Как проверить наличие или отсутствие задолженности по таможенным платежам?
Такая информация содержится на официальном интернет-портале Государственного таможенного комитета.
Плательщиков, имеющих задолженность по таможенным платежам, можно найти в рубрике «Перечень организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов (пошлин), процентов, пеней, взимаемых таможенными органами» в подразделе «Задолженность» раздела «Участникам ВЭД».
В названном перечне содержатся сведения об учетном номере плательщика, полном наименовании организации, фамилии, собственном имени, отчестве (если таковое имеется) индивидуального предпринимателя, имеющих неисполненную обязанность по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, утилизационного сбора, процентов, пеней, дате погашения такой задолженности |*|.
Функционал рубрики предусматривает возможность открытия всего Перечня должников целиком, а также поиска должников по учетному номеру плательщика либо по совпадению наименования такого должника.
Обязанность размещения должников в Интернете определена ст. 110 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК).
Справочно: таможенные органы обязаны ежемесячно размещать на едином интернет-портале таможенных органов в Интернете в порядке, установленном ГТК Республики Беларусь, перечень организаций и индивидуальных предпринимателей, которые не исполнили требование таможенного органа об уплате налогов, сборов (пошлин) в сроки, указанные в решении о взыскании таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, утилизационного сбора, процентов, пеней или в решении по акту таможенной проверки (ст. 110 НК).
У организации согласно полученному от таможенного органа уведомлению о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей имеется задолженность по уплате ввозного НДС и таможенной пошлины.
1. В какие сроки таможенные органы принимают меры по взысканию таможенных платежей с плательщика?
Неуплаченные суммы ввозного НДС |*| и таможенной пошлины, а также пени будут взысканы с организации в принудительном порядке по истечении 10 рабочих дней со дня получения ею решения о взыскании (уведомления о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей).
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей таможенный орган направляет плательщику таких платежей уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, за исключением случаев, определенных ТК ЕАЭС*, когда такое уведомление не направляется (п. 3 ст. 55 ТК ЕАЭС).
________________________
* Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС).
Данное уведомление направляется (вручается) плательщику в форме решения о взыскании таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов, пеней или решения по акту таможенной проверки (часть пятая п. 4 приложения 1 к Указу № 490**).
________________________
** Указ Президента Республики Беларусь от 22.12.2018 № 490 «О таможенном регулировании» (далее – Указ № 490).
Справочно: форма решения о взыскании таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов, пеней определена приложением 3 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 20.06.2019 № 406 «О мерах по реализации Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза».
Меры по взысканию таможенных платежей применяются по истечении 10 рабочих дней со дня получения плательщиком решения о взыскании таможенных платежей, процентов, пеней или решения по акту таможенной проверки. В случае если решение о взыскании таможенных платежей, процентов, пеней или решение по акту таможенной проверки не получены плательщиком по не зависящим от таможенного органа причинам, меры по взысканию указанных таможенных платежей применяются по истечении 2 рабочих дней со дня поступления в таможенный орган информации о неполучении плательщиком решения (п. 3 ст. 119 Закона № 129-З*).
________________________
* Закон Республики Беларусь от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (далее – Закон № 129-З).
Указанная норма закона корреспондирует с нормой п. 7 ст. 55 ТК ЕАЭС, согласно которой в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в срок, указанный в уведомлении, таможенный орган, осуществляющий взыскание таможенных платежей, принимает меры по их взысканию в соответствии с гл. 11 ТК ЕАЭС.
2. Какие меры по взысканию таможенных платежей могут применяться таможенными органами?
К мерам по взысканию таможенных платежей, взимаемых таможенными органами, относится взыскание таких платежей за счет:
1) денежных средств (денег) и (или) иного имущества плательщика, в т.ч. за счет сумм таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, подлежащих возврату в соответствии с ТК ЕАЭС;
2) сумм авансовых платежей;
3) обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов;
4) обеспечения исполнения обязанности по уплате специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин;
5) обеспечения исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела;
6) обеспечения исполнения обязанностей уполномоченного экономического оператора (п. 2 ст. 68 ТК ЕАЭС).
Взыскание таможенных платежей также производится путем обращения взыскания на товары, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены. Обращение взыскания на товары, в отношении которых таможенные платежи не уплачены, прекращает обязанность по уплате таких платежей (п. 3 ст. 68, п. 3 ст. 77 ТК ЕАЭС).
При взыскании неуплаченных таможенных платежей таможенные органы принимают меры принудительного исполнения налогового обязательства и взыскания пеней, определенные гл. 6 НК |*|.
* Действия бухгалтера в случаях, когда не хватает денег на уплату налогов
Справочно: порядок обращения взыскания на товары, находящиеся под таможенным контролем, определен п. 10 приложения 1 к Указу № 490.
С 1 января 2020 г. в Республике Беларусь заработала новая АИС ИДО, созданная в соответствии с Указом № 414**.
________________________
** Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2018 № 414 «О совершенствовании безналичных расчетов» (далее – Указ № 414).
Предусматривают ли нормы Указа № 414 взыскание денежных средств плательщика с его счетов в банке в бесспорном порядке?
Да, система АИС ИДО позволяет на основании платежного требования взыскателя осуществлять бесспорное взыскание денежных средств плательщика, находящихся на счетах в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях, для целей погашения задолженности такого плательщика по платежам в бюджет, в т.ч. за счет электронных денег плательщика в электронных кошельках.
Платежные требования взыскателей направляются в АИС ИДО в виде электронных документов (п. 8 Указа № 414).
Таможенные органы, как органы взыскания (п. 4 Указа № 414), направляют платежное требование на бесспорное взыскание денежных средств в АИС ИДО независимо от наличия у плательщика денежных средств на счетах в банках, электронных денег в электронных кошельках. АИС ИДО самостоятельно производит поиск всех счетов плательщика в банке, электронных денег в электронных кошельках и осуществляет списание денежных средств с этих счетов. В случае недостаточности денежных средств система АИС ИДО |*| работает как «картотека» и списывает денежные средства плательщика по мере их поступления на счета.
* Вопрос недели на тему: «Как избежать проблем с платежами в бюджет из-за недоработок АИС ИДО?»
Несет ли ответственность таможенный орган в случае неправомерного списания денежных средств в бесспорном порядке со счета плательщика?
Да, несет.
Ответственность за недостоверность и неправильность информации, указанной в платежных требованиях взыскателей, а также за неправомерность их направления для исполнения посредством АИС ИДО несет взыскатель, их оформивший.
Если лицо полагает, что решения или действия взыскателя нарушают его права и (или) законные интересы, то такое лицо вправе их обжаловать в установленном законодательством порядке (часть первая п. 29 Положения № 432/11*) |*|*|.
________________________
* Положение о порядке осуществления безналичных расчетов посредством автоматизированной информационной системы исполнения денежных обязательств и ее функционирования, утвержденное постановлением Совета Министров и Нацбанка Республики Беларусь от 28.06.2019 № 432/11 (далее – Положение № 432/11).
** Можно ли исправить ошибки, допущенные при осуществлении безналичных платежей
У плательщика имеется задолженность по уплате утилизационного сбора.
Может ли он подать заявление о зачете излишне уплаченной суммы ввозной таможенной пошлины в счет погашения задолженности по уплате утилизационного сбора?
Нет, не может.
Протоколом о порядке зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), их перечисления в доход бюджетов государств-членов (приложение 5 к Договору о Евразийском экономическом союза, подписанному в г. Астане 29 мая 2014 г.) (далее – Протокол) определен порядок зачета сумм ввозных таможенных пошлин.
Суммы ввозных таможенных пошлин не могут быть зачтены в счет уплаты иных платежей, кроме зачета в счет погашения задолженности плательщиков по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, а также пеней (процентов) (часть шестая п. 3 Протокола).
Таможенные платежи определены п. 1 ст. 46 ТК ЕАЭС.
Утилизационный сбор, взимание которого возложено на таможенные органы, не является таможенным платежом.
Поэтому суммы ввозных таможенных пошлин не могут быть зачтены в счет погашения задолженности плательщика по уплате утилизационного сбора.