Перечень доходов, непризнаваемых объектом обложения подоходным налогом, дополнился новыми позициями (п. 2 ст. 153 НК) |*|
* Изменения, произошедшие в 2015 г. в ст. 153 НК, доступны для подписчиков электронного «ГБ»
1. С 1 июля 2016 г. вступает в силу Закон Республики Беларусь от 04.06.2015 № 276-З «Об альтернативной службе». Им предусмотрено, что граждане, проходящие альтернативную службу, освобождаются от платы за пользование предоставленным им на период прохождения альтернативной службы помещением и за жилищно-коммунальные услуги. При этом финансироваться указанные расходы будут за счет средств местных бюджетов (ст. 34 Закона № 276-З).
В связи с этим п. 2 ст. 153 НК дополнен новым подп. 2.161, согласно которому объектом обложения подоходным налогом не признают доходы, полученные плательщиками в размере платы, производимой за счет средств местных бюджетов, за пользование предоставленным на период прохождения альтернативной службы помещением и за жилищно-коммунальные услуги.
Отметим, что подп. 2.161 п. 2 ст. 153 НК вступает в силу также с 1 июля 2016 г. (ст. 14 Закона № 343-З).
2. Расширен перечень случаев, при которых доходы, полученные физическими лицами в рамках проведения рекламы и рекламных игр, если по условиям их проведения отсутствуют сведения о получателях этих доходов, не признаются для этих физических лиц объектом обложения подоходным налогом (подп. 2.17 п. 2 ст. 153 НК).
Так, с 1 января 2016 г. указанные доходы не будут облагаться подоходным налогом и в случае, если они будут получены в виде выполненных для них работ или оказанных услуг.
Таким образом, норма НК приведена в соответствие со ст. 2 Закона Республики Беларусь от 10.05.2007 № 225-З «О рекламе», которой определено, что объектом рекламирования может являться не только товар, но и работа, и услуга.
Напомним, что согласно прежней редакции подп. 2.17 п. 2 ст. 153 НК объектом обложения подоходным налогом не признавались доходы, полученные плательщиками только в размере стоимости товаров, розданных в рамках проведения рекламы и рекламных игр, если по условиям их проведения отсутствуют сведения о получателях таких товаров.
Пример 1. Рекламная услуга
СТО в рамках проведения рекламной акции |*| для привлечения клиентов оказывает физическим лицам бесплатные услуги по проверке технического состояния их автомобилей (участники акции информацию о себе не предоставляют).
В рассматриваемом случае стоимость услуги по проверке технического состояния автомобилей не признается объектом обложения подоходным налогом, поскольку рекламная услуга предназначена для неопределенного круга лиц, сведения о которых организации неизвестны.
* Порядок отражения в бухгалтерском и налоговом учете в 2015 г. операций с материалами, использованными в рекламных целях, доступен для подписчиков электронного «ГБ»
С учетом внесенных изменений в ст. 154, 155 и 175 НК представительства, органы международных организаций и межгосударственных образований не признаются налоговыми агентами
В целях установления единого налогового режима в отношении представительств и органов межгосударственных образований и получаемых от них физическими лицами доходов Законом № 343-З внесены изменения в ст. 154, 155 и 175 НК, согласно которым межгосударственные образования, так же как и международные организации, не признаются налоговыми агентами.
Указанная корректировка вызвана тем, что в законодательстве Республики Беларусь, а также международных правовых актах понятие «межгосударственное образование» не имеет четкого определения и критериев для квалификации в качестве такового.
Итак, в таблице рассмотрим, какие доходы с 1 января 2016 г. относятся к полученным от источников в Республике Беларусь, а какие – к полученным от источников за пределами Республики Беларусь:
По отдельным ситуациям уточнен порядок определения налоговой базы (ст. 156 НК)
Корректировка ст. 156 НК вызвана включением Законом № 343-З положений, предусматривающих:
1) установление ставки подоходного налога в размере 16 % в отношении доходов, определенных налоговым органом в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 02.04.2015 № 3 «О предупреждении социального иждивенчества» в размере сумм превышения расходов граждан над их доходами (подп. 4.2 п. 4 ст. 173 НК).
Налоговая база в отношении указанных доходов определяется как денежное выражение суммы такого превышения без применения налоговых вычетов, предусмотренных ст. 164–166 и 168 НК (п. 5 ст. 156 НК).
Пример 2. Налоговый контроль над доходами
Налоговый орган при осуществлении контроля за соответствием расходов гражданина доходам установил, что его расходы превышают подтвержденные доходы на 5 000 000 руб.
При исчислении подоходного налога с указанного дохода налоговые вычеты, предусмотренные ст. 164–166 и 168 НК, не применяются. При этом размер подоходного налога с указанного дохода составит 800 000 руб. (5 000 000 × 16 % / 100 %);
2) возможность проведения непосредственно налоговыми агентами (белорусскими организациями, осуществляющими деятельность на территории иностранного государства через постоянные представительства) зачета сумм подоходного налога, уплаченного в бюджет иностранного государства (п. 11 ст. 182 НК).
Справочно: исчисленные в соответствии с законодательством иностранного государства и удержанные у плательщика, являющегося налоговым резидентом Республики Беларусь, суммы налога с доходов, полученных плательщиком за работу в постоянном представительстве, подлежат зачету в пределах таких сумм, но не более суммы подоходного налога, исчисленной с указанных доходов в соответствии с НК.
Если сумма исчисленного белорусской организацией в соответствии с законодательством Республики Беларусь подоходного налога больше суммы уплаченного в бюджет иностранного государства и соответственно зачтенного налога, подоходный налог в размере такого превышения уплачивается в бюджет Республики Беларусь (п. 11 ст. 182 НК).
Налоговую базу подоходного налога при исчислении подоходного налога в соответствии с законодательством Республики Беларусь белорусские организации, осуществляющие деятельность на территории иностранного государства через постоянные представительства, определяют за каждый календарный месяц налогового периода как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, применяемых в соответствии со ст. 164 НК с учетом особенностей, установленных гл. 16 НК (п. 31 ст. 156 НК).
Таким образом, социальные и имущественные налоговые вычеты при определении налоговой базы в отношении указанных доходов не применяются.
Важно! Возможность применения социальных и имущественных налоговых вычетов может быть реализована работником по возвращении в Республику Беларусь;
3) упразднение льготы в отношении доходов плательщиков в виде выигрышей (возвращенных несыгравших ставок), полученных физическими лицами от организаторов азартных игр – юридических лиц Республики Беларусь, и установление ставки подоходного налога с этих доходов в размере 4 % (п. 5 ст. 173 НК).
Налоговая база в отношении указанных доходов определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, без применения налоговых вычетов, предусмотренных ст. 164–166 и 168 НК, и освобождения от подоходного налога, предусмотренного частью первой подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК |*| (п. 41 ст. 156 НК).
* Изменения, произошедшие в 2015 г. в ст. 163 НК, доступны для подписчиков электронного «ГБ»
Справочно: от подоходного налога освобождаются доходы, не являющиеся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей, в т.ч. в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок (за исключением путевок, указанных в подп. 1.101 п. 1 ст. 163 НК), получаемые:
– от организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся местом основной работы (службы, учебы), в т.ч. пенсионерами, ранее работавшими в этих организациях и у индивидуальных предпринимателей, – в размере, не превышающем 14 940 000 руб., от каждого источника в течение налогового периода (за исключением доходов, указанных в подп. 1.191 п. 1 ст. 163 НК);
– иных организаций и индивидуальных предпринимателей, за исключением доходов, указанных в подп. 1.26 п. 1 ст. 163 НК, – в размере, не превышающем 990 000 руб., от каждого источника в течение налогового периода (часть первая подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК).
Пример 3. Получен выигрыш от казино
Физическое лицо от казино (юридическое лицо Республики Беларусь) получило выигрыш в размере 10 000 000 руб.
В рассматриваемой ситуации казино как налоговый агент при выплате физическому лицу выигрыша должно удержать с него подоходный налог в размере 400 000 руб. (10 000 000 × 4 % / 100 %).
Кроме того, в целях систематизации в НК положений, касающихся применения стандартных налоговых вычетов при определении налоговой базы, п. 3 ст. 156 НК дополнен следующей нормой: из начисленного дохода, в отношении которого ставки подоходного налога установлены п. 1 и подп. 3.1 и 3.3 п. 3 ст. 173 НК, вычитаются стандартные налоговые вычеты в размерах, действовавших в месяце, за который исчисляется подоходный налог.
До вступления в силу Закона № 343-З указанное требование содержалось в подп. 3.4 п. 3 ст. 175 НК.
Пример 4. Определение даты фактического получения дохода
Работнику организации в январе 2016 г. ввиду допущенной счетной ошибки доначислена заработная плата за ноябрь 2015 г. в сумме 100 000 руб. Заработная плата за ноябрь 2015 г. составила 4 000 000 руб.
Датой фактического получения дохода в виде оплаты труда является последний день месяца, за который плательщику был начислен доход за выполнение трудовых обязанностей согласно трудовому договору (контракту) (п. 11 ст. 172 НК). Соответственно доначисленная заработная плата в сумме 100 000 руб. включается в доход за ноябрь 2015 г., и стандартные налоговые вычеты вычитаются в размерах, действовавших в этом месяце.
Необходимо отметить, что по сравнению с 2015 г. не претерпел изменений порядок определения налоговой базы в отношении указанных доходов, а также доходов, в отношении которых ставки подоходного налога с физических лиц установлены п. 2, подп. 3.2 п. 3 ст. 173 НК, а также доходов, исчисленных налоговым органом исходя из сумм превышения расходов над доходами в соответствии с законодательством о декларировании физическими лицами доходов и имущества.
Нормы ст. 160 НК приведены в соответствие с нормами Закона о рынке ценных бумаг*
___________________
* Закон Республики Беларусь от 05.01.2015 № 231-З «О рынке ценных бумаг» (далее – Закон о рынке ценных бумаг).
Корректировка ст. 160 «Особенности определения налоговой базы, исчисления, удержания и уплаты подоходного налога при получении доходов по операциям с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок» НК вызвана необходимостью приведения ее в соответствие с Законом о рынке ценных бумаг.
Так, согласно ст. 26 Закона о рынке ценных бумаг к профессиональным участникам рынка ценных бумаг относятся дилеры, брокеры и доверительные управляющие, которые осуществляют куплю-продажу эмиссионных ценных бумаг между собой только на организованном рынке, за исключением случаев, установленных законодательными актами Республики Беларусь о ценных бумагах.
В связи с этим в целях исключения случаев дублирования в НК одинаковых положений из пп. 4 и 5 ст. 160 НК |*| исключены биржевые брокеры.
* Изменения, произошедшие в 2015 г. в порядке определения налоговой базы подоходного налога и перечне не облагаемых подоходным налогом объектов, доступны для подписчиков электронного «ГБ»
Кроме того, с учетом внесенных в ст. 160 НК изменений с 1 января 2016 г. налоговый вычет в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов на приобретение, реализацию, погашение и хранение ценных бумаг или в размере 10 % доходов, полученных по операциям с ценными бумагами, в течение налогового периода может предоставить эмитент, приобретающий ценные бумаги собственной эмиссии на неорганизованном рынке (с указанной даты он наравне с профессиональным участником рынка ценных бумаг признается налоговым агентом).
Пример 5. Налоговый вычет при реализации акций
В январе 2016 г. ОАО приобрело у физического лица 100 акций, эмитентом которых это ОАО является, по цене 50 000 руб. за одну акцию, всего на сумму 5 000 000 руб. в свою очередь физическое лицо ранее приобрело эти акции в 2014 г. по цене 40 000 руб. за одну акцию. При этом документы, подтверждающие их приобретение, реализацию и хранение, им были утеряны.
Размер налогового вычета, который может учесть ОАО как налоговый агент при определении дохода от реализации данных ценных бумаг, составляет 500 000 руб. (5 000 000 × 10 % / 100 %).
При этом размер подоходного налога составит 585 000 руб. ((5 000 000 – 500 000) × 13 % / 100 %).
К выплате физическому лицу за приобретенные у него акции подлежит сумма в размере 4 415 000 руб (5 000 000 – 585 000).
Статья 1601 НК дополнилась новыми положениями
В целях совершенствования порядка определения налоговой базы, исчисления, удержания и уплаты подоходного налога при получении доходов по операциям доверительного управления денежными средствами необходимые изменения внесены в ст. 1601 НК.
Так, согласно законодательству договор доверительного управления денежными средствами может заключаться как в белорусских рублях, так и в иностранной валюте. Вместе с тем до настоящего времени НК не был установлен порядок определения налогооблагаемого дохода в белорусских рублях при осуществлении соответствующих расходов в иностранной валюте.
В этих целях Закон № 343-З дополнил п. 2 ст. 1601 НК положениями, в соответствии с которыми документально подтвержденные расходы, возмещенные (понесенные) вверителем и (или) выгодоприобретателем и связанные с операциями, совершаемыми доверительным управляющим по договору доверительного управления денежными средствами, произведенные в иностранной валюте, подлежат пересчету в белорусские рубли по официальному курсу белорусского рубля к соответствующей иностранной валюте, установленному Нацбанком Республики Беларусь на дату фактического получения плательщиком доходов по операциям доверительного управления денежными средствами.
Пример 6. Доходы по операциям доверительного управления денежными средствами
Физическое лицо в январе 2016 г. заключило с доверительным управляющим договор доверительного управления принадлежащих ему денежных средств в белорусских рублях с целью проведения операций с валютными ценностями сроком на 6 месяцев. Размер вознаграждения доверительному управляющему составил 20 долл. США.
По данному договору получен доход в размере 855 000 руб.
При получении доходов в денежной форме дата фактического получения дохода определяется как день выплаты дохода (в т.ч. перечисления дохода на счета плательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц, а также день зачисления электронных денег в электронный кошелек плательщика либо по его поручению в электронный кошелек третьих лиц) (подп. 1.1 п. 1 ст. 172 НК).
Курс доллара США, установленный Нацбанком на день выплаты, составил 19 000 руб.
Для определения налоговой базы расходы физического лица по данному договору необходимо перевести в белорусские рубли по курсу, установленному Нацбанком на день выплаты дохода, – 380 000 руб. (20 долл. × 19 000 руб.).
Таким образом, размер облагаемой налоговой базы в данном случае составит 475 000 руб. (855 000 – 380 000).
Также с 1 января 2016 г. с учетом внесенных в ст. 1601 НК изменений при определении налоговой базы не будет учитываться убыток, полученный при прекращении срока действия договора доверительного управления денежными средствами.
Напомним, что до 1 января 2016 г. в случае получения убытка при прекращении действия договора доверительного управления денежными средствами такой убыток уменьшал налоговую базу подоходного налога, определенную нарастающим итогом за период действия договора. При этом при исчислении подоходного налога налоговый агент учитывал ранее удержанные и перечисленные в бюджет суммы налога с доходов по операциям доверительного управления денежными средствами. Возврат излишне удержанного у плательщика подоходного налога осуществлялся в порядке, установленном п. 3 ст. 181 НК.
Пример 7. Определение налоговой базы в 2016 г. и 2015 г.
2016 г. Небанковская кредитно-финансовая организация в январе 2016 г. заключила с физическим лицом договор доверительного управления принадлежащих ему денежных средств с целью проведения операций с драгоценными металлами сроком на 9 месяцев. Согласно заключенному договору выплата дохода физическому лицу от проведения указанных операций осуществляется каждые 3 месяца (1 апреля, 1 июля и 1 октября). При этом размер вознаграждения доверительному управляющему составляет 200 000 руб. в месяц.
По итогам I квартала 2016 г. полученный доход составил 2 000 000 руб. При этом размер налоговой базы подоходного налога составил 1 400 000 руб. (2 000 000 – (200 000 × 3 мес.)), а сумма уплаченного в бюджет подоходного налога – 182 000 руб. (1 400 000 × 13 % / 100 %).
По итогам II квартала 2016 г. полученный доход составил 1 400 000 руб. При этом размер налоговой базы подоходного налога – 800 000 руб. (1 400 000 – (200 000 × 3 мес.)), а сумма уплаченного в бюджет подоходного налога – 104 000 руб. (800 000 × 13 % / 100 %).
По итогам III квартала 2016 г. получен убыток в размере 1 300 000 руб.
В рассматриваемом случае полученный в III квартале 2016 г. убыток не учитывается при определении налоговой базы, а налоговая база соответственно равна 0.
2015 г. В аналогичной ситуации, но применительно к 2015 г. налоговая база подоходного налога, определенная нарастающим итогом за период действия договора доверительного управления денежными средствами, составила бы 300 000 руб. (2 000 000 + 1 400 000 – 1 300 000 – (200 000 × 9 мес.)). Размер подоходного налога с указанной суммы составил бы 39 000 руб.
Таким образом, излишне удержанная у плательщика сумма подоходного налога составила бы 247 000 руб. (182 000 + 104 000 – 39 000).
При этом указанная излишне удержанная налоговым агентом сумма подоходного налога с физических лиц должна быть зачтена им в уплату предстоящих платежей подоходного налога с физических лиц либо возвращена плательщику (п. 3 ст. 181 НК).