Ставка НДС 0 % по ремонту иностранных транспортных средств
С 2015 г. введена нулевая ставка НДС при реализации работ (услуг) по ремонту, техническому обслуживанию зарегистрированных в иностранных государствах транспортных средств, выполняемых на территории Республики Беларусь авторизованными сервисными центрами для иностранных организаций или физических лиц, за исключением граждан РБ.
Важно! Следует учесть, что это положение применяют к работам (услугам), выполненным (оказанным) с 1 января 2015 г. до 1 января 2018 г.
Для целей применения нулевой ставки НДС при реализации этих работ (услуг) введен ряд определений.
Справочно: под авторизованным сервисным центром понимают юридическое лицо РБ, заключившее с заводом – изготовителем транспортных средств или его официальным представителем договор, предусматривающий право гарантийного обслуживания (ремонта) транспортных средств, либо договор о сервисном партнерстве (сервисный договор).
К транспортным средствам относят зарегистрированные в иностранных государствах транспортные средства:
– категории M3 – транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие помимо места водителя более 8 мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 т;
– категории N2 – транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 т, но не более 12 т;
– категории N3 – транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу более 12 т;
– категории О3 – прицепы, технически допустимая максимальная масса которых свыше 3,5 т, но не более 10 т;
– категории О4 – прицепы, технически допустимая максимальная масса которых более 10 т.
Основанием для применения нулевой ставки налога при реализации таких работ (услуг) является наличие у плательщика необходимых документов.
Справочно: такими документами являются:
– договор (контракт) с заводом – изготовителем транспортных средств или его официальным представителем, предусматривающий право гарантийного обслуживания (ремонта) транспортных средств, либо договор о сервисном партнерстве (сервисного договора);
– договор (контракт), заключенный плательщиком со страховой организацией либо с иностранной организацией или физическим лицом, за исключением гражданина Республики Беларусь, на выполнение работ, оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию зарегистрированного в иностранном государстве транспортного средства;
– документ, по которому поврежденное транспортное средство иностранной организации или физического лица, за исключением гражданина РБ, направлено страховой организацией плательщику для выполнения восстановительного ремонта;
– копия свидетельства о регистрации в иностранном государстве транспортного средства или иного регистрационного документа иностранного государства на транспортное средство;
– документ, подтверждающий факт выполнения работ, оказания услуг плательщиком по ремонту, техническому обслуживанию зарегистрированного в иностранном государстве транспортного средства, относящегося к категории M3, N2, N3, О3 или О4;
– реестр документов, подтверждающих выполнение работ, оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию зарегистрированных в иностранных государствах транспортных средств (представляется плательщиком в налоговый орган по месту постановки на учет одновременно с налоговой декларацией (расчетом) по налогу на добавленную стоимость). Форму и порядок заполнения реестра документов, подтверждающих выполнение работ, оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию зарегистрированных в иностранных государствах транспортных средств, утверждает МНС.
Расширено применение налоговых ставок НДС
Законом предусмотрено применение ставки НДС в том же размере, в каком она применяется при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, не только в части сумм увеличения налоговой базы, установленных в п. 18 ст. 98 НК, но и в части увеличения на суммы, указанные в части второй п. 6 и части второй п. 7 ст. 97 НК.
Справочно: в случаях, когда момент фактической реализации предшествовал дате определения величины обязательства, в налоговую базу включают (из налоговой базы исключают) сумму разницы, возникающей между подлежащей уплате суммой в белорусских рублях и суммой налоговой базы, определенной в белорусских рублях на момент фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав. Указанную сумму разницы включают (исключают) в том отчетном периоде, в котором получена плата за товары (работы, услуги), имущественные права, а в случае прекращения обязательства по иным основаниям – в котором прекращено обязательство (полностью или в соответствующей части).
В случаях, когда момент фактической реализации предшествовал дате определения величины обязательства, в налоговую базу включают (из налоговой базы исключают) сумму разницы, возникающей между суммой в белорусских рублях, исчисленной путем пересчета подлежащей уплате суммы в иностранной валюте по официальному курсу Нацбанка, и суммой налоговой базы в белорусских рублях, определенной на момент фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав. Пересчет подлежащей уплате суммы в иностранной валюте и включение (исключение) разницы производят в том отчетном периоде, в котором получена плата за товары (работы, услуги), имущественные права, а в случае прекращения обязательства по иным основаниям – в котором прекращено обязательство (полностью или в соответствующей части) (часть вторая п. 6 и часть вторая п. 7 ст. 97 НК).
Пример 1. Увеличение налоговой базы при оплате товара, когда изменился курс иностранной валюты после отгрузки
Белорусская организация отгрузила товар, облагаемый по ставке 10 %, на сумму 2 000 долл. США. Согласно договору предусмотрена оплата в белорусских рублях по курсу Нацбанка на день оплаты. Стоимость товара в белорусских рублях покупатель оплатил после отгрузки, при этом курс иностранной валюты повысился в сравнении с днем отгрузки на 300 руб.
Продавец товара должен увеличить налоговую базу в белорусских рублях для исчисления НДС на 600 000 руб. (2 000 × 300) и применить к этой сумме ставку НДС в размере 10 %.
Вступление Беларуси в ЕврАзЭС отразилось и в нормах НК
Рассмотрим, что изменилось в НК в связи со вступлением Беларуси в Евразийский экономический союз (далее – ЕврАзЭС) с 1 января 2015 г. и приведением его норм в соответствие с Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе; далее – Протокол) |*|.
* Материал об экспорте товаров в Россию и Казахстан доступен для всех читателей GB.BY
Согласно Протоколу для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов налогоплательщиком государства – члена ЕврАзЭС, с территории которого вывезены товары, в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией представляют заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное по форме, предусмотренной отдельным международным межведомственным договором, с отметкой налогового органа государства – члена ЕврАзЭС, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств) (далее – заявление) (на бумажном носителе в оригинале или в копии по усмотрению налоговых органов государств – членов ЕврАзЭС) либо перечень заявлений (на бумажном носителе или в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика) (подп. 3 п. 4 разд. II).
Налогоплательщик включает в перечень заявлений реквизиты и сведения из тех заявлений, информация о которых поступила в налоговый орган в форме, предусмотренной отдельным международным межведомственным договором.
Форма перечня заявлений, порядок ее заполнения и формат определяются нормативными правовыми актами налоговых органов государств – членов ЕврАзЭС либо иными нормативными правовыми актами государств – членов ЕврАзЭС.
Эти положения в части перечня заявлений нашли отражение в ст. 102 НК. Также определено, что форму и порядок заполнения перечня заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, являющегося приложением к налоговой декларации (расчету) по налогу на добавленную стоимость, утверждает МНС.
Изменение налоговой базы у подрядчиков повлекло изменения в выделении сумм НДС
В связи с тем что с 2015 г. изменился порядок определения налоговой базы у подрядчиков, выполняющих строительные и проектные работы с привлечением субподрядчиков, часть пятая п. 7 ст. 105 НК изложена в новой редакции.
С 2015 г. установлено, что при ведении заказчиком (застройщиком) строительства в интересах третьих лиц (в т.ч. дольщиков) и передаче третьему лицу (в т.ч. дольщику) по окончании строительства фактически произведенных затрат по строительству объекта заказчиком (застройщиком) в пределах суммы договора с третьим лицом (в т.ч. дольщиком) выделяются суммы НДС по товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным (ввезенным) заказчиком (застройщиком) для ведения строительства в интересах третьих лиц (в т.ч. дольщиков) и не являющимся вложениями в долгосрочные активы заказчика (застройщика).
Выделение заказчиком (застройщиком) сумм НДС третьему лицу (в т.ч. дольщику) производится:
– при указании заказчику (застройщику) этих сумм налога в первичных учетных документах продавцами таких товаров (работ, услуг), имущественных прав;
– уплате этих сумм налога заказчиком (застройщиком) при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь;
– исчислении заказчиком (застройщиком) и уплате в бюджет этих сумм налога при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах РБ.
Предоплата в валюте: налоговый вычет определяем по-новому
Рассмотрим поправки, внесенные в ст. 107 "Налоговые вычеты и порядок их применения" НК.
1. Сумма НДС, исчисленная и уплаченная в бюджет при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах РБ, отнесена в состав сумм НДС, предъявленных при приобретении на территории Республики Беларусь товаров (работ, услуг), имущественных прав |*|.
* Материал об основных правилах вычета сумм НДС, уплаченных в бюджет при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах РБ, доступен для подписчиков электронного "ГБ"
2. Порядок определения налоговых вычетов при приобретении на территории Республики Беларусь у плательщиков НДС товаров (работ, услуг), имущественных прав за иностранную валюту не претерпел изменений, за исключением осуществления предварительной оплаты при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав за иностранную валюту.
При приобретении с 1 января 2015 г. на территории Республики Беларусь у плательщиков налога товаров (работ, услуг), имущественных прав за иностранную валюту по договорам, предусматривающим расчеты в иностранной валюте, на условиях предварительной оплаты, аванса, задатка подлежащую вычету сумму НДС определяют по официальному курсу белорусского рубля к соответствующей иностранной валюте, установленному Нацбанком:
– на 31 декабря 2014 года, – в части стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, равной сумме предварительной оплаты, аванса, задатка, произведенной до 1 января 2015 г.;
– дату перечисления предварительной оплаты, аванса, задатка, – в части стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, равной сумме предварительной оплаты, аванса, задатка, произведенной с 1 января 2015 г.;
– дату принятия товаров к учету, – в остальной части стоимости товаров;
– указанную в первичном учетном документе дату выполнения работ (оказания услуг), – в остальной части стоимости работ (услуг);
– определенную договором дату наступления срока исполнения обязательства по оплате за приобретаемые имущественные права, – в остальной части стоимости имущественных прав.
Пример 2. Принятие на вычеты НДС в условиях предоплаты за товар
Организация приобретает товары на территории Республики Беларусь за иностранную валюту на условиях полной предварительной оплаты. Предоплата в полном объеме произведена 30 декабря 2014 г. Товары приняты к учету 6 января 2015 г.
Подлежащую вычету сумму НДС в белорусских рублях определяют по официальному курсу белорусского рубля к соответствующей иностранной валюте, установленному Нацбанком на 31 декабря 2014 г.
3. В связи с тем что с 2015 г. исключена особенность определения налоговой базы при реализации строительных и проектных работ с привлечением субподрядчиков, из состава сумм НДС, не подлежащих вычету, также исключены суммы НДС, предъявленные подрядчику при приобретении строительных работ (включая проектные работы), выполненных субподрядчиками, стоимость которых не включается в налоговую базу у подрядчика
4. С 2015 г. при реализации объектов незавершенного капитального строительства, имевшихся на балансе на 1 января 2000 г., отсутствует возможность самостоятельного выделения сумм НДС для последующего их вычета.
Напомним, что до 2015 г. плательщики имели такое право. Выделение суммы НДС для вычета осуществлялось расчетным путем исходя из балансовой стоимости объектов незавершенного капитального строительства на 1 января 2000 г. и ставки НДС в размере 20 %, деленной на 120 %.
5. С 2015 г. иностранная организация, состоящая на учете в нескольких налоговых органах РБ в связи с осуществлением на территории Республики Беларусь деятельности, рассматриваемой в соответствии со ст. 139 НК как деятельность через постоянное представительство, имеет право самостоятельно выбрать постоянное представительство, по месту нахождения которого она будет в целом по всем объектам обложения НДС, относящимся ко всем ее постоянным представительствам, находящимся на территории Республики Беларусь, представлять в налоговый орган налоговую декларацию (расчет) по налогу на добавленную стоимость.
Справочно: о своем выборе иностранная организация уведомляет каждый налоговый орган РБ, в котором она состоит на учете. Уведомление осуществляется на бумажном носителе или по установленным форматам в виде электронного документа в срок не позднее 10 рабочих дней с даты получения извещения о присвоении учетного номера плательщика – иностранной организации при втором и последующих обращениях иностранной организации в налоговый орган для регистрации второй и последующих форм присутствия иностранной организации на территории Республики Беларусь.
Принятое иностранной организацией решение об этом выборе изменению в течение текущего налогового периода не подлежит за исключением случаев:
– включения в Государственный реестр плательщиков (иных обязанных лиц) второго и последующих ее постоянных представительств в Республике Беларусь;
– прекращения иностранной организацией деятельности на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, по месту нахождения которого осуществлялось представление налоговой декларации (расчета) по НДС.
В случае прекращения иностранной организацией деятельности на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, по месту нахождения которого осуществлялось представление налоговой декларации (расчета) по НДС, новое уведомление представляют в налоговые органы не позднее 5 рабочих дней до наступления ближайшего установленного законодательством срока представления налоговой декларации (расчета) по НДС.
Форму и формат такого уведомления устанавливает МНС.