Ситуация 1. Вместо двух инвентаризаций – одна
Организация провела инвентаризацию активов |*| на 1 октября 2016 г. в связи с чрезвычайной ситуацией (подтоплением помещений складов, на которых хранятся товарно-материальные ценности).
* Информация о том, в каких случаях проводится инвентаризация основных средств
Данная инвентаризация на основании приказа руководителя считалась инвентаризацией активов и обязательств, произведенной перед составлением годовой бухгалтерской отчетности за 2016 г.
Суть нарушения
Эту инвентаризацию нельзя считать инвентаризацией, произведенной перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.
Обоснование
Проведение инвентаризации активов и обязательств организации обязательно в т.ч.:
– перед составлением годовой отчетности;
– при возникновении чрезвычайных ситуаций (ст. 13 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности»; далее – Закон).
Более того, установлены конкретные сроки, не ранее которых необходимо производить инвентаризацию перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (п. 7 Инструкции по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 30.11.2007 № 180; далее – Инструкция № 180).
Так, перед составлением годовой бухгалтерской отчетности необходимо провести инвентаризацию активов и обязательств в следующие сроки:
– основных средств, нематериальных активов, незавершенного строительства, сырья, материалов, готовой продукции, товаров для реализации (в т.ч. товаров на складах, товаров в розничной торговле, тары под товаром и порожней, покупных изделий, продуктов подсобного сельского хозяйства) – не ранее 1 ноября;
– незавершенного производства и полуфабрикатов – не ранее 1 ноября;
– животных на выращивании и откорме (в т.ч. молодняка животных) – не ранее 1 ноября;
– денежных средств – не ранее 1 декабря;
– обязательств и других активов – не ранее 1 декабря.
Таким образом, обязательная инвентаризация перед составлением годовой бухгалтерской отчетности должна быть проведена с соблюдением сроков, установленных п. 7 Инструкции № 180.
Справочно: порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации включается в учетную политику организации (п. 4 ст. 9 Закона).
Особенности порядка проведения инвентаризации отдельных видов активов (предметов проката, животных на выращивании и откорме (в т.ч. молодняка животных) и птицы, продовольственных товаров в организации розничной торговли и общественного питания, остатков незавершенного производства, драгоценных металлов, библиотечных фондов, объектов интеллектуальной собственности, др.) устанавливаются нормативными правовыми актами республиканских органов государственного управления, иных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, осуществляющих методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью организаций соответствующих отраслей экономики (п. 11 Инструкции № 180).
Ситуация 2. Последствия чрезвычайной ситуации неизвестны
Организация не провела инвентаризацию активов и обязательств в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июне 2016 г. (возгорание проводки в помещении испытательной лаборатории).
Последствия чрезвычайной ситуации (порча оборудования) отражены по итогам инвентаризации, проведенной в ноябре – декабре 2016 г. перед составлением годовой индивидуальной бухгалтерской отчетности за 2016 г.
Суть нарушения
При возникновении чрезвычайной ситуации организации следовало провести инвентаризацию активов в обязательном порядке.
Обоснование
Проведение инвентаризации активов и обязательств организации необходимо в т.ч. при возникновении чрезвычайных ситуаций (ст. 13 Закона).
Закон и Инструкция № 180 не содержат конкретных сроков проведения инвентаризации при возникновении чрезвычайных ситуаций. Исходя из формулировки ст. 13 Закона, такую инвентаризацию следует проводить при первой возможности после возникновения чрезвычайной ситуации. Это позволит своевременно отразить в бухгалтерском учете ее последствия, избежать недобросовестного отношения работников к имуществу организации, искажения данных бухгалтерского учета и отчетности.
Ситуация 3. Отражение расходов по устранению последствий чрезвычайной ситуации
Согласно акту сдачи-приемки выполненных работ организация оплатила в 2017 г. работу эвакуатора по буксировке транспортного средства после дорожно-транспортного происшествия и отнесла сумму понесенных расходов в состав затрат основного производства (Д-т 20 «Основное производство»). Страховое возмещение организации не поступает, виновное лицо отсутствует.
Суть нарушения
Организация ошибочно отнесла понесенные расходы на счет 20, а не на счет 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» (субсчет 90-10 «Прочие расходы по текущей деятельности»).
Обоснование
Расходы, связанные с чрезвычайными ситуациями (в частности, дорожно-транспортное происшествие), включаются в состав прочих расходов по текущей деятельности, учитываемых на счете 90 (субсчет 90-10) (п. 13 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102; далее – Инструкция № 102).
Как исправить ошибку
В бухгалтерском учете организации составляются записи:
Д-т 20 – К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
– методом «красное сторно» на сумму расходов по буксировке транспортного средства в связи с чрезвычайной ситуацией;
Д-т 90 (субсчет 90-10) – К-т 60
– отражена сумма расходов по буксировке транспортного средства в связи с чрезвычайной ситуацией.
Ситуация 4. Исправление последствий чрезвычайной ситуации или модернизация?
В результате чрезвычайной ситуации была существенно повреждена крыша здания. В результате подрядчик выполнил для организации работы по демонтажу остатков прежней крыши и по укладке новой крыши.
По первичным учетным документам работы были расценены как модернизация здания (переустройство крыши).
Суть нарушения
Организация ошибочно отнесла понесенные расходы на счет 90, субсчет 90-10 |*|, а не на счет 08 «Вложения в долгосрочные активы».
* Информация об отражении в учете доходов и расходов по текущей деятельности
Обоснование
Действительно, согласно п. 13 Инструкции № 102 расходы, связанные с чрезвычайными ситуациями, включаются в состав прочих расходов по текущей деятельности, учитываемых на счете 90 (субсчет 90-10).
Однако в данном случае необходимо учитывать также следующие нормы законодательства.
Для целей Инструкции № 102 не признается расходами организации выбытие активов в связи с приобретением и созданием основных средств и других долгосрочных активов (п. 4 Инструкции № 102).
Если актив обеспечивает получение экономических выгод в течение нескольких отчетных периодов, то расходы признаются в бухгалтерском учете путем распределения стоимости актива между соответствующими отчетными периодами (п. 34 Инструкции № 102).
Фактические затраты, связанные с реконструкцией (модернизацией, реставрацией) основных средств, проведением иных аналогичных работ, отражаются записью: Д-т 08 – К-т 60 и др. (п. 20 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 30.04.2012 № 26).
Суммы данных затрат, учтенные на счете 08, списываются с этого счета в дебет счета 01 «Основные средства» по окончании работ.
Амортизируемая стоимость основных средств изменяется в т.ч. в случае модернизации (п. 9 Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной постановлением Минэкономики, Минфина и Минстройархитектуры Республики Беларусь от 27.02.2009 № 37/18/6 (далее – Инструкция № 37/18/6)).
Справочно: модернизация – совокупность работ по усовершенствованию объекта путем замены его конструктивных элементов и систем более эффективными, приводящая к повышению технического уровня и экономических характеристик объекта (приложение 5 к Инструкции № 37/18/6).
При модернизации:
– технико-экономические показатели – изменяются;
– конструкция и комплектация – не изменяются;
– ресурс – может увеличиться;
– срок службы – может быть пересмотрен;
– стоимость объекта – изменяется.
Несмотря на то что замена крыши явилась следствием чрезвычайной ситуации, в данном случае понесенные расходы на нее должны изменить стоимость основного средства, поскольку имеет место модернизация здания.
Как исправить ошибку
При обнаружении ошибки в определении амортизируемой стоимости ее исправляют в месяце обнаружения путем пересчета сумм ранее начисленной амортизации с отражением в бухгалтерском учете в установленном порядке (абз. 3 п. 24 Инструкции № 37/18/6) |*|.
* Информация об особенностях начисления амортизации основных средств
В бухгалтерском учете организации составляются записи:
Д-т 90 (субсчет 90-10) – К-т 60
– методом «красное сторно» отражаются расходы на модернизацию крыши;
Д-т 01 – К-т 60
– отражаются расходы в связи с модернизацией;
Д-т 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные затраты», 44 «Расходы на реализацию» и др. – К-т 02 «Амортизация основных средств»
– на сумму доначисленной амортизации здания.
Исправления в данные налогового учета вносятся в соответствии с требованиями п. 8 ст. 63 Налогового кодекса Республики Беларусь и Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, утвержденной постановлением МНС Республики Беларусь от 24.12.2014 № 42.
В частности, в отношении налога на прибыль, исчисляемого нарастающим итогом с начала налогового периода, при обнаружении ошибок за прошлый отчетный период текущего налогового периода изменения (дополнения) отражаются в налоговой декларации, представляемой за очередной отчетный период текущего налогового периода.