От чего зависит периодичность плановых проверок
Плановые проверки в отношении организаций, их обособленных подразделений, имеющих учетный номер плательщика, представительств иностранных организаций, индивидуальных предпринимателей:
– у которых имеются факты нарушения законодательства, – проводятся не чаще 1 раза в 3 года;
– не имеющих фактов нарушений законодательства, – могут проводиться не чаще 1 раза в 5 лет.
При проведении проверок страхователей Белгосстрах руководствуется:
– Положением о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530 (далее – Положение о страховой деятельности);
– Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее – Указ № 510).
Справочно: форма государственной статистической отчетности 1-страхование (Белгосстрах) «Отчет о средствах по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» |*| и указания по ее заполнению утверждены постановлением Белстата от 12.09.2014 № 159.
* Информация об исправлении ошибок в отчете в Белгосстрах доступна для подписчиков электронного «ГБ»
Плановая проверка проводится только при условии включения ее в координационный план
Если по результатам проведенной Белгосстрахом или его обособленным подразделением плановой проверки нарушений законодательства проверяемым субъектом не установлено, следующую плановую проверку этого субъекта Белгосстрах или его обособленное подразделение назначает не ранее чем через 5 лет.
Запрещается проведение плановых проверок страхователей в течение 2 лет со дня:
– государственной регистрации – организаций (кроме созданных в порядке реорганизации), индивидуальных предпринимателей;
– присвоения учетного номера плательщика – обособленных подразделений организаций;
– создания – представительств иностранных организаций (п. 4 Указа № 510).
Плановая проверка проводится только при условии включения ее в координационный план, который формируется на основании представленных государственными органами сводных планов проверок в соответствии с Порядком составления и исполнения координационных планов контрольной (надзорной) деятельности, утвержденным приказом КГК Республики Беларусь от 28.10.2009 № 94.
Включение страхователя в план проверок осуществляется, как правило, только при наличии у Белгосстраха сведений, свидетельствующих о допущенных или допускаемых страхователем нарушениях законодательства. В план проверок могут включаться проверки страхователей, использовавших средства по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на страховые выплаты страхователей, систематически (2 и более раза) представивших отчетность Белгосстраху с нарушением установленного срока.
Информирование страхователя о проверке
О назначении плановой проверки проверяемый субъект должен быть письменно уведомлен не позднее чем за 10 рабочих дней и 3 календарных дня до начала ее проведения (уведомление, направленное по последнему известному месту нахождения (жительства) проверяемого субъекта, считается полученным им по истечении 3 дней со дня его направления).
Плановая проверка проверяемого субъекта проводится за 3 календарных года, предшествующих году, в котором принимается решение о назначении проверки.
Срок проведения плановой проверки
Плановая проверка проводится на основании предписания на проведение проверки.
Срок проведения плановой проверки не может превышать:
– у индивидуальных предпринимателей – 15 рабочих дней;
– иных проверяемых субъектов – 30 рабочих дней.
Конкретный срок проведения плановой проверки страхователя определяется исходя из объема проверки с учетом особенностей проверяемого страхователя (численность застрахованных и др.).
Что является предметом проверки
Во время плановой проверки проверяется:
1. Соблюдение формы отчетности перед Белгосстрахом. Несоблюдение формы отчетности влечет признание ее недействительной (полученный документ не может быть признан отчетностью перед Белгосстрахом).
2. Соблюдение требований по представлению отчетности в виде электронного документа. Несоблюдение требований влечет признание отчетности не представленной.
Справочно: страхователи, являющиеся юридическими лицами, обособленными подразделениями юридических лиц, представительствами иностранных организаций, со средней численностью застрахованных за отчетный период 50 и более человек, обязаны представлять отчетность (кроме отчетности в связи с ликвидацией или реорганизацией) только в виде электронного документа с использованием средств электронной цифровой подписи, полученных при регистрации в качестве абонента удостоверяющего центра республиканского унитарного предприятия «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» или абонента республиканского удостоверяющего центра Государственной системы управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи Республики Беларусь республиканского унитарного предприятия «Национальный центр электронных услуг».
3. Соблюдение установленного законодательством срока представления отчетности в Белгосстрах |*|.
* Информация о порядке наложения штрафа за несвоевременное представление отчетности в Белгосстрах доступна для подписчиков электронного «ГБ»
Справочно: отчетность в Белгосстрах должна быть представлена в следующие сроки:
– отчетность за год – не позднее 25 января;
– отчетность в связи с ликвидацией или реорганизацией – не позднее 15 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.
4. Достоверность представленной отчетности в Белгосстрах. Отчетность в Белгосстрах является недостоверной, если имеются расхождения между статистическими показателями, указанными в ее соответствующих разделах, и показателями, установленными в результате проверки по данным первичных учетных документов.
Важно! За непредставление, несвоевременное представление, представление недостоверной отчетности в Белгосстрах страхователь уплачивает страховщику штраф в размере 10 базовых величин (БВ) (часть первая п. 275 Положения о страховой деятельности).
Если при проверке соблюдения порядка представления страхователем отчетности в Белгосстрах устанавливается, что нарушен срок ее представления и при этом отчетность является недостоверной, к страхователю применяется 1 штраф в размере 10 БВ за одновременно совершенные 2 нарушения – несвоевременное представление и представление недостоверной отчетности.
5. Правильность исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности и (или) доплаты до среднемесячного заработка в связи со страховым случаем, а также своевременность представления Белгосстраху страхователем документов, подтверждающих выплаченные пособия и доплаты.
Д-т 76-2 – К-т 70
– начислено пособие по временной нетрудоспособности за счет средств Белгосстраха;
Д-т 76-2 – К-т 70
– начислена доплата до среднемесячного заработка в связи со страховым случаем*.
__________________________
* Здесь и далее корреспонденция счетов составлена редакцией.
Справочно: порядок назначения пособий в связи со страховым случаем установлен Положением о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.04.2014 № 393.
Формы подтверждающих документов утверждены приказом Белгосстраха от 18.09.2014 № 255.
Правильность расчета пособий по временной нетрудоспособности и доплат до среднемесячного заработка в связи со страховым случаем проверяется по данным первичных учетных документов страхователя, подтверждающих назначение, исчисление и выплату пособий и доплат.
Важно! Если неправильный расчет пособия по временной нетрудоспособности или доплаты до среднемесячного заработка повлечет недоплату Белгосстраху страховых взносов, то страхователь обязан доплатить страховые взносы, а также уплатить Белгосстраху пеню в размере 1/360 ставки рефинансирования Нацбанка от неуплаченной (не полностью уплаченной) в срок суммы страхового взноса за каждый день просрочки после окончания периода, за который должен быть уплачен страховой взнос, включая день уплаты (часть вторая п. 274 Положения о страховой деятельности).
Д-т 90 – К-т 76-2
– начислены пеня и штраф.
За непредставление или несвоевременное представление страховщику подтверждающих документов страхователь уплачивает Белгосстраху штраф |*| в размере 10 БВ (часть вторая п. 275 Положения о страховой деятельности).
* Информация о том, за что налагаются штрафы в сфере обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, доступна для подписчиков электронного «ГБ»
Непредставление хотя бы одного необходимого подтверждающего документа или несоблюдение установленной формы подтверждающего документа после окончания срока для представления подтверждающих документов является основанием для наложения штрафа. Наличие ошибок в подтверждающих документах не является основанием для применения штрафа.
Оформление результатов проверки
По результатам плановой проверки, в ходе которой выявлены нарушения актов законодательства об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, составляется акт плановой проверки.
Результаты плановой проверки, в ходе которой не выявлено нарушений актов законодательства об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, оформляются справкой плановой проверки.
Акт (справка) плановой проверки в течение 2 рабочих дней со дня его (ее) подписания проверяющим вручается под подпись (направляется заказным письмом с уведомлением о вручении) проверяемому субъекту или его представителю.
На основании акта, составленного по результатам проведения плановой проверки, не позднее 5 рабочих дней со дня вручения (направления) акта плановой проверки проверяемому субъекту или его представителю должностным лицом обособленного подразделения Белгосстраха, уполномоченным в соответствии с его компетенцией рассматривать материалы проверок, выносится решение по акту плановой проверки.
Первый экземпляр решения по акту плановой проверки в течение 2 рабочих дней со дня его подписания направляется заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается под подпись проверяемому субъекту или его представителю для принятия мер по устранению выявленных нарушений.
На добровольное исполнение решения страхователю предоставляется 30 календарных дней, по истечении которых задолженность взыскивается в судебном порядке.
Возражения по акту проверки
При наличии возражений по акту (справке) проверки проверяемый субъект или его представитель делает об этом запись перед своей подписью и не позднее 15 рабочих дней со дня подписания акта (справки) представляет в письменном виде возражения по его (ее) содержанию в обособленное подразделение Белгосстраха, проводившее проверку.
Обоснованность доводов, изложенных в возражениях, изучается проверяющим, и по ним в течение 5 рабочих дней составляется письменное заключение, которое направляется проверяемому субъекту заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается проверяемому субъекту или его представителю под подпись.
При необходимости в целях подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях, не позднее 5 рабочих дней со дня поступления возражений может быть назначена дополнительная проверка в отношении проверяемого субъекта. Такая проверка проводится тем обособленным подразделением Белгосстраха, которое первоначально проводило проверку. В этом случае письменное заключение по возражениям направляется проверяемому субъекту заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается проверяемому субъекту или его представителю под подпись не позднее 5 рабочих дней со дня завершения дополнительной проверки.
Указанные выше действия представлены на схеме:
Оформление результатов плановой проверки
Обжалование результатов проверки и подача жалобы в суд
Решение, вынесенное представительством Белгосстраха по акту плановой проверки, может быть обжаловано страхователем в филиал Белгосстраха, которому подконтрольно представительство.
Решение по акту плановой проверки, вынесенное по результатам проверки, проведенной филиалом Белгосстраха, может быть обжаловано страхователем в Белгосстрах.
Подача жалобы в филиал Белгосстраха или в Белгосстрах (далее – вышестоящий орган) не исключает права страхователя на подачу жалобы в суд.
Жалоба на решение по акту проверки, на действия (бездействие) проверяющих может быть подана в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, которому проверяющие непосредственно подчинены, в течение 30 календарных дней со дня его вынесения (совершения).
Пропуск срока подачи такой жалобы является основанием для отказа в ее рассмотрении. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению проверяемого субъекта может быть восстановлен соответственно вышестоящим органом или вышестоящим должностным лицом, которому проверяющие непосредственно подчинены.
Если жалоба поступила в обособленное подразделение Белгосстраха, не уполномоченное ее рассматривать, это подразделение незамедлительно направляет ее по подведомственности.
Рассмотрение жалобы
Жалоба рассматривается в месячный срок со дня ее получения.
По итогам рассмотрения жалобы на решение по акту проверки вышестоящий орган вправе:
– оставить решение без изменения, а жалобу – без удовлетворения;
– отменить решение полностью или частично;
– внести изменения в решение.
По итогам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) проверяющего вышестоящее должностное лицо вправе:
– удовлетворить жалобу;
– оставить жалобу без удовлетворения.
Решение по жалобе в течение 3 рабочих дней со дня его принятия направляется проверяемому субъекту заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается ему или его представителю под подпись. Копия решения в такой же срок направляется в представительство или филиал Белгосстраха, решение которого обжаловалось.