Контролирующие органы в обязательном порядке проверяют реальность движения товара. И если в первичных документах обнаружится путаница, то могут снять вычеты.
Ситуация 1. Наименование товара должно быть верным
Налоговая отказала в вычете по НДС организации «Х», поскольку у нее возникли сомнения по комплекту документов, подтверждающих вывоз товара (проволоки никелевой), в адрес покупателя. В ходе дополнительных мероприятий налогового контроля были также установлены обстоятельства, которые ставили под сомнение факт приобретения товара у первоначальных постав-щиков ООО «П» через организацию-посредника «Б».
Организация «Х» утверждала, что приобрела 13 т товара для отправки его на экспорт. В отгрузочных документах в адрес покупателя также числятся 13 т проволоки никелевой.
Из документов (ТН и ТТН-1), подтверж-дающих движение товара от первоначальных поставщиков в организацию «Х», следовало, что ООО «П» отгрузило в адрес «Б» 13 т товара (8 т проволоки никелевой марки 1 + 5 т проволоки марки 2), а «Б» отгрузило в адрес «Х» 13 т никелевой проволоки марки 1.
Таким образом, из документов следует, что предметом сделки между организациями – контрагентами «Х» были разные товары (никель разных марок), которые отличаются по химическому составу и предназначению в промышленности, в количестве, равном отправленному «Х» на экспорт.
Также в ходе проверки установлено отсутствие документов, подтверждающих надлежащую перевозку спорного товара от ООО «П» к «Б»: товар весом 13 т был передан по товарной накладной (без оформления ТТН).
На основании отсутствия реальных финансово-хозяйственных отношений ИМНС отказала в вычете.
Судебные инстанции согласились с выводами ИМНС, посчитав их доказанными и обоснованными.
Ситуация 2. Проверяйте указанные в путевом листе цифры
УП использовало в своей деятельности личный транспорт сотрудников. Соответствующие договоры были заключены. Ежедневно оформлялись необходимые транспортные документы, в т.ч. путевые листы. В ходе проведения налоговой проверки ИМНС сняла с затрат суммы оплаченного автомобильного топлива.
Основанием послужили данные путевых листов организации. Согласно им в течение всего времени действия договора при заправке в бак автомобиля одноразово вливалось 70 л топлива. Однако, как следовало из технической характеристики данной модели, вместимость автомобильного бака составляла 50 л.
В отношении другого автомобиля контролеры усомнились в цифрах, указанных в графе путевого листа «Пробег, км». Так, маршрут Минск – Привольный (Минский район) – Минск составлял 210 км, а маршрут Минск – Гомель – Минск – 600 км.
Справочно: расстояние между Минском и Гомелем по маршруту дорог Е271/М5 и Е271/М5 составляет 309 км.
На основании этих фактов ИМНС не сочла указанные хозяйственные операции реально выполненными.
Ситуация 3. Грузоподъемность имеет значение
ИМНС доначислила НДС, пени и штрафы на основании недостоверности сведений о лицах, перевозящих товар для ООО, отраженных в первичных документах.
По итогам проверки ИМНС установила, что для перевозки груза со склада поставщика ООО использовало транспорт физического лица. Отношения были оформлены договором подряда. Данные об автомобиле указаны в ТТН-1.
Однако грузоподьемность транспортного средства, используемого для перевозки товара, по техническому паспорту составляла 3 т, в то время как вес товара, указанный в документах, передаваемых вместе с ним, составляет 4,2 т.
Физическое лицо, указанное в ТТН-1 в качестве водителя транспортного средства, на дату доставки груза находилось в служебной командировке по основному месту работы. Кроме того, ИМНС обратила внимание, что по договору поставки на ООО не возлагалась обязанность по доставке товара и оформлению товарно-транспортных накладных.
Проверяющие сделали вывод, что ООО неправомерно применило налоговые вычеты по НДС по приобретению товара.