Расходы на ремонт застрахованного автомобиля
Автомобиль организации попал в дорожнотранспортное происшествие по вине водителя организации. Автомобиль застрахован по системе КАСКО. Страховая компания производит оплату ремонта автомобиля не организации, а автоцентру, осуществляющему ремонт. Таким образом, страховое возмещение организация не получает.
Как указанные операции следует отразить в учете организации?
Прежде всего необходимо обратиться к правилам страхования |*|, утвержденным страховой организацией, с которой заключен договор страхования.
* Информация о том, как учесть расходы по страхованию автомобиля (КАСКО), используемого в производственной деятельности, доступна для подписчиков электронного «ГБ»
На практике весьма распространено такое условие: по письменному заявлению страхователя (выгодоприобретателя) для восстановления застрахованного объекта страховщик на основании документов, подтверждающих факт и стоимость ремонта, может перечислить страховое возмещение ремонтной организации (согласованной со страховщиком), осуществляющей ремонт поврежденного транспортного средства, и (или) организации (индивидуальному предпринимателю), осуществляющей поставку запасных частей.
Если заказчиком ремонта является организация-страхователь, то организация автосервиса должна оформить документы о ремонте (заказ-наряд, акт и т.п.) на этого заказчика. Документом о выплате страхового возмещения является документ страховой организации, согласованный сторонами договора страхования.
Если заказчиком ремонта выступает страховая организация по поручению и в интересах страхователя, то она может представить документы о понесенных расходах (например, отчет, в котором укажет информацию о произведенном ремонте и выплаченной сумме). К отчету по договоренности сторон могут прилагаться копии документов организации автосервиса, а также документов, подтверждающих оплату этих расходов.
Потери по страховым случаям отражают в бухгалтерском учете по дебету субсчета 76-2 «Расчеты по имущественному и личному страхованию» и кредиту счетов 01 «Основные средства», 10 «Материалы» и др. Страховые возмещения, полученные от страховых организаций в соответствии с договорами страхования, отражают по дебету счетов 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета» и кредиту субсчета 76-2. Некомпенсируемые страховыми возмещениями потери от страховых случаев – по дебету счетов 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности», 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту субсчета 76-2 (п. 59 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50).
Сумму выставленного организацией автосервиса НДС включают в состав налоговых вычетов в общеустановленном порядке при наличии у страхователя указанных выше документов.
В бухгалтерском учете страхователя такая операция будет отражена:
Д-т 76 (страховая организация) – К-т 60 (организация автосервиса)
– на стоимость ремонтных работ без НДС, выставленную организацией автосервиса;
Д-т 18 – К-т 60 (организация автосервиса)
– на сумму НДС, выставленного организацией автосервиса;
Д-т 60 (организация автосервиса) – К-т 76 (страховая организация)
– на сумму оплаченных страховой организацией расходов на ремонт.
Если у организации-страхователя рассмотренные выше документы будут отсутствовать, то оснований для отражения операции в бухгалтерском учете нет (ст. 1 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности»).
Основания для применения повышенных норм расхода топлива
При численности населения городов, превышающей 100 тыс. человек, организация, использующая автомобильный транспорт, имеет право на повышение норм расхода топлива.
На основании каких документов, подтверждающих численность населения конкретного населенного пункта, бухгалтер имеет право применять повышенную норму расхода топлива для населенных пунктов с численностью населения, например, 300 тыс. человек?
Действительно, организации имеют право на повышение нормы расхода топлива |*| при эксплуатации автомобиля в городах с численностью населения:
– от 100 до 300 тыс. человек – не более 5 %;
– от 300 тыс. до 1 млн. человек – не более 10 %;
– от 1 до 3 млн. человек – не более 15 %;
– свыше 3 млн. человек – не более 25 %.
* Информация о том, как установить зимой временную норму расхода топлива, доступна для подписчиков электронного «ГБ»
Такое право предоставлено подп. 10.2 п. 2 Инструкции о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утвержденной постановлением Минтранса Республики Беларусь от 31.12.2008 № 141.
Для определения численности населения городов используют официальную информацию, предоставленную Белстатом. Это ведомство публикует бюллетень численности населения Республики Беларусь, в т.ч. в разрезе городов. Соответствующую информацию можно найти на сайте Белстата в Интернете, например в статистическом бюллетене «Численность населения на 1 января 2016 г. и среднегодовая численность населения за 2015 год по Республике Беларусь в разрезе областей, районов, городов, поселков городского типа».
Уплата госпошлины за допуск к участию транспортных средств в дорожном движении
Организацией налажена работа маршрутных такси. Автобусы, используемые в качестве маршрутных такси, должны 2 раза в год проходить техосмотр. Организация 2 раза в год уплачивает госпошлину за допуск к участию этих транспортных средств в дорожном движении, причем каждый раз в годовом размере.
Правомерно ли это?
Согласно подп. 1.64 п. 1 ст. 249 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) объектом обложения государственной пошлиной признается выдача разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. Соответствующие ставки государственной пошлины приведены в приложении 22 к НК. Уплата государственной пошлины за допуск к дорожному движению привязана не к сроку эксплуатации транспортного средства (полгода, год, два), а к получению разрешения на допуск к дорожному движению. А вот уже периодичность получения такого разрешения привязана к установленным срокам прохождения транспортным средством обязательного технического осмотра. Как видим, указанная государственная пошлина уплачивается не за срок эксплуатации автомобиля, а в связи с получением разрешения на допуск к дорожному движению, т.е. каждый раз при получении такого разрешения.
Если предусмотрено, что транспортное средство проходит обязательный технический осмотр 2 раза в год, то 2 раза будет выдаваться разрешение на допуск к дорожному движению и 2 раза необходимо будет уплатить по установленной ставке государственную пошлину за допуск к дорожному движению. Избежать выполнения этого правила возможности нет.
При этом законодатель предусмотрел особенности для некоторых случаев, которые учитывают периодичность получения разрешения на допуск к дорожному движению. Так, государственная пошлина за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении уплачивается по ставке, увеличенной на коэффициент 2, в отношении транспортных средств, для которых срок действия разрешения на допуск к участию в дорожном движении установлен в 2 года. Государственная пошлина за выдачу разрешения на допуск транспортных средств к участию в дорожном движении уплачивается по ставке, пониженной на коэффициент 0,5, в отношении транспортных средств, предназначенных для перевозки опасных грузов (п. 8 ст. 250 НК).
Однако для транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров, которые должны проходить государственный технический осмотр не позднее чем через 6 месяцев после проведения последнего государственного технического осмотра, никаких особенностей в НК не установлено.
Сотрудник организации предоставил ей автомобиль для использования в служебных целях.
Кого следует указать в таком случае в строке «Владелец автомобиля» при заполнении товарно-транспортной накладной?
В строке «Владелец автомобиля» необходимо указать наименование владельца автомобиля. Если автомобиль принадлежит грузоотправителю или грузополучателю, допускается обозначить владельца автомобиля соответственно словом «Грузоотправитель» или «Грузополучатель». Такой порядок заполнения строки установлен в п. 16 Инструкции по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная», утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 18.12.2008 № 192 (далее – Инструкция № 192).
Следовательно, в строке «Владелец автомобиля» необходимо указать фамилию, имя и отчество работника – владельца автомобиля. Кроме того, организация имеет право в данной сроке дополнительно указать наименование организации, в интересах которой работник использует свой личный автомобиль. Право на это дает норма п. 9 Инструкции № 192. Она позволяет указывать в накладной любую дополнительную информацию.
Использование автомобиля в служебных целях и предрейсовые медицинские обследования водителей
Организация малочисленная, в ней работает 5 человек. Директор использует свой автомобиль в служебных целях.
Кто должен делать отметки в путевом листе о допуске автомобиля к движению? Обязана ли организация проводить предрейсовые и иные медицинские обследования водителей?
В случае использования работником своего личного автомобиля |*| в служебных целях владельцем и пользователем автомобиля остается работник и во владение организации, в интересах которой работник использует свой автомобиль, такой автомобиль не переходит. По этой причине возложенные на организацию обязанности по выпуску автомобиля на линию в данном случае отсутствуют. Следовательно, графы, удостоверяющие выпуск автомобиля на линию, его техническое состояние, а также допуск водителя к управлению транспортным средством (медицинское освидетельствование), не заполняются.
* Информация, разъясняющая вопросы использования автомобиля в организации, доступна для подписчиков электронного «ГБ»
Приведем норму ст. 34 Закона Республики Беларусь от 05.01.2008 № 313-З «О дорожном движении». В ней установлено, что в целях обеспечения безопасности дорожного движения юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие транспортные средства, самоходные машины, обязаны:
– осуществлять контроль за соответствием технического состояния и конструкции принадлежащих им транспортных средств, самоходных машин требованиям технических нормативных правовых актов и недопущением транспортных средств, самоходных машин с нарушением установленных требований к участию в дорожном движении;
– организовывать проведение предрейсовых и иных медицинских обследований водителей принадлежащих им механических транспортных средств, самоходных машин;
– проводить анализ причин и условий, способствующих нарушению Правил дорожного движения и (или) совершению дорожно-транспортных происшествий с участием принадлежащих им транспортных средств, самоходных машин, и принимать своевременные меры по их устранению;
– разрабатывать и осуществлять мероприятия, направленные на уменьшение вредного воздействия принадлежащих им транспортных средств, самоходных машин на окружающую среду и сохранность дорог;
– соблюдать режим труда и отдыха водителей механических транспортных средств, самоходных машин, установленный в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
– обеспечивать повышение квалификации водителей механических транспортных средств, самоходных машин в порядке и сроки, установленные законодательством Республики Беларусь;
– обеспечивать хранение принадлежащих им транспортных средств и самоходных машин вне пределов дорог (за исключением дорог необщего пользования);
– организовывать перед допуском к работе проведение стажировки водителей, принятых на работу и имеющих перерыв в выполнении указанных работ более 1 года, водителей, переведенных на другую марку (модель) автомобиля, а также водителей маршрутных транспортных средств при переводе на другой маршрут в порядке, установленном Минтрансом.
Справочно: лица, ответственные за допуск транспортного средства и водителя к дорожному движению, определяются исходя из должностных обязанностей, установленных в организации. В частности, ст. 16 Закона Республики Беларусь от 14.08.2007 № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» установлено, что автомобильный перевозчик обязан назначить лицо (лиц), ответственное за организацию и выполнение автомобильных перевозок. Лицом, ответственным за организацию и выполнение автомобильных перевозок, могут быть руководитель юридического лица либо сам индивидуальный предприниматель.
Порядок проведения медицинских обследований водителей установлен:
– для организаций, имеющих лицензии на деятельность в области автомобильного транспорта, – в Инструкции о порядке проведения предрейсовых и иных медицинских обследований водителей механических транспортных средств (за исключением колесных тракторов), утвержденной постановлением Минздрава Республики Беларусь от 03.12.2002 № 84;
– для иных организаций – в Инструкции о порядке проведения контроля состояния водителей механических транспортных средств, самоходных машин на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, утвержденной постановлением Минтранса и Минсельхозпрода Республики Беларусь от 09.07.2013 № 25/28.
Работники, использующие свои транспортные средства, оборудование, инструменты и приспособления для нужд нанимателя, имеют право на получение за их износ (амортизацию) компенсации, размер и порядок выплаты которой определяются по договоренности с нанимателем (ст. 106 Трудового кодекса Республики Беларусь).