Норму возмещения суточных водителям-международникам следует закрепить в локальном правовом акте
В настоящее время нормы возмещения суточных при командировании работников за границу определены постановлением Минфина РБ от 30.01.2001 № 7 "Об установлении норм оплаты командировочных расходов при служебных командировках за границу" (далее – постановление № 7).
Водителям-международникам оплата расходов за проживание вне постоянного места жительства (суточных) производится в размере не менее 40 % от установленных норм (п. 2 постановления № 7). Это означает, что организация может выплачивать им 40 % от общеустановленной нормы суточных при закреплении соответствующей нормы в своем внутреннем локальном нормативном правовом акте (положении по оплате труда, положении об оплате командировочных расходов и т.п.). Однако данная норма не ограничивает организацию в выплате суточных и выше установленного нижнего предела.
В частности, по решению нанимателя суточные могут быть выплачены и в размере 50 %, 60 %, 100 % и т.п. от общеустановленной нормы суточных, а также сверх установленной законодательством нормы, так как законодательством установлен только минимальный предел. При этом выплаченные водителям суточные сверх 40 %, но не выше предельной нормы суточных, определенной постановлением № 7, включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) и в состав затрат, учитываемых при определении облагаемой налогом прибыли.
Суточные сверх предельной нормы для целей бухгалтерского учета включаются в себестоимость продукции (товаров, работ, услуг). Однако для целей налогообложения в соответствии с подп. 1.6 п. 1 ст. 131 Налогового кодекса РБ они не могут быть включены в состав затрат, учитываемых при налогообложении, так как будут являться "затратами на командировки, произведенными сверх норм, установленных в порядке, определенном Трудовым кодексом Республики Беларусь".
Пример 1. Расчет суточных при закрепленной норме суточных в размере 40 %
Водитель-международник командирован в Германию для перевозки груза по маршруту Гомель (РБ) – Дрезден (Германия).
В локальном нормативном правовом акте организации предусмотрена выплата суточных водителям, осуществляющим международные автомобильные перевозки грузов, в размере 40 %.
Установленная норма суточных для Германии – 40 евро в сутки.
В данной ситуации за каждый день нахождения в пути (после пересечения границы и до въезда в Республику Беларусь, когда суточные будут возмещаться по нормам, установленным при командировании в пределах Республики Беларусь) водителю должны будут возмещаться суточные в размере 16 евро за каждые сутки (40 × 40 %).
Суточные в полном объеме могут быть включены в себестоимость продукции (работ, услуг) и в состав затрат, учитываемых при определении облагаемой налогом прибыли.
Пример 2. Расчет суточных при закрепленной норме суточных в размере 100 %
В локальном нормативном правовом акте организации предусмотрена выплата суточных водителям, осуществляющим международные автомобильные перевозки грузов, в размере 100 % общеустановленной нормы суточных. С учетом данных примера 1 в таком случае за каждый день нахождения в пути (за исключением периода до пересечения границы и после въезда в Республику Беларусь, когда суточные будут возмещаться по нормам, установленным при командировании в пределах Республики Беларусь) водителю следует возмещать суточные в размере 40 евро за каждые сутки.
Суточные в полном объеме могут быть включены в себестоимость продукции (работ, услуг) и в состав затрат, учитываемых при определении облагаемой налогом прибыли.
Пример 3. Расчет суточных при закрепленной норме в размере более общеустановленной величины
В локальном нормативном правовом акте организации предусмотрена выплата суточных водителям, осуществляющим международные автомобильные перевозки грузов, в размере 120 % от общеустановленной нормы суточных. С учетом данных примера 1 в этой ситуации за каждый день нахождения в пути (после пересечения границы и до въезда в Республику Беларусь, когда суточные будут возмещаться по нормам, установленным при командировании в пределах Республики Беларусь) водителю следует возмещать суточные в размере 48 евро за каждые сутки.
Суточные в полном объеме могут быть включены в себестоимость продукции (работ, услуг).
При этом для целей налогообложения в состав затрат, учитываемых при определении облагаемой налогом прибыли, могут быть включены только суточные в размере 40 евро.
Оставшиеся 8 евро (48 – 40) включаются в состав затрат, неучитываемых при налогообложении.
Важно! Анализ практики работы организаций в Республике Беларусь, осуществляющих деятельность в области международных автомобильных перевозок грузов, показывает, что подавляющее большинство из них не пользуется нормой п. 2 постановления № 7 и возмещает своим водителям суточные в размере 100 % от общеустановленной нормы, т.е. не ухудшая их правового положения по сравнению с иными категориями работников.
Направление в служебную командировку сроком свыше 60 дней
Возмещение суточных при проезде по территории иностранного государства и за время пребывания командированного работника за границей 60 и менее дней осуществляется в размерах норм суточных, установленных законодательством Республики Беларусь для работников, направляемых в командировки (п. 20 Инструкции о порядке и условиях предоставления гарантий и компенсаций при служебных командировках за границу, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.07.2010 № 115; далее – Инструкция № 115). В случае нахождения работника в командировке за границей более 60 дней выплата суточных начиная с 61-го дня осуществляется в размерах норм суточных, установленных законодательством Республики Беларусь для работников загранучреждений Республики Беларусь и других категорий работников при командировках в пределах государства, где находится загранучреждение (п. 21 Инструкции № 115).
Помимо этого п. 2 постановления № 7 также определено, что работникам, направленным в служебную командировку продолжительностью свыше 60 дней в иностранные государства, в которых отсутствуют дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Беларусь (загранучреждения Республики Беларусь), оплата расходов за проживание вне места постоянного жительства (суточные) начиная с 61-го дня осуществляется в размере 70 % от установленной нормы. В число 60 дней, принимаемых для отсчета, будут входить как дни выбытия и проезда по территории Республики Беларусь и иных иностранных государств, так и дни фактического пребывания в стране командирования.
Данные правила распространяются и на водителей, осуществляющих международные перевозки грузов.
Пример 4. Расчет суточных с учетом срока командировки более 60 дней (в стране командирования есть загранучреждение Республики Беларусь)
Водитель-международник был командирован в Данию (страна, в которой есть загранучреждение Республики Беларусь) с целью доставки груза по маршруту Минск (РБ) – Копенгаген (Дания) сроком на 65 дней.
Локальным нормативным правовым актом предусмотрено возмещение суточных в размере 100 % от общеустановленной нормы.
Установленная норма суточных для Дании – 41 евро.
Возмещение суточных будет осуществляться в следующих размерах:
– с 1-го по 60-й день командировки – исходя из размера суточных в сумме 41 евро;
– с 61-го по 65-й день командировки – исходя из размера суточных в сумме 27 евро (норма суточных, установленная постановлением № 7 для работников загранучреждений Республики Беларусь и других категорий работников при краткосрочных командировках в пределах государства, где находится загранучреждение).
Пример 5. Расчет суточных с учетом срока командировки более 60 дней (в стране командирования нет загранучреждения Республики Беларусь)
Водитель-международник был командирован в Андорру (страна, в которой отсутствует загранучреждение Республики Беларусь) с целью доставки груза по маршруту Минск (РБ) – Андорра-ла-Велья (Андорра) сроком на 70 дней.
Локальным нормативным правовым актом предусмотрено возмещение суточных в размере 100 % от общеустановленной нормы.
Установленная норма суточных для Андорры – 60 швейцарских франков.
Возмещение суточных будет осуществляться в следующих размерах:
– с 1-го по 60-й день командировки – исходя из размера суточных в сумме 60 швейцарских франков;
– с 61-го по 70-й день командировки – исходя из размере суточных в сумме 42 швейцарских франка – 70 % от установленной нормы суточных (60 × 70 %).
При расчете суточных водителям-международникам имеет значение дата пересечения государственной границы Республики Беларусь
Еще одним отличием возмещения суточных водителям-международникам от порядка возмещения суточных иным работникам (направленным в командировку на железнодорожном транспорте, автобусе, самолете и т.п.) является правило о том, что суточные в иностранной валюте по нормам страны командирования возмещаются только с учетом времени после пересечения границы Республики Беларусь.
Так, возмещение суточных за время пребывания командированного работника за границей производится в иностранной валюте с включением дня отъезда из Республики Беларусь и дня прибытия в Республику Беларусь по нормам, установленным для государства, в которое направлен работник в командировку (п. 22 Инструкции № 115).
При этом п. 22 Инструкции № 115 дополнительно определено, что для водителей-международников и лиц, командированных вместе с ними, днем отъезда (выбытия) из Республики Беларусь и днем прибытия в Республику Беларусь считаются дни пересечения Государственной границы Республики Беларусь.
Пример 6. Расчет суточных с учетом времени пересечения границы
Водитель организации был командирован для доставки груза из Могилева в Варшаву (Польша) с 1 по 12 июня 2014 г.
1 и 2 июня 2014 г. он находился на территории Республики Беларусь (осуществлялась погрузка груза); 3 июня водитель выехал из Могилева по направлению к Польше для доставки груза, границу пересек 4 июня 2014 г.
Возвратился в Республику Беларусь (пересек границу РБ) 12 июня 2014 г.
Суточные за период нахождения на территории Республики Беларусь до дня выезда, в частности за 1, 2 и 3 июня 2014 г., будут возмещены в размере 60 000 руб. (норма суточных, установленная при командировании в пределах Республики Беларусь).
Суточные за период с 5 по 12 июня 2014 г. будут возмещены по нормам Польши (35 долл. США).
Примечание: с 18 июня 2014 г. норма суточных для Польши – 50 долл. США в сутки.
Командировка в несколько иностранных государств с транзитом через Республику Беларусь
Специфической особенностью работы водителей-международников являются перевозки по сложным маршрутам (одновременно в несколько стран, а также осуществление транзитных перевозок, в т.ч. через территорию Республики Беларусь).
Так, при командировании водителей-международников, и лиц, командированных вместе с ними, в несколько иностранных государств с транзитом через Республику Беларусь возмещение суточных следует производить:
– за время следования по территории государств – участников СНГ – в иностранной валюте с включением дня отъезда из Республики Беларусь и дня прибытия в Республику Беларусь по нормам, установленным для государства – участника СНГ, в которое направлен работник в командировку;
– за время следования по территории других иностранных государств – в иностранной валюте с включением дня отъезда из Республики Беларусь и дня прибытия в Республику Беларусь по нормам, установленным для того государства, в которое работник направлен в командировку;
– в случае, если день прибытия в Республику Беларусь совпадает с днем отъезда из Республики Беларусь, возмещение суточных производится в иностранной валюте по нормам, установленным для того государства, из которого прибыл работник (п. 22 Инструкции № 115).
По разъяснениям специалистов Минтруда и соцзащиты РБ, требования п. 22 Инструкции № 115 означают, что при командировании водителя-международника, например, по маршруту Германия – Российская Федерация транзитом через Беларусь при выезде из Германии для выполнения задания в России суточные с момента выезда из Германии до въезда на территорию Республики Беларусь, включая день прибытия в Беларусь, возмещаются по нормам Германии и по нормам Российской Федерации – при выезде из Республики Беларусь на территорию России, включая день выезда из Республики Беларусь в Российскую Федерацию. За время следования по территории Республики Беларусь суточные возмещаются по нормам, установленным для возмещения суточных при командировках в пределах Республики Беларусь.
Пример 7. Расчет суточных с проездом транзитом по Республике Беларусь (день въезда и выезда из Беларуси совпадают)
Водитель был командирован для доставки груза из Германии в Российскую Федерацию с 1 по 10 июня 2014 г.
Направляясь в Германию для загрузки, водитель пересек границу Республики Беларусь (РБ – Польша) 2 июня 2014 г.
4 июня 2014 г. водитель загрузился в Германии и отправился в Российскую Федерацию.
6 июня 2014 г. въехал на территорию Республики Беларусь (пересек границу Польша – РБ) и 6 июня выехал из Республики Беларусь (пересек границу РБ – РФ).
8 июня 2014 г. водитель доставил груз грузополучателю на территории Российской Федерации.
9 июня 2014 г. въехал на территорию Республики Беларусь (пересек границу РФ – РБ).
10 июня 2014 г. водитель возвратился на предприятие.
В рассматриваемом случае суточные должны быть возмещены следующим образом:
– за 1 июня 2014 г. – в размере 60 000 бел. руб. (норма суточных для командировок в пределах Республики Беларусь);
– за период со 2 по 6 июня 2014 г. – в размере 40 евро (норма суточных, установленная для Германии);
– за период с 7 по 9 июня 2014 г. – в размере 30 долл. США (норма суточных, установленная для Российской Федерации);
– за 10 июня 2014 г. – в размере 60 000 бел. руб. (норма суточных для командировок в пределах Республики Беларусь).
Пример 8. Расчет суточных с проездом транзитом по Республике Беларусь (дни въезда и выезда из Республики Беларусь не совпадают)
Водитель был командирован для доставки груза из Германии в Российскую Федерацию с 1 по 10 июня 2014 г.
Направляясь в Германию для загрузки, водитель пересек границу Республики Беларусь (РБ – Польша) 2 июня 2014 г.
4 июня 2014 г. водитель загрузился в Германии и отправился в Российскую Федерацию.
5 июня 2014 г. въехал на территорию Республики Беларусь (пересек границу Польша – РБ) и 7 июня выехал из Республики Беларусь (пересек границу РБ – РФ).
8 июня 2014 г. водитель доставил груз грузополучателю на территории Российской Федерации.
9 июня 2014 г. въехал на территорию Республики Беларусь (пересек границу РФ – РБ).
10 июня 2014 г. водитель возвратился на предприятие.
В данной ситуации суточные должны быть возмещены следующим образом:
– за 1 июня 2014 г. – в размере 60 000 бел. руб. (норма суточных для командировок в пределах Республики Беларусь);
– за период со 2 по 5 июня 2014 г. – в размере 40 евро (норма суточных, установленная для Германии);
– за 6 июня 2014 г. – в размере 60 000 бел. руб. (норма суточных для командировок в пределах Республики Беларусь);
– за период с 7 по 9 июня 2014 г. – в размере 30 долл. США (норма суточных, установленная для Российской Федерации);
– за 10 июня 2014 г. – в размере 60 000 бел. руб. (норма суточных для командировок в пределах Республики Беларусь).
Комментарий эксперта
Детальный анализ нормы п. 22 Инструкции № 115 не вполне позволяет сделать вывод о порядке возмещения нормы суточных, рассмотренном в вышеприведенных примерах, которые основаны на разъяснении порядка применения норм Инструкции № 115 специалистами Минтруда и соцзащиты РБ.
В частности, в соответствии с п. 22 Инструкции № 115 возмещение суточных при проезде по территории иностранного государства осуществляется исходя из нормы суточных, установленных для государства, в которое работник направлен в командировку.
С учетом вышеизложенного при командировании водителя по сложному маршруту, например, Бельгия – Нидерланды – Германия – Российская Федерация (на последнем участке осуществляется загрузка груза в Германии и его доставка в Российскую Федерацию транзитом через территорию Республики Беларусь), страной, в которую работник направлен в командировку, будет страна, в которую он едет на каждом из этапов выполнения задания:
– на участке Республика Беларусь – Бельгия страна командирования – Бельгия;
– на участке Бельгия – Нидерланды страна командирования (в которую направлен водитель) – Нидерланды;
– на участке Нидерланды – Германия страна командирования – Германия;
– на участке Германия – Россия страна командирования – Россия.
Соответственно исходя из требований п. 22 Инструкции № 115 при следовании по участку маршрута Германия – Россия страной командирования будет являться Россия, а значит, возмещение суточных следовало бы осуществлять исходя из нормы суточных, установленных для Российской Федерации.
Отдельные организации в целях избежания претензий со стороны контролирующих органов в подобных ситуациях оформляют 2 факта командировки (например, Германия – Минск (забрать груз) и Минск – Москва (доставить груз)).
Решение вопроса о применении нормы суточных (в рассматриваемой ситуации – Германия или Россия) имеет принципиальное значение, так как в случае применения норм Германии (нормы больше, чем нормы для Российской Федерации) и признания такого порядка неправомерным работники налоговых органов могут предъявить к организации требования о возмещении налогов вследствие неправомерного занижения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль и подоходному налогу, а в случае применения норм Российской Федерации, а не Германии, претензии могут быть предъявлены контролирующими сотрудниками Департамента государственной инспекции труда Минтруда и соцзащиты вследствие нарушения трудовых прав работников, так как фразы "страна, в которую направлен в командировку" и "страна, из которой прибыл" не являются равнозначными.
Выплата суточных в размере 50 %
При выезде в командировку и возвращении обратно в тот же день работнику выплачиваются суточные в иностранной валюте в размере 50 % от нормы, установленной для государства, в которое направлен работник в командировку.
Данная норма распространяется также и на водителей-международников.
Пример 9. Расчет суточных при однодневной командировке
Водитель был командирован для доставки груза по маршруту Витебск (РБ) – Смоленск (РФ) на 1 день – 17 июня 2014 г.
В соответствии с Инструкцией № 115 суточные за этот день будут выплачены ему в размере 15 долл. США (30 долл. США ×50 %).
Если командировка составляет более 1 дня, то суточные в иностранной валюте выплачиваются в размере 100 % от установленной нормы, в т.ч. и в случае, если день выезда из Республики Беларусь совпадает с днем возвращения в Республику Беларусь.
Пример 10. Расчет суточных в случае, когда день выезда из Республики Беларусь совпадает с днем возвращения
Водитель был командирован для доставки груза по маршруту Витебск (РБ) – Каунас (Литва) сроком на 2 дня – с 19 по 20 июня 2014 г.
Фактически водитель выехал из Республики Беларусь (пересек границу РБ) 20 июня 2014 г. и 20 июня 2014 г. вернулся в Республику Беларусь.
В соответствии с Инструкцией № 115 суточные будут выплачены в следующем размере:
– за 19 июня 2014 г. – в размере 60 000 бел. руб.,
– за 20 июня 2014 г. – в размере 30 евро (установленная норма суточных для Литвы в размере 100 %).
Временная остановка в пути следования: как рассчитать суточные
Еще одной отличительной особенностью возмещения суточных водителям-международникам является тот факт, что в случае временной остановки в пути следования применяемая норма суточных зависит от страны назначения и не зависит от времени (продолжительности) остановки на территории транзитных государств (п. 27 Инструкции № 115).
Пример 11. Расчет суточных за время остановки в пути
Водитель был командирован для доставки груза по маршруту Минск (РБ) – Дрезден (Германия) сроком на 10 дней с 1 по 10 июня 2014 г.
Водитель выехал из Республики Беларусь (пересек границу РБ – Польша) 1 июня 2014 г.
1 и 2 июня 2014 г. водитель пробыл на территории Польши (остановка в пути более 12 ч) и 2 июня 2014 г. выехал по направлению в Германию.
Возвратился в Республику Беларусь он 10 июня 2014 г.
В соответствии с Инструкцией № 115 суточные за все дни будут выплачены водителю в размере 40 евро (норма суточных для Германии).
Возмещение суточных в случае наличия нескольких точек командирования
На практике организации при возмещении суточных водителям-международникам сталкиваются с некоторыми трудностями, вызванными тем, что в ряде случаев водитель одновременно имеет несколько точек командирования (везет сборный груз в несколько стран, забирает обратный груз и везет его в Беларусь либо транзитом через Республику Беларусь в Российскую Федерацию и иные страны, останавливается в пути, ночуя в автомашине, и т.п.).
При командировании водителей-международников одновременно в несколько стран пункт назначения (пункт командирования) следует определять на каждом из отрезков пути. Иными словами, норма возмещения суточных должна определяться с учетом страны назначения, в которой будет первая остановка для разгрузки (либо загрузки) груза.
При этом пункт возвращения в Республику Беларусь пунктом командирования считаться не будет, поэтому необходимо применять норму возмещения расходов страны командирования последнего места разгрузки (либо загрузки) груза.
Для более ясного понимания рассмотрим возникающие ситуации на конкретном практическом примере. Для сравнения расчетов примем срок командировки 15 дней, дату выезда – 1 июня 2014 г., дату возвращения – 15 июня 2014 г.
Пример 12. Расчет суточных при международной перевозке грузов одновременно в несколько стран
Водитель организации был командирован в Германию для доставки груза из Республики Беларусь в Германию, а также для загрузки в Германии и доставки нового груза в Российскую Федерацию транзитом через Республику Беларусь.
Маршрут движения: г. Минск (загрузка) – Германия (разгрузка) – Германия (загрузка) – г. Минск (транзит) – Россия (разгрузка) – г. Минск (возвращение, порожний).
Расчет суточных см. в таблице:
Отметим, что еще одним сложным вопросом при определении нормы возмещения суточных является определение даты выезда в направлении пункта командирования, периода разгрузки (загрузки), пересечения границ и т.п.
В данной ситуации могут быть использованы любые документы, подтверждающие направление движения водителя и его нахождение на территории того или иного государства, в котором находится соответствующий пункт командирования: путевой лист, чеки АЗС, документы, подтверждающие уплату сборов за движение по платным дорогам, приобретение страховых полисов, необходимых для участия в дорожном движении на территории определенных государств, тахограммы, квитанции гостиниц либо иных мест проживания, отчет водителя о выполнении задания по зарубежной командировке и т.п.