларуси или договору;
– по договорам морской перевозки грузов и транспортной экспедиции при организации международных перевозок грузов морским транспортом;
– в иных случаях по решению Президента (п. 1 ст. 233 НК).
Белорусская организация заключила договор на поставку товара иностранной компании, зарегистрированной в оффшорной зоне. При этом она получила предоплату, но поставить товар не смогла. В связи с невозможностью исполнения договора стороны пришли к соглашению о возврате ранее перечисленной суммы предоплаты.
Белорусская организация заключила договор морской перевозки груза с иностранной компанией, имеющей счет, открытый в оффшорной зоне.
При перечислении перевозчику денежных средств на такой счет оффшорный сбор не уплачивается.
Иностранная компания, зарегистрированная в оффшорной зоне, является учредителем белорусской организации – резидента Парка высоких технологий. Белорусская организация начисляет и выплачивает дивиденды организации-учредителю.
При выплате дивидендов учредителю, зарегистрированному в оффшорной зоне, белорусская организация не уплачивает оффшорный сбор (п. 30 Положения о Парке высоких технологий, утвержденного Декретом Президента РБ от 22.09.2005 № 12).
Учтите особенности в определении налоговой базы сбора
Ставка оффшорного сбора установлена в размере 15 %. Сумма оффшорного сбора исчисляется как произведение налоговой базы и ставки сбора (п. 5 ст. 232, п. 2 ст. 234 НК).
В свою очередь налоговую базу для исчисления оффшорного сбора плательщик определяет следующим образом:
– при перечислении денежных средств – исходя из суммы перечисляемых денежных средств;
– при исполнении обязательства в неденежной форме либо переходе в соответствии с законодательством имущественных прав и (или) обязанностей в связи с переменой лиц в обязательстве – исходя из цены договора, из которого вытекают указанные обязательства (п. 3 ст. 232 НК).
При этом, если обязательство в неденежной форме исполняется поэтапно, налоговую базу определяют исходя из объема исполненного резидентом РБ обязательства. При переходе имущественных прав и (или) обязанностей в связи с переменой лиц в обязательстве налоговую базу рассчитывают исходя из переданного объема имущественных прав и (или) обязанностей (п. 4 ст. 232 НК).
Белорусская организация заключила договор с резидентом оффшорной зоны на поэтапное выполнение строительно-монтажных работ на общую сумму 150 000 евро. По акту выполненных работ стоимость работ за 1-й этап составила 40 000 евро. Белорусская организация перечислила 30 000 евро.
– на сумму начисленного оффшорного сбора*.
Ситуация 11
Белорусская организация арендует на территории Республики Беларусь офисное помещение, принадлежащее иностранной компании, зарегистрированной в оффшорной зоне. Иностранная организация (арендодатель) выставила счет по аренде за текущий месяц на сумму 3 000 евро. Белорусская организация (арендатор) не перечисляла текущий платеж по арендной плате. Арендодатель уступил право требования причитающейся ему суммы арендной платы другой иностранной компании.
Оффшорный сбор уплачивается резидентами РБ до перечисления денежных средств в иностранной валюте, в которой осуществляется платеж, или белорусских рублях по официальному курсу, установленному Нацбанком на дату их перечисления (п. 3 ст. 234 НК).
При исполнении обязательств в неденежной форме либо переходе в соответствии с законодательством имущественных прав и (или) обязанностей в связи с переменой лиц в обязательствах оффшорный сбор уплачивают не позднее дня, следующего за днем исполнения обязательств или перемены лиц в обязательствах, в иностранной валюте или белорусских рублях по официальному курсу, установленному Нацбанком соответственно на дату исполнения этих обязательств резидентами РБ, на дату перемены лиц в обязательствах.
В случае если резидент РБ – должник не извещен на день перемены лиц в обязательствах о переходе к другому лицу прав кредитора, оффшорный сбор уплачивают не позднее дня, следующего за днем, когда должник был письменно уведомлен о состоявшемся переходе прав, а при исполнении обязательства до такого уведомления – не позднее дня исполнения обязательства с учетом официального курса, установленного Нацбанком соответственно на дату уведомления и дату исполнения обязательства.
При прекращении обязательств зачетом встречных однородных требований оффшорный сбор уплачивают не позднее дня, следующего за днем проведения зачета, с учетом официального курса, установленного Нацбанком на дату зачета.
Белорусская организация приобретает товары у иностранной компании, зарегистрированной в оффшорной зоне. Иностранная компания 22 июля 2013 г. уступила право требования причитающейся ей суммы по договору купли-продажи другой иностранной организации, не зарегистрированной в оффшорной зоне.
Обязанность белорусской организации уплатить оффшорный сбор возникает не позднее 23 июля 2013 г. При оплате оффшорного сбора в белорусских рублях для пересчета применяют курс Нацбанка на 22 июля 2013 г.
Налоговым периодом для оффшорного сбора признан календарный месяц (п. 1 ст. 234 НК). Плательщик сбора обязан не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, представить в инспекцию МНС по месту постановки на учет налоговую декларацию (расчет) по оффшорному сбору (п. 5 ст. 234 НК, приложение 15 к постановлению МНС РБ от 15.11.2010 № 82 (далее – постановление № 82)).
Белорусская организация осуществила в июне 2013 г. перечисление денежных средств организации, зарегистрированной в оффшорной зоне. В июле 2013 г. была представлена налоговая декларация (расчет) по оффшорному сбору за июнь 2013 г.
Следует ли этой организации представлять налоговые декларации (расчеты) по оффшорному сбору за другие налоговые периоды в случае отсутствия необходимости в уплате оффшорного сбора за эти периоды?
Налоговая декларация (расчет) представляется каждым плательщиком (иным обязанным лицом), кроме плательщиков (иных обязанных лиц), указанных в п. 1 ст. 329, п. 1 ст. 330 НК, а также плательщиков (иных обязанных лиц) в течение сроков и в части деятельности, указанных в п. 1 ст. 328 НК, по каждому налогу, сбору (пошлине), в отношении которых он признан плательщиком, и при наличии объектов налогообложения в налоговом периоде, если иное не установлено НК или иными актами налогового законодательства. По налогам, сборам (пошлинам), исчисляемым нарастающим итогом с начала налогового периода, налоговую декларацию (расчет) необходимо представлять за отчетный период, в котором возник объект налогообложения, а также за все последующие отчетные периоды этогоналогового периода, если иное не установлено НК или иными актами налогового законодательства (п. 2 ст. 63 НК).
Налоговым периодом по оффшорному сбору является календарный месяц (п. 1 ст. 234 НК).
Исходя из изложенного при представлении налоговой декларации (расчета) по оффшорному сбору за июнь 2013 г., т.е. за тот налоговый период, в котором возник объект налогообложения, представлять налоговые декларации (расчеты) по оффшорному сбору за все последующие налоговые периоды 2013 г. не следует в случае отсутствия объектов налогообложения, так как оффшорный сбор не исчисляют нарастающим итогом.
За уплатой сбора осуществляется контроль со стороны банков и налоговых органов
Банки осуществляют контроль за проведением платежей в пользу нерезидента, зарегистрированного в оффшорной зоне, либо иного лица по обязательству перед этим нерезидентом или на счет, открытый в оффшорной зоне. При этом данные платежи должны осуществляться только после уплаты оффшорного сбора (подп. 6.1 п. 6 Инструкции о порядке регистрации сделки и выполнении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями функций агентов валютного контроля, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 16.04.2009 № 46 (далее – Инструкция № 46)).
Банк имеет право отказать клиенту в проведении валютной операции, требующей уплаты оффшорного сбора, если в банк не представлено платежное поручение об уплате сбора (подп. 28.4 п. 28 Инструкции № 46).
В заключение отметим, что обязанность уплачивать оффшорный сбор признается налоговым обязательством (п. 1 ст. 36 НК). Неисполнение или ненадлежащее исполнение плательщиком налогового обязательства является основанием для применения мер принудительного исполнения этого обязательства и уплаты соответствующих пеней, а также влечет ответственность в порядке и на условиях, установленных законодательством (п. 5 ст. 37 НК).
Так, за неуплату или неполную уплату оффшорного сбора, нарушение установленного срока представления в налоговый орган налоговой декларации (расчета) по этому сбору на плательщиков налагается административное взыскание в виде штрафа (ст. 13.4, 13.6 Кодекса РБ об административных правонарушениях).