Знает ли налогоплательщик о проведении камеральной проверки?
О начале камеральной проверки налогоплательщик, как правило, может не знать, поскольку налоговые органы его не информируют и предписание на проведение данного вида проверки не оформляется. Камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основании изучения налоговых деклараций, деклараций о доходах и имуществе, иных документов и (или) информации о плательщике, имеющихся в налоговом органе.
Камеральный контроль |*| налоговых деклараций по НДС на основе данных Портала ЭСЧФ является разновидностью камеральной проверки. Налоговые органы без выезда в организацию имеют возможность проанализировать данные налоговых деклараций, сравнить ее с данными Портала ЭСЧФ, запросить необходимую информацию у других компетентных организаций. Если по результатам проверки никаких нарушений не обнаружено, то акт не оформляется и плательщик не информируется о проведении камеральной проверки. Полученные результаты учитываются в последующем налоговом контроле.
Как проводится камеральная проверка?
Камеральная проверка включает предварительный и последующий этапы ее проведения (ст. 73 Налогового кодекса Республики Беларусь; далее – НК).
В случае выявления налоговым органом в ходе предварительного этапа камеральной проверки ошибок в заполнении налоговой декларации (расчета) плательщику направляется сообщение с предложением не позднее 5 рабочих дней со дня получения сообщения внести в нее соответствующие исправления и (или) представить пояснения. Сообщение по установленной форме направляется в электронном или письменном виде.
Последующим этапом камеральной проверки устанавливаются:
– полнота исчисления налогов, сборов (пошлин) и достоверность сведений, указанных плательщиком в налоговых декларациях (расчетах);
– соответствие данных, содержащихся в налоговой декларации (расчете) и прилагаемых к ней документах и (или) информации, иным имеющимся в налоговом органе документам и (или) информации о деятельности плательщика;
– обоснованность применения плательщиком налоговых ставок и льгот.
При выявлении в ходе последующего этапа камеральной проверки неполноты сведений, ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) документах, представленных плательщиком в соответствии с законодательством, их несоответствия документам и (или) информации, имеющимся в налоговом органе, либо непредставления налоговой декларации (расчета) при наличии объектов налогообложения плательщику направляется уведомление с предложением не позднее 10 рабочих дней со дня его направления представить дополнительные документы, информацию и (или) пояснения, либо внести соответствующие исправления в налоговую декларацию (расчет) и (или) документы, либо представить налоговую декларацию (расчет). Уведомление по установленной форме направляется в электронном или письменном виде. Уведомление в письменной форме направляется заказным письмом с уведомлением о вручении плательщику или его представителю.
Если плательщиком после получения уведомления не представлены дополнительные документы, информация и (или) пояснения, либо не внесены соответствующие исправления, либо не представлена налоговая декларация (расчет), налоговый орган при проведении камеральной проверки вправе истребовать у плательщика первичные учетные документы.
При обнаружении в ходе камеральной проверки обстоятельств, указывающих, что плательщиком допускаются правонарушения, которые не могут быть полностью подтверждены камеральной проверкой на основании представленных (непредставленных) в соответствии с законодательством плательщиком документов, может быть назначена проверка в порядке, установленном законодательством.
Какие ошибки, допущенные налогоплательщиками, наиболее часто выявляются при проведении камерального контроля?
Как правило, эти ошибки связаны с необоснованным принятием плательщиками налоговых вычетов, что приводит к неверному исчислению НДС к уплате в бюджет.
Такая ситуация может сложиться:
– при несвоевременном подписании полученных ЭСЧФ |*|;
– в случае искажения суммы НДС, уплаченной при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь;
– при принятии к вычету «ввозного» НДС в том отчетном периоде, в котором не истекло 30 календарных дней с даты их выпуска в соответствии с заявленной таможенной процедурой без выставлении ЭСЧФ;
– при принятии правопреемником налоговых вычетов при реорганизации организации без выставления ЭСЧФ.
Если при камеральном контроле обнаруживаются ошибки, они подлежат исправлению. Например, если выявлены несвоевременно подписанные ЭСЧФ (подписание произведено после сдачи отчетности, в то же время данные суммы НДС отражены в составе налоговых вычетов), необходимо сдать уточненную декларацию по НДС, откорректировав при этом сумму вычетов. Напомним, что суммы НДС подлежат вычету и отражению в налоговой декларации в том отчетном периоде, в котором ЭСЧФ подписан (подп. 5.1 п. 5, п. 6 ст. 132 НК, п. 16 Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, утвержденной постановлением МНС Республики Беларусь от 03.01.2019 № 2).
Какие налоговые вычеты может принять правопреемник при реорганизации организации?
Правопреемник вправе принять к вычету суммы НДС реорганизованной организации, переданные согласно передаточному акту, разделительному балансу (передаточный акт составляется при слиянии, присоединении, преобразовании, разделительный баланс – при разделении, выделении). Передаче правопреемнику подлежат суммы НДС, предъявленные при приобретении объектов либо уплаченные при ввозе товаров и не принятые к вычету до реорганизации такой организации (подп. 25.6 п. 25 ст. 133 НК).
При передаче налоговых вычетов правопреемнику передающей стороной выставляется ЭСЧФ, в котором указываются передаваемые суммы НДС (подп. 2.5 п. 2 ст. 131 НК). Налоговые вычеты у правопреемника производятся на основании ЭСЧФ в общеустановленном порядке.
Какие данные используются ИМНС при проведении камерального контроля налоговых деклараций по НДС?
При проведении камерального контроля анализируются сведения, имеющиеся на Портале ЭСЧФ, и налоговые декларации. Кроме того, привлекается информация, представляемая другими организациями, например Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь. В качестве примера рассмотрим ситуацию, когда организацией была допущена арифметическая ошибка при создании и направлении ЭСЧФ по «ввозному» НДС, сумма налога не соответствует фактически уплаченной при ввозе товара. По стр. 1.3 разд. IV части I декларации по НДС также отражена сумма НДС в соответствии с ЭСЧФ. Таким образом, в случае самостоятельного проведения организацией предварительного контроля на портале ЭСЧФ отклонения между данными портала ЭСЧФ и налоговой декларацией не выявляются. Однако организация получит уведомление о представлении дополнительных документов, информации и (или) пояснений, либо внесении соответствующих исправлений в налоговую декларацию (расчет) и (или) документы, либо представлении налоговой декларации.
Какую информацию содержит такое уведомление налогового органа?
В уведомлении указывается, в налоговой декларации |*| за какой период выявлено неправомерное превышение налоговых вычетов, размер отклонений между суммой, отраженной в налоговой декларации по стр. 1.3 разд. IV части I, и суммой уплаченных платежей по сведениям Государственного таможенного комитета Республики Беларусь, подлежащих вычету в отчетном периоде, а также сумма НДС к уплате (возврату) по данным плательщика и данным ИМНС.
* Об отражении в налоговой декларации налоговых вычетов по НДС, уплаченному на таможне
Если организация получила уведомление, то каковы ее дальнейшие действия?
Если в ходе последующего этапа камерального контроля налоговым органом обнаружены отклонения между налоговой декларацией и данными Портала ЭСЧФ, налоговый орган направляет в адрес плательщика уведомление. Плательщику не позднее 10 рабочих дней со дня направления уведомления рекомендуется либо дать пояснения по выявленным отклонениям, либо подать уточненную декларацию по НДС. Если плательщик не подаст уточненную декларацию, не предоставит пояснения по выявленным отклонениям либо налоговый орган выявит нарушения, оформляется акт камеральной проверки.
При подаче уточненной декларации на титульном листе декларации плательщик обязан указать номер и дату уведомления. При отсутствии этой информации уточненная декларация не будет ответом плательщика на уведомление налогового органа, соответственно налоговый орган может не получить в 10-дневный срок ответ на уведомление. Результатом такого неверного оформления уточненной декларации может оказаться акт камеральной проверки со всеми вытекающими последствиями.
Напоминаю, что за неуплату или неполную уплату плательщиком суммы налога предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 40 % от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее 10 базовых величин (ч. 1 ст. 13.6 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях; далее – КоАП).
Справочно: согласно ч. 2 приложения к ст. 13.6 КоАП не является административным правонарушением неуплата или неполная уплата сумм налога, если причитающаяся сумма уплачена до составления акта камеральной проверки.