Является ли переоценка на 1 января 2015 г. обязательной для государственных, а также бюджетных организаций?
Не является обязательной.
Переоценка на 1 января 2015 г. по всем видам переоцениваемого имущества производится по решению организации либо собственника имущества, так как порог уровня инфляции, необходимый для проведения обязательной переоценки, не превышен.
Следовательно, переоценка на 1 января 2015 г. по всем видам переоцениваемого имущества может быть проведена по решению организации либо собственника имущества.
Это касается и государственных, и бюджетных организаций.
Справочно: в отношении зданий, сооружений и передаточных устройств для всех организаций предусмотрен критерий обязательной переоценки – при достижении показателя уровня инфляции 100 % и более в ноябре текущего календарного года (2014 г.) за предшествующий ему период с даты проведения последней переоценки, осуществленной в обязательном порядке в соответствии с требованиями законодательства (к декабрю 2013 г.) (подп. 1.1.1 п. 1 Указа № 622*).
__________________________
* Указ Президента РБ от 20.10.2006 № 622 "О вопросах переоценки основных средств, доходных вложений в материальные активы, объектов незавершенного строительства и оборудования к установке" (далее – Указ № 622).
По данным Белстата, размещенным в разделе "Новости" на его официальном сайте 19 декабря 2014 г., этот показатель составил 15,5 %.
Организация частной формы собственности принимает решение не проводить на 1 января 2015 г. переоценку основных средств, доходных вложений в материальные активы и оборудования к установке, числящихся в бухгалтерском учете.
Следует ли такое решение в обязательном порядке согласовывать с собственником либо принимать на общем собрании акционеров?
Не следует, если иное не предусмотрено учредительными документами.
Указ № 622 не содержит требования об обязательном согласовании с собственником имущества решения о переоценке. Такое решение может быть принято организацией самостоятельно.
Согласование будет необходимо только в том случае, если соответствующее требование предусмотрено напрямую учредительными документами.
Каким документом следует оформить решение о проведении переоценки? Надо ли документально закреплять такое решение, если организация проводит переоценку всего имущества, а не отдельных объектов (групп)?
Решения целесообразно установить в приказе.
Инструкцией по переоценке* не определен вид документа, которым должно быть зафиксировано решение о проведении переоценки по состоянию на 1 января 2015 г.
__________________________
* Инструкция о порядке проведения переоценки основных средств, доходных вложений в материальные активы, оборудования к установке, утвержденная постановлением Минэкономики, Минфина и Минстройархитектуры РБ от 05.11.2010 № 162/131/37 (далее – Инструкция по переоценке).
Вместе с тем такое решение целесообразно принять на уровне руководителя организации и оформить приказом. Приказ должен быть оформлен в любом случае независимо от того, принято ли решение о проведении переоценки всего имущества, отдельных объектов или о ее непроведении вообще со ссылкой на подп. 1.1.1 п. 1 Указа № 622, как основание для принятия решения.
В приказе целесообразно указать (в произвольной форме):
– непосредственно решение о проведении (непроведении) переоценки, – если такое решение принимается в отношении всего имущества организации;
– решение о проведении (непроведении) переоценки отдельных групп (подгрупп) имущества либо отдельных инвентарных объектов, – если решение принимается только по отдельным объектам выборочно.
Организация не проводила переоценку оборудования на 1 января 2014 г.
Имеет ли она право на 1 января 2015 г.также принять решение о непроведении переоценки?
Имеет.
На основании подп. 1.1.1 п. 1 Указа № 622 и с учетом сложившегося уровня инфляции (15,5 %) организации имеют право на 1 января 2015 г. провести переоценку в соответствии со своим решением.
Каких-либо ограничений относительно принятия такого решения в отношении объектов, которые не переоценивались по состоянию на 1 января 2014 г. (дату предыдущей переоценки), не предусмотрено.
Организация приобрела несколько единиц оборудования не в процессе строительства. Оборудование было передано в монтаж и будет принято к учету в качестве объектов основных средств после завершения монтажа. В настоящее время оборудование учитывается на счете 08 "Вложения в долгосрочные активы".
Возможно ли принятие решения о переоценке такого оборудования?
Возможно.
В подп. 1.1 п. 1 Указа № 622 предусмотрена переоценка (изменение стоимости) оборудования к установке.
Может быть принято решение о переоценке:
– оборудования к установке;
– установленного оборудования и оборудования, не требующего монтажа в составе объектов незавершенного строительства (п. 1 Инструкции по переоценке).
Следует отметить, что оборудование, приобретенное отдельно, не в составе объекта строительства, не исключают из состава переоцениваемых объектов.
В декабре 2014 г. завершено строительство здания и поданы документы для его государственной регистрации. На 1 января 2015 г. регистрация не проведена. В учете данный объект числится на счете 08 до завершения государственной регистрации, затем будет принят к учету в качестве объекта основных средств.
Возможна ли переоценка такого здания по состоянию на 1 января 2015 г.?
Невозможна.
Переоценке подлежат основные средства, числящиеся в бухгалтерском учете в составе внеоборотных активов (книге учета доходов и расходов организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения) (подп. 1.1 п. 1 Указа № 622).
Здание, требующее государственной регистрации, до завершения ее проведения согласно законодательству по бухгалтерскому учету не относится ни к одной из указанных категорий переоцениваемого имущества.
Соответственно основания для переоценки такого здания отсутствуют до его принятия к учету в качестве объекта основных средств.
После того как здание будет принято к учету в качестве объекта основных средств, при проведении последующей переоценки на 1 января 2016 г. к его первоначальной стоимости будет применяться коэффициент, соответствующий дате принятия к бухгалтерскому учету по счету 01 "Основные средства" (подп. 17.2 п. 17 Инструкции по переоценке).
В организации в бухгалтерском учете числятся:
1) здание производственного цеха, производственные сооружения, оборудование;
2) офисное здание, хозяйственный инвентарь.
Имеет ли право организация принять решение о переоценке на 1 января 2015 г. имущества, участвующего непосредственно в производственной деятельности (производственный цех, оборудование), а иное имущество (административное здание, хозяйственный инвентарь) не переоценивать?
Имеет.
Организация вправе принять решение о проведении переоценки в отношении:
– всего имущества;
– объектов основных средств, относящихся к определенной группе, подгруппе либо классифицируемым определенным шифром классификации основных средств;
– отдельных объектов основных средств (п. 1 Инструкции по переоценке).
Фактически решение о проведении переоценки принимают в отношении каждого переоцениваемого объекта. Таким образом, организация имеет право принять решение провести переоценку имущества, относящегося непосредственно к производственному подразделению, и не проводить переоценку иного имущества.
В каком порядке следует оформлять результаты переоценки?
По результатам переоценки необходимо оформить:
– ведомости переоценки основных средств, доходных вложений в материальные активы;
– ведомости переоценки оборудования к установке (п. 7 Инструкции по переоценке).
При этом Инструкция по переоценке не регламентирует формы этих ведомостей.
Следовательно, какой-либо обязательной формы ведомости переоценки не предусмотрено и ее составляют по форме, определенной самой организацией.
Ведомость переоценки основных средств составляют на основании инвентаризационных описей, инвентарных карточек учета основных средств, технических паспортов и других технических и бухгалтерских документов. В ведомости переоценки основных средств записи производят отдельно в отношении каждого объекта. Вместе с ведомостью переоценки хранятся документы, используемые при проведении переоценки и подтверждении переоцененной стоимости объектов (сведения о ценах из СМИ, заключение оценщика и т.п.).
Ведомости подписывают председатель и члены комиссии и утверждает руководитель организации.
Окончание см.: Гл. бухгалтер. – 2015. – № 5. – С. 10–12.