Министерство по налогам и сборам по вопросу порядка налогообложения услуг по экспертизе проектно-сметной документации (ПСД) разъясняет.
Согласно пункту 1 статьи 93 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – Кодекс) объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 126 Кодекса объектом обложения налогом на прибыль признается валовая прибыль. Для белорусских организаций валовая прибыль определяется как сумма прибыли от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов, уменьшенных на сумму внереализационных расходов.
Сумма прибыли от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав определяется как положительная (отрицательная) разница между выручкой от их реализации, уменьшенной на суммы налогов и сборов, уплачиваемых из выручки, и затратами по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемыми при налогообложении. Выручка от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав отражается на дату признания ее в бухгалтерском учете независимо от даты проведения расчетов по ним с соблюдением принципа (метода) начисления в порядке, установленном законодательством и (или) закрепленном в соответствии с ним в учетной политике организации (пункты 1, 4 статьи 127 Кодекса).
На основании пунктов 1 и 2 статьи 130 Кодекса затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете. Они определяются на основании документов бухгалтерского учета (при необходимости посредством проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета в рамках ведения налогового учета) и отражаются в том налоговом периоде, к которому они относятся (принцип начисления), независимо от времени (срока) оплаты (предварительная или последующая) с учетом особенностей, установленных пунктом 2 статьи 130 Кодекса.
Согласно пункту 15 Положения о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных, архитектурных и строительных проектов, обоснований инвестирования в строительство, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.10.2008 № 1476 (в редакции, действовавшей до 09.06.2011), архитектурные и строительные проекты, разработанные для юридических лиц, представляются на государственную экспертизу проектными организациями.
Согласно пункту 15 Положения о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, обоснований инвестирования в строительство, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них этапов работ, очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации), утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.10.2008 № 1476 (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 01.06.2011 № 687, действовавшей с 09.06.2011), архитектурные и строительные проекты, выделяемые в них этапы работ, очереди строительства, пусковые комплексы и сметы (сметная документация), разработанные для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иностранных инвесторов, представляются на государственную экспертизу разработчиками проектной документации, если иное не предусмотрено договором на ее разработку, разработанные для физических лиц, – физическим лицом – заказчиком разработки документации, если иное не предусмотрено договором на ее разработку.
С 1 апреля 2014 года в отношении договоров на выполнение проектных работ, заключаемых с 1 апреля 2014 года, вступили в силу Правила заключения и исполнения договоров подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и (или) ведение авторского надзора за строительством, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 апреля 2014 г. № 297 (далее – Правила). Согласно пункту 29 Правил генеральный подрядчик обязан передать заказчику проектную документацию, согласованную в установленном порядке и прошедшую государственную экспертизу.
Одновременно согласно пункту 15 Положения о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации), утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.10.2008 № 1476 (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 01.04.2014 № 301, действующей с 01.04.2014), архитектурные и строительные проекты, выделяемые в них очереди строительства, пусковые комплексы и сметы (сметная документация), разработанные для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иностранных инвесторов, представляются на государственную экспертизу заказчиками, застройщиками или разработчиками проектной документации в соответствии с договором на ее разработку, разработанные для физических лиц, – физическим лицом – заказчиком разработки документации, если иное не предусмотрено договором на ее разработку.
С учетом вышеизложенного, если из договора на выполнение проектных работ (независимо от периода) следует, что передача проектной документации на государственную экспертизу будет осуществляться генеральным подрядчиком (проектировщиком), то понесенные генпроектной организацией расходы на проведение экспертизы ПСД включаются генпроектной организацией в затраты для целей исчисления налога на прибыль, а предъявленный в составе стоимости приобретенных работ по экспертизе ПСД НДС включается генпроектной организацией в состав налоговых вычетов с учетом положений пункта 6 статьи 107 Кодекса. Предъявленная заказчику стоимость работ по экспертизе ПСД включается у генпроектной организации в выручку от реализации товаров, работ (услуг), имущественных прав, а также в налоговую базу НДС, поскольку является платой за оказанные ею услуги заказчику.
Если договором на выполнение проектных работ предусмотрено, что проектная документация представляется на экспертизу организацией-заказчиком, то договор с органами государственной экспертизы заключается заказчиком и услуги экспертизы оплачиваются непосредственно заказчиком. В этом случае расчеты между проектировщиком и заказчиком по оплате услуг организаций, проводящих экспертизу, не возникают. Как следует из положений приведенных выше нормативных правовых актов, соответствующий порядок передачи проектно-сметной документации на экспертизу (т.е. организацией-заказчиком) возможно было применять по договорам на выполнение проектных работ, заключенным с 09.06.2011.
Направляется для руководства и использования в работе.
Заместитель Министра Э.А. Селицкая
Письмо опубликовано 27 октября 2015 г. на портале МНС http://www.nalog.gov.by/ru/.