На основании пункта 7 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 9 октября 2008 г. № 1490 "О некоторых вопросах профессионального пенсионного страхования" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 249, 5/28508) Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее – Фонд) и Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь разъясняют следующее.
1. В соответствии с подпунктом 1.11 пункта 1 статьи 5 и статьей 6 Закона Республики Беларусь от 5 января 2008 г. "О профессиональном пенсионном страховании" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 16, 2/1419) (далее – Закон о ППС) водители пассажирского транспорта (автобусов, троллейбусов, трамваев) городских и отдельных пригородных маршрутов, по условиям труда приравненных к городским, подлежат профессиональному пенсионному страхованию при соответствии их работы критериям оценки условий труда, определенным Положением о критериях оценки условий труда для отдельных категорий работников и (или) особенностей (видов) выполняемых работ для целей профессионального пенсионного страхования и порядке их применения, утвержденным названным постановлением (далее – Положение).
Согласно пункту 13 Положения критериями оценки условий труда для водителей пассажирского транспорта (автобусов, троллейбусов, трамваев) городских и отдельных пригородных маршрутов являются непосредственная занятость в течение полного рабочего дня (в пределах его продолжительности, установленной законодательством):
в профессии водителя пассажирского транспорта (автобусов, троллейбусов, трамваев);
на городских и (или) отдельных пригородных маршрутах, по условиям труда приравненных к городским;
занятость не менее чем на полную ставку (оклад).
Непосредственная занятость водителя пассажирского транспорта в течение полного рабочего дня и на полную ставку (оклад) означает выполнение им работ, предусмотренных тарифно-квалификационной характеристикой для данной профессии, в течение установленной полной нормы продолжительности рабочего времени.
При суммированном учете рабочего времени под полной его нормой понимается занятость работника в течение установленной графиком продолжительности рабочей смены. Графики работ (сменности) водителей разрабатываются с учетом норм и требований, предусмотренных Положением о рабочем времени и времени отдыха для водителей автомобилей, утвержденным постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 25 ноября 2010 г. № 82 (далее – Положение № 82).
Время выполнения работ, не предусмотренных тарифно-квалификационной характеристикой для данной профессии, работы не на полную ставку, а также рабочее время водителя автомобиля в периоды присутствия его на рабочем месте, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей автомобиля, и время простоев не по вине водителя автомобиля (пункт 9 Положения № 82) не включаются в периоды работы в особых условиях труда.
В периоды, не относящиеся к работе в особых условиях труда, работник не подлежит профессиональному пенсионному страхованию. Соответственно взносы на профессиональное пенсионное страхование за эти периоды не уплачиваются и в профессиональный стаж такие периоды не включаются.
2. Водители пассажирского транспорта, занятые на пригородных маршрутах, подлежат профессиональному пенсионному страхованию в случае приравнивания по условиям труда к городским маршрутам соответствующих пригородных маршрутов и соответствия условий труда этих водителей вышеуказанным критериям оценки условий труда.
Согласно пункту 15 Положения порядок приравнивания по условиям труда к городским маршрутам отдельных пригородных маршрутов пассажирского транспорта утверждается Министерством транспорта и коммуникаций по согласованию с Министерством труда и социальной защиты на основании предложений областных и Минского городского исполнительных комитетов по представлению организаций транспорта.
Что касается постановлений Государственного комитета Республики Беларусь по труду и социальной защите населения от 28 октября 1992 г. № 50 "О порядке приравнивания отдельных пригородных маршрутов пассажирского транспорта по условиям труда водителей к городским перевозкам при назначении им пенсий" и от 2 марта 1993 г. № 16 "О приравнивании отдельных пригородных маршрутов пассажирского транспорта по условиям труда водителей к городским перевозкам при назначении им пенсий", то они разработаны в рамках реализации Закона Республики Беларусь "О пенсионном обеспечении" и не могут быть использованы для целей профессионального пенсионного страхования.
Согласно статьям 6 и 19 Закона работодатель обязан в установленном порядке включить рабочее место водителя пассажирского транспорта при соответствии его работы критериям оценки условий труда, определенным Положением, в перечень рабочих мест с особыми условиями труда организации (далее – Перечень).
Включение рабочих мест с особыми условиями труда в Перечень влечет обязанность работодателя по уплате взносов на профессиональное пенсионное страхование за таких работников и представлению на них в Фонд сведений на профессиональное пенсионное страхование.
Управляющий Фондом социальной
защиты населения Министерства
труда и социальной защиты
Республики Беларусь Л.Т. Бачило
Министр транспорта и коммуникаций
Республики Беларусь И.И. Щербо