Размеры компенсации по сбору отходов в 2019 г. и особенности ее получения
Производители и импортеры некоторых видов товаров и упаковки обязаны обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование отходов, которые образуются в результате утраты товарами и упаковкой своих потребительских свойств (далее – обязанность, установленная Указом № 313 [2]).
Один из вариантов выполнения обязанности, установленной Указом № 313, – внесение платы на счет ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов» (далее – оператор) |*|.
Средства, поступающие оператору в виде платы, аккумулируются и в соответствии с ежегодно принимаемым постановлением Правительства направляются на финансирование различных мероприятий в сфере обращения с коммунальными отходами и вторичными материальными ресурсами. Одним из направлений расходования средств является выплата оператором компенсации заготовителям за собранные отходы.
Так, с 1 января 2019 г. действуют следующие размеры компенсации расходов по сбору отходов (см. табл. № 1):
На уровне прошлого года осталась компенсация расходов по сбору:
– многооборотной стеклянной упаковки (составляет 1 коп. за штуку);
– отходов бумаги и картона из отходов производства (составляет 90 руб. за тонну).
Как и ранее, чтобы получить компенсацию, организации следует представить оператору не позднее 10-го числа второго месяца, следующего за отчетным периодом (месяц), пакет документов, определенный Инструкцией № 26 [3].
Организация, которая пропустила данный срок, на получение компенсации за пропущенный месяц претендовать не может. Это не предусмотрено законодательством.
Компенсация выдается в отношении отходов, которые соответствуют терминам и определениям Инструкции № 26 и Закона об обращении с отходами.
Справочно: отходы товаров – отходы, которые образовались после утраты потребительских свойств товаров, названных в приложении 1 к Указу № 313;
отходы упаковки – отходы полимерной, стеклянной упаковок, упаковки из комбинированных материалов, в которые были упакованы ввезенные на территорию Республики Беларусь товары;
отходы бумажной и (или) картонной упаковки – отходы товаров, классифицируемых кодом 4819 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее – ТН ВЭД ЕАЭС), а также бумажной и (или) картонной упаковки, в которую упакованы ввезенные на территорию Республики Беларусь товары, и др. (п. 2 Инструкции № 26).
Отходы товаров и упаковки могут быть как отходами потребления, так и отходами производства. Поэтому при подаче документов на компенсацию следует помнить, что компенсация предусматривается:
– только за отходы, которые являются отходами потребления;
– только в случае передачи таких отходов на обезвреживание или использование на территории Республики Беларусь.
Справочно: отходы потребления – это отходы, образующиеся в процессе жизнедеятельности человека, не связанной с осуществлением экономической деятельности, отходы, образующиеся в потребительских кооперативах и садоводческих товариществах, а также смет, образующийся на землях общего пользования (п. 20 ст. 1 Закона об обращении с отходами [4]).
Под это правило не подпадают отходы бумажной и картонной упаковки.
Компенсация может быть выплачена и в отношении отходов бумажной и картонной упаковки, относящихся к отходам производства (образовавшихся в процессе осуществления субъектами хозяйствования экономической деятельности), но при условии их поставки на использование по договорам о поставке отходов бумаги и картона для республиканских государственных нужд.
Доведение государственного заказа до организаций, осуществляющих сбор (заготовку) отходов бумаги и картона, осуществляется облисполкомами и Мингорисполкомом совместно с городскими и районными исполнительными комитетами. Государственными заказчиками являются специализирующиеся на производстве картонно-бумажной продукции организации, входящие в состав концерна «Беллесбумпром», а также ОАО «Зеленоборское».
Обратите внимание!
Государственный заказ на поставку (заготовку, сдачу) в 2019 г. отходов бумаги и картона для республиканских государственных нужд установлен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.11.2018 № 843.
Важно! Компенсация не выплачивается производителям и поставщикам в отношении отходов товаров и упаковки, собранных этими организациями путем применения собственной системы сбора отходов для выполнения обязанности, установленной Указом № 313 |*|.
Организациям, подавшим своевременно документы оператору, необходимо помнить, что оператор вправе:
– запрашивать копии первичных учетных документов, в т.ч. подтверждающих сбор отходов потребления в заявленных объемах, и проводить оценку достоверности сведений, заявленных в документах на выплату компенсации;
– определять в ходе оценки достоверности сведений расчетные объемы сбора отходов потребления.
Если заявленные в документах на выплату компенсации объемы сбора отходов превысят более чем на 30 % расчетные, то организации будет отказано в выплате компенсации.
Справочно: порядок оценки достоверности сведений, представляемых организациями (ИП) для получения компенсации расходов по сбору на территории Республики Беларусь отходов товаров и отходов упаковки, многооборотной стеклянной упаковки, утвержден постановлением № 24 [5].
Что изменилось в части размеров платы?
Постановлением № 979 предусмотрено увеличение с 1 апреля 2019 г., т.е. начиная с отчетного периода за II квартал 2019 г., размеров платы, установленных постановлением № 708 [6], в отношении:
– полимерной упаковки (коды ТН ВЭД ЕАЭС 3920 10, 3920 20, 3923), изделий из пластмасс (3922, 3924), упаковки из комбинированных материалов (4811 51 000 9, 4811 59 000 9) – с 160 до 180 руб. за тонну;
– техники и электроники (все коды ТН ВЭД ЕАЭС согласно приложению 1 к Указу № 313 , начиная с позиции 7321 11, кроме батареек (8506), ламп (8539 31–8539 49 000 0) и термометров (9025 11 200)) – с 1 до 3 % от стоимости;
– батарейки (коды ТН ВЭД ЕАЭС 8506) – с 6 % до 8 % от стоимости.
Датой возникновения обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов является (см. табл. № 2):
Таблица № 2
При расчете размера платы, установленной в процентах от стоимости товаров:
– поставщик использует стоимость ввезенных товаров согласно внешнеторговому договору без учета НДС, таможенных платежей и транспортных расходов.
Если стоимость ввезенных товаров во внешнеторговом договоре указана в иностранной валюте, расчет платы производится по курсу Нацбанка на дату возникновения обязанности;
– производитель использует полную себестоимость произведенных и реализованных товаров (прямые и распределяемые переменные косвенные затраты, непосредственно связанные с производством продукции, относящиеся к реализованной продукции за каждый истекший квартал без учета платы, подлежащей внесению на текущий (расчетный) банковский счет оператора) |*|.