9 (234). Белорусский перевозчик, имеющий статус таможенного перевозчика, планирует международную автомобильную перевозку груза с территории Республики Польша на территорию Российской Федерации (место доставки). Однако у него отсутствует разрешение (специальное разрешение) на перевозку товаров из третьих стран в Российскую Федерацию. В связи с этим он собирается осуществить перецепку груза.
Груз будет перецеплен на седельный тягач, принадлежащий российскому перевозчику, на территории Республики Беларусь.
Возникли вопросы:
9.1. Какие действия необходимо предпринять белорусскому перевозчику, чтобы товар прошел автомобильный контроль и был доставлен в Россию без оформления уведомления?
Указать в гр. 17 СМR-накладной сведения о последующем перевозчике.
Все транспортные средства, следующие на территорию одного государства – члена Евразийского экономического союза (далее – Союз) через территорию другого государства – члена Союза, подлежат транспортному (автомобильному) контролю в контрольных пунктах, расположенных на внешней границе Союза. Такой контроль осуществляется в соответствии:
– с нормами пп. 7 и 8 Порядка транспортного контроля*;
– законодательством государства – члена Союза, через территорию которого следуют указанные транспортные средства.
В автодорожных пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь автомобильный контроль осуществляют таможенные органы (п. 5 Положения**).
__________________________
* Порядок осуществления транспортного (автомобильного) контроля на внешней границе Евразийского экономического союза (приложение 1 к Протоколу о скоординированной (согласованной) транспортной политике, являющемуся приложением 24 к Договору о Евразийском экономическом союзе) (далее – Порядок транспортного контроля; Договор о ЕАЭС).
** Положение о порядке осуществления автомобильного контроля таможенными органами и Транспортной инспекцией Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.01.2014 № 71 (далее – Положение).
Если в ходе контрольных действий будет установлено, например, отсутствие или несоответствие документов, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, белорусский таможенный орган выдает водителю уведомление по форме, согласованной органами транспортного (автомобильного) контроля государств – членов Союза.
Так как у белорусского перевозчика отсутствует разрешение на перевозку товаров из третьих стран в Российскую Федерацию, то ему необходимо:
– произвести перецепку полуприцепа с грузом на транспортное средство, принадлежащее российскому перевозчику;
– представить белорусскому таможенному органу документальное подтверждение о том, что его транспортное средство не будет въезжать на территорию Российской Федерации.
Таким документом является СМRнакладная, в гр. 17 которой должны быть указаны сведения о последующем перевозчике. Сведения указываются до осуществления транспортного контроля на границе. Отсутствие этих сведений – основание для оформления перевозчику уведомления.
Справочно: форма международной товарно-транспортной накладной «CMR» и порядок ее заполнения утверждены постановлением Минтранса Республики Беларусь от 20.02.2012 № 11.
В гр. 17 CMR-накладной заполняются реквизиты последующего перевозчика в случае осуществления перевозки несколькими перевозчиками |*|.
9.2. Каковы последствия, если перевозчик не выполнит вышеуказанные требования?
Как уже говорилось, при установлении в ходе контрольных действий, предусмотренных п. 7 Порядка транспортного контроля, несоответствия контролируемых параметров транспортного средства, отсутствия или несоответствия документов, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, белорусский таможенный орган:
1) выдает водителю уведомление.
Как правило, уведомление содержит информацию:
– о выявленных несоответствиях;
– необходимости получения недостающих документов до прибытия на территорию другого государства – члена Союза;
– ближайшем с учетом маршрута следования транспортного средства контрольном пункте органа транспортного (автомобильного) контроля другого государства – члена Союза, в котором перевозчик должен предъявить доказательства устранения несоответствия контролируемых параметров транспортного средства и (или) документы, указанные в уведомлении (п. 9 Порядка транспортного контроля);
2) вносит информацию о выдаче уведомления в свою информационную базу;
3) информирует орган транспортного контроля другого государства – члена Союза (в нашем случае – это орган транспортного контроля России) о факте выдачи уведомления (в рамках Договора о ЕАЭС).
Таким образом, уведомление, выписанное белорусскому перевозчику, будет находиться на контроле не только у белорусского таможенного органа, но и у органа транспортного контроля России.
Осуществление международной автомобильной перевозки по территории России с уведомлением без отметки должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта, об устранении нарушения, влечет наложение административного штрафа на водителя транспортного средства в размере от 25 тыс. до 30 тыс. рос. руб. (ч. 3 ст. 11.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).